Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия.
Введение ……...………………………………………..………………………… 3
Часть 1: Цели и задачи денежно-кредитной политики ……………...…..… 4
1.1. Цель, задачи, объекты …………..…………………………………… 4
1.2. Целевой подход денежной политики …………………….…….….. 5
1.3. Этапы ………………………………………………………….……… 6
Часть 2. Основные инструменты денежно- кредитной политики Центрально банка ……………………………………………………………………………... 7
2.1. Перечень инструментов …………………….………………….……. 7
2.2. Ценные бумаги ……………………..…………………………........... 8
Часть 3. Особенности денежно- кредитной политики Республики Беларусь …………………………………………………………………………………… 23
3.1 Три этапа эволюции ………………………… ………….………...... 23
3.2. Путь к стабилизации …… …………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………….…… 27
Литература ………………………………………………………………………28
Поэтому появляется опасность недобросовестного поведения со стороны коммерческих банков. Опираясь на гарантированную поддержку со стороны ЦБ, коммерческие банки при проведении активных операций склонны принимать на себя больший финансовый риск. Такая позиция особенно характерна для крупных коммерческих банков, которые умеют собственные проблемы превратить в общенациональные. Их несвоевременное разрешение может привести к серьезному банковскому кризису и финансовой панике.
Не случайно современная денежно-кредитная политика обязательно включает достаточно сложную подсистему банковского регулирования и пруденциального надзора за деятельностью всех коммерческих банков.
Отчисления в фонд обязательных резервов.
Такой инструмент регулирования денежно-кредитной сферы оказывает воздействие не на отдельные банки, а на всю национальную банковскую систему, определяет объем предложения денег и во многом носит административный характер.
В данном случае речь идет не о каком-то страховом или в буквальном смысле слова резервном фонде банковского дела. Фонд обязательных резервов (ФОР) создается в ЦБ страны за счет денежных средств, мобилизованных коммерческими банками в виде депозитов. Отчисления в данный фонд имеют обязательный характер, осуществляются в % от объема привлеченных банком вкладов физических и юридических лиц. (См. рис. 7)
Обязательные резервы — установленная денежными властями часть денежных ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию в центральный банк на беспроцентный резервный счет.
Впервые такой метод регулирования денежно-кредитной сферы с использованием обязательных резервов был введен в США в 1933 году. В настоящее время в подавляющем большинстве стран мира применяется как важнейший инструмент денежно-кредитной политики.
С чем связано создание обязательных резервов? Ответ — приходится учитывать действие денежного мультипликатора. За счет таких административных мер ЦБ страны ограничивает процесс создания и банковской системе кредитных денег («денег жирооборота»), контролирует уровень денежного (кредитно-депозитного) мультипликатора. (См. рис. 7)
Примечание. Ранее при расчете денежного мультипликатора мы исходили из того, что на практике ЦБ страны обязывает коммерческие банки часть мобилизованных денежных средств (депозитов) размещать у себя на специальных беспроцентных счетах. Наличие такого ограничения приводит к тому, что денежная мультипликация в рамках национальной банковской системы постепенно угасает. Например, элементарные математические преобразования показывают, что при норме отчислений в ФОР в 20% кредитно-депозитный мультипликатор не может быть больше 5.
Каких последствий можно ожидать, если ЦБ, например, увеличит норму отчислений в ФОР?
При увеличении нормы обязательных отчислений в национальной банковской системе уменьшаются избыточные резервы и, как следствие, сокращается кредитный потенциал коммерческих банков. В дальнейшем сокращение кредитного портфеля вызывает уменьшение процентных доходов коммерческих банков. Но самое главное — ослабевает денежная мультипликация или способность коммерческих банков создавать деньги жирооборота».
Пример. Предположим, на определенную дату коммерческий банк
сумел мобилизовать денежные вклады населения в объеме 1000 талеров.
ЦБ довел норматив обязательных отчислений 20%. Тогда обязательные
резервы составят 200 талеров, которые будут изъяты из каналов денежно-
го обращения и депонированы в ЦБ на специальном беспроцентном счете.
