Кредитно- денежная политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия.

Содержание

Введение ……...………………………………………..………………………… 3
Часть 1: Цели и задачи денежно-кредитной политики ……………...…..… 4
1.1. Цель, задачи, объекты …………..…………………………………… 4
1.2. Целевой подход денежной политики …………………….…….….. 5
1.3. Этапы ………………………………………………………….……… 6
Часть 2. Основные инструменты денежно- кредитной политики Центрально банка ……………………………………………………………………………... 7
2.1. Перечень инструментов …………………….………………….……. 7
2.2. Ценные бумаги ……………………..…………………………........... 8
Часть 3. Особенности денежно- кредитной политики Республики Беларусь …………………………………………………………………………………… 23
3.1 Три этапа эволюции ………………………… ………….………...... 23
3.2. Путь к стабилизации …… …………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………….…… 27
Литература ………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

d-k_politika_gosydarstva.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

Сама по себе высокая  степень монетизации ВВП свидетельствует  об устойчивости экономического развития. При этом процесс монетизации  во многом имеет объективный характер. Он связан с уровнем инфляции, высокой склонностью населения к сбережениям, уровнем прибыльности реального сектора экономики, со скоростью движения денег, наконец, и со степенью доверия населения к денежным властям. По крайней мере, отсутствуют более или менее значимые возможности резко повысить монетизации ВВП за счет административного принуждения.

Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного  обращения стали быстро заполняться  новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых па срок до 40 лет.

Тем самым узкому кругу  льготников была предоставлена возможность присваивать инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.

Денежная масса постоянно  обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного обесценения денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент монетизации ВВП даже снизился: с имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в год.

В условиях нарастающей  кредитной эмиссии стало невозможным  удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Кроме того, стал увеличиваться  разрыв (спрэд) между официальным  и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами.

Кризис национального валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства.

Примечание. В те кризисные дни автор этих строк готовил исходные материалы и принимал участие в переговорах белорусской правительственной делегации во главе премьер-министра с руководством Центробанка РФ. В группе советников премьер-министра была подготовлена весьма содержательная программа неотложных мер, направленных па стабилизацию валютного рынка и обменного курса белорусского рубля.

В дальнейшем при нарастании кризиса денежно-кредитной, платежной  и валютной системы Беларуси были открыты переговоры с Россией  о введении единой «союзной валюты», которые привели к принятию соглашения о внедрении на территории Беларуси российского рубля.

Гипертрофированными темпами  нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение стало наполняться всевозможными суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбережений и накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели отрицательные значения. Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.

Таким образом, концепция  «форсирования монетизации ВВП  и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.

 

3.3. Путь к  стабилизации.

 

Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономик заставили внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную политику. Такие изменения был приняты под давлением нарастающих проблем, при участи МВФ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соответствующее соглашение.

В первую очередь с  учетом интересов предприятий-экспортеров  и российских партнеров была ликвидирована  множественность валютных курсов и  восстановлена валютная биржа.

Сняты административные ограничения по объему приобретения на- личной иностранной валюты физическими лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке для юридических лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики; отменены ограничения расчетами белорусскими рублями по импорту и обеспечена конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям. Беларусь приняла на себя обязательство (предусмотренное статьей VIII Устава МФВ) в последующие 5 лет обеспечить лнберализацию валютных операций с капиталом и постепенно отказаться от обязательной продажи хозяйствующими субъектами валютной выручки.

Несколько сократились  объемы кредитной эмиссии. Национальный банк Беларуси стал обеспечивать положительный уровень официальной ставки рефинансирования (т. е. выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать элементарные требования по недопущению обесценения депозитов

населения в национальной валюте, а также по обеспечению  более высокой доходности активов  в белорусских рублях над активами в иностранной валюте.