Таким простым способом определенная часть денежного капитала (при-
влеченные средства) будет выведена из коммерческого оборота.5
Прирост депозитной базы
коммерческого банка
Отчисления
в фонд обязательных
резервов
Возврат средств
при сокращении
депозитной базы
Денежный мультипликатор
Увеличение
денежной массы
Рис. 15.7. Формирование обязательных и избыточных резервов коммерческого банка
Избыточные резервы, которые определяют возможности кредитования, составят 800 талеров. Денежный мультипликатор (с учетом нормы отчислений в ФОР) будет равен 5. Следовательно, общее увеличение депозитов в банковской системе составит 5 000 талеров.
Наоборот, при снижении ЦБ норматива отчислений в ФОР с 20 до 10% наращивается кредитный потенциал данного коммерческого банка (900 талеров). Можно ожидать, что возрастут его доходы и прибыль. Кредитные ресурсы становятся менее дорогими, увеличивается платежеспособность национальной банковской системы и ее ликвидность. Денежный мультипликатор будет равен 10. Общее увеличение банковских депозитов составит 10 000 талеров (т. е. 1000 х 10 == 10 000).
Следует отметить, что в современной банковской практике нормы отчислений в ФОР пересматриваются довольно редко. Это связано с тем, что данный инструмент оказывает сильное воздействие на объем предложения денег. За счет использования данного инструмента невозможно обеспечить небольших изменений объема денежного предложения, т. е. точную настройку денежного предложения.
Обратим внимание на то, что норматив отчислений в обязательные резервы во многом имеет административный характер, выступает как своеобразная «продразверстка» на банковский капитал. Из-за резервирования денежных средств, мобилизованных банком на платной основе, банки теряют часть дохода. Это снижает их конкурентную способность по сравнению с теми кредитными организациями, которые освобождены от отчислений подобного рода. Чтобы компенсировать потери, есть соблазн повысить процентную ставку по кредитам клиентам банка, что ведет к увеличению издержек производства в реальном секторе экономики.
Поэтому на практике по мере
развития национальных финансовых рынков
масштаб использования данного
инструмента регулирования
В ряде стран резервные требования отменены как малоэффективные (Великобритания) или их нормативы существенно снижены (Германия, Франция и т. д.). В странах переходного периода (Россия, Беларусь и т. д.) такой прием денежно-кредитного регулирования используется в качестве обязательного инструмента.
Политика дешевых и дорогих денег
В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:
1) политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
2) политика дорогих
денег («политика кредитной
В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в ФОР автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.),
Политика «дешевых денег»
в финансовой сфере всегда дополняется
проведением курса «мягких
Во втором варианте — при реализации политики «дорогих денег» — мы имеем нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.
Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.
Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.
Вместе с тем следует признать, что потенциал воздействия ЦБ на состояние денежно-кредитной сферы также ограничен. Снижение уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики, появление убыточных или малоприбыльных отраслей, бактеризация системы расчетов, «долларизация экономики» и импорт инфляции накладывают значительные ограничения на механизм денежно-кредитного регулирования. Такое же ограничивающее воздействие оказывают снижение доверия населения к государственной власти, наращивание дефицита торгового баланса, снижение па внешних рынках конкурентной способности отечественных производителей.
Надо учитывать и то, что передаточный механизм воздействия денежно-кредитной политики па макроэкономические процессы всегда нуждается в определенном лаге времени, что также снижает ее эффективность.
Эти и другие вопросы
современной денежно-кредитной
Глава 3 . Особенности денежно-кредитной политики в условиях Республики Беларусь
3.1. Три этапа эволюции.
В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства есть основание выделять несколько основных этапов.
Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты Национальному банку Республики Беларусь де-юре было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.
Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денем но-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансией.
Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.
3.2. Денежно-кредитная экспансия.
К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ
были получены стабилизационные
кредиты. Доминировало убеждение о
необходимости ограничения
денежное предложение и подавить гиперинфляцию.
В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специально Антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянута программа так и не была выполнена должным образом.
Нарастание кризиса
неплатежей и обострение других проблем
в условиях сдерживания радикальных
преобразований, отсутствие должной
теоретической концепции
Примечание. Действительно, в устойчиво развивающихся странах степень монетизации ВВП в некоторых случаях превышает 100% (например, ФРГ, Япония и т. д.). Что касается стран с переходной экономикой, то к середине 90-х годов монетизации ВВП была равна лишь 10-12%.
Информация о работе Кредитно- денежная политики в Республике Беларусь