Вместе с тем следует  признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек  от завершения. Так, объемы прироста кредитной  эмиссии (чистый внутренний кредит Национального  банка) превышают официальные темпы  прироста реального ВВП. Кредитная эмиссия в меньших объемах, но все же по-прежнему используется на финансирование жилищного строительства, покрытие дефицита республиканского бюджета и на компенсацию вкладов населения. Сохраняется ярко выраженная «долларизация» белорусской экономики.

Пример. Подавляющая часть денежных сбережений населения приходится на валютные вклады. Основная масса кредитов реальному сектору экономики выдастся в иностранной валюте. Па валютную часть приходится примерно 60% от совокупной денежной массы.

Надо видеть и то, что  ужесточение денежно-кредитной политики в условиях нереформируемой экономики грозит нарастанием неплатежеспособности, прежде всего государственных предприятий, которые привыкли получать кредитную подпитку на льготных условиях. Положительные процентные ставки по рублевым вкладам сохраняют склонность населения к рублевым сбережениям, тем самым несколько блокируют инфляцию и способствуют стабилизации валютного курса. Но в длительной перспективе, когда радикальные преобразования откладываются, это может обернуться удорожанием кредитных ресурсов, снижением рентабельности реального сектора экономики и его инвестиционных возможностей, в целом — кризисом банковской системы.

Свои претензии есть и у банковского сектора. Так, сегодня по многим причинам нет оснований считать, что сложившаяся макроэкономическая среда является идеальной для развития банковского сектора. И дело не только в том, что высок удельный вес убыточных (около 40%) и малорентабельных предприятий (примерно 35-45% от общей численности). Известно, что в условиях гиперинфляции хозяйствующему субъекту значительно проще «плюсовать» по прибыли и другим экономическим показателям. Снижение темпов инфляции за счет обуздания некоторых чисто монетарных факторов всего лишь высветило реальное положение дел. Главная проблема кроется

не в снижении эффективности  национального производства, а в  сложившейся низкой мотивации доминирующего государственного сектора хозяйствовать рационально.

Дальнейшее совершенствование  денежно-кредитной политики в Беларуси во многом будет зависеть и от развития теории банковского дела. Жизнь свидетельствует о том, что простое заимствование чужих схем и рекомендаций без учета местной белорусской специфики, своеобразное увлечение «монетаристской перестройкой» в ущерб становлению новой экономической системы обречены на провал.

Заключение

 

Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших  министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанных с экономикой.

С точки зрения экономики и денежного обращения  контроль над кредитом призван ориентировать  эмиссию денег на достижение экономических  и финансовых задач правительства; в целом государственные органы призваны обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при необходимости государства в таком объеме, под такой процент и на такие сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества.

В рыночной системе государство — не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили — через налоги — другим (имеющим меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Макконнелл К.Л., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, 14 издание. Перевод с английского, Инфа –М, М. 2002
  2. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. - С.- Пб.: АОЗТ "Санкт-Петербург оркестр", 1994.
  3. Макроэкономика И.М. Лемешевский Экономическая теория часть2, Минск, 2002.
  4. Макроэкономика/ Под ред. Плотницкого Москва, 2002.
  5. Макроэкономика Л.С. Тарасевич, Москва, 2003.
  6. Макроэкономика С.Н. Ивашковский, Москва, 2000.
  7. Деньги, банки и кредитно-финансовые отношения в современной рыночной экономике.-М.-1992
  8. Экономическая теория /Под ред. Н.И. Базылева, Минск,2002.
  9. Макроэкономика И.М. Лемешевский часть 1, Минск 1994

1 Государственное и муниципальное управление: справочник. – М.: «Издательство Магистр», 1997, с.150

2 К.Р. Макконнелл С.Л. Брю Экономикс. 14 издание,  Москва 2002 с. 327

3 К.Р. Макконнелл С.Л. Брю Экономикс. 14 издание,  Москва 2002 с. 328

4 К.Р. Макконнелл С.Л. Брю Экономикс. 14 издание,  Москва 2002 с. 487

5 К.Р. Макконнелл С.Л. Брю Экономикс. 14 издание,  Москва 2002 с. 330




Информация о работе Кредитно- денежная политики в Республике Беларусь