Кредитование юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучить понятие кредита, проанализировать процесс кредитования юридических лиц в коммерческом банке. При достижении этой цели, были решены следующие задачи:

- изучение сущности кредитования;

- изучение организации кредитования юридических лиц в коммерческом банке;

- составлена общая характеристика объекта исследования ОАО АКБ «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»,

- изучены основные условия кредитования в ОАО АКБ «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК».

- подробно рассмотрен процесс кредитования юридических лиц в ОАО АКБ «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ КРЕДИТА И ЕГО ФУНКЦИИ

1.1 Необходимость кредита

1.2 Функции кредита

1.3 Формы кредита

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО АКБ «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

2.1 Общая характеристика объекта исследования

2.2 Условия кредитования юридических лиц в ОАО АКБ «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

2.3 Процесс кредитования юридических лиц в ОАО АКБ «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (на примере ООО «Строй-Альянс»)

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

3.1 Проблемы и перспективы коммерческого кредита

3.2 Предложения по оптимизации кредитования юридических лиц в коммерческом банке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

диплом1.docx

— 47.80 Кб (Скачать документ)

Таблица 2.

 

Кредиты, выданные юридическим  лицам ОАО АКБ «МОСКОВСКИЙ  КРЕДИТНЫЙ БАНК» (в млн.руб.)

 

1квартал

 

2квартал

 

3квартал

 

4квартал

 

итого

 

(+;-)

 

2006 год

 

68

 

71

 

69

 

85

 

293

 

-

 

2007 год

 

89

 

94

 

101

 

115

 

399

 

+106

 

2008 год

 

114

 

110

 

135

 

147

 

506

 

+107

 

В таблице 2 представлены данные о кредитах, выданных юридическим  лицам ОАО АКБ «МКБ-ом» в 2006-2008 г.г. Анализируя данные этой таблицы можно сделать вывод о тенденции к увеличению выдачи кредитов. Это можно объяснить ростом малого и среднего бизнеса в России в последние годы, в частности за счет налоговых льгот, инвестирования, разнообразных программ кредитования. Ведь говоря о кредитовании юридических лиц в российской банковской практике, в первую очередь подразумевается именно этот вид заемщиков. На рисунке 3 отражены эти данные.

 

Рис. 3. Кредиты, выданные юридическим  лицам в 2006-2008 г.г. (в млн.руб.)

 

Из рисунка 3 следует, увеличение выдачи кредитов в ОАО АКБ «МКБ»  юридическим лицам происходит уверенными темпами. Так к 2007 году объемы кредитования юридических лиц увеличились  на 36%, а в 2008 году, по сравнению с 2007 годом произошло увеличение на 26%. Однако, следует отметить, что в общем по всем филиалам ОАО АКБ «МКБ» в России наблюдается резкий скачок объемов кредитования по «Программе кредитования малого и среднего бизнеса», в 2008 году этот показатель увеличился на 294%.

 

2.3 Процесс кредитования  юридических лиц в ОАО АКБ  «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»  (на примере ООО «Строй-Альянс»)

 

Процесс кредитования юридических  лиц в Филиале ОАО АКБ «МКБ»  представляет собой строгую последовательность определенных действий банка по отношению  к заемщику. Основные этапы процесса кредитования юридических лиц представлены на рисунке 4.

 

Рассмотрим более подробно процесс кредитования юридических  лиц в ОАО АКБ «МКБ» на примере  ООО «Строй-Альянс».

 

ООО «Строй-Альянс» требуется  кредит в размере 500000 руб. на приобретение основных средств, т.е. организация  предполагает кредитоваться по Программе  кредитования малого и среднего бизнеса  под 17% годовых.На первом этапе юридическое лицо подает заявление (в произвольной форме) о выделении кредита. Банк в ответ на это заявление предоставляет юридическому лицу следующий перечень документов, необходимых для оформления кредита:

 

- заявление - анкета на  предоставление кредита;

 

- анкеты поручителей;

 

- копии паспортов руководителей  компании, учредителей;

 

- Финансовые документы:

 

1.Финансовая отчетность (баланс, форма №2) на две последних  отчетных даты, с отметкой ИМНС/Налоговая  декларация по уплате налогов  на доходы с отметкой налогового  органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной  системы налогообложения, уплате  налога на временный доход)  за два последних отчетных  периода.

 

2.Свернутая оборотно-сальдовая ведомость (по всем счетам) за 6 последних месяца (помесячно).

 

3.Управленческие данные  балансовых статей (по формам  приложений 1-3), включая:

 

- перечень основных средств  (оборудования/автотранспортных средств/личного  имущества участвующего в бизнесе,  вне зависимости от постановки  на баланс)- наименование, модель, год  выпуска, стоимость приобретения, рыночная стоимость.

 

- укрупненный перечень  ТМЗ (товары, готовая продукция,  сырье, п/ф в ценах приобретения).

 

- расшифровки дебиторов  и кредиторов, с указанием наименования  контрагента, суммы, даты возникновения  и даты погашения, (в том числе  с отражением задолженности по  з/п, по аренде и коммунальным услугам, прочей задолженности).

 

- справку в произвольной  форме об остатках денежных  средств на р/счетах и в кассе( в т.ч. фин.вложения в векселя, ценные бумаги) на дату составления.

 

- справку о погашенных (за последние 2 года) и действующих  кредитах и займах предпринимателя/организации,  владельцев/ поручителей с указанием  кредиторов, сумм кредитов, остатков  задолженности на текущую дату, дат / графиков погашения, оформленного  обеспечения по этим долгам  с приложением копий кредитных  и обеспечительных договоров  (по форме приложения 4).

 

4. Выручка по отгрузке (по направлениям деятельности) и данные о накладных (постоянных) расходах предприятия за последние 6 месяцев (за 12 месяцев - в случае сезонности бизнеса) по начислению, помесячно: заработная плата, аренда, коммунальные услуги, налоги (по начислению), транспортные расходы, связь, реклама, представительские (командировочные и т. п.) (по форме приложения 5).

 

5.Отчет о движении денежных  средств за последние 6 месяцев,  помесячно (по форме приложения 6).

 

6.Копии договоров с  основными покупателями и поставщиками (3-4 договора).

 

7.Копии иных договоров,  существенно затрагивающих финансовое  состояние заемщика (долевое участие  в строительстве, подряда, простого  товарищества и т.д.)

 

8.Договоры аренды или  правоустанавливающие документы  на объекты, арендуемые предпринимателем / организацией или принадлежащие  ему/организации (в случае, если  отношения оформлены договором)- недвижимость, транспорт, оборудование.

 

9.Копии лицензий на  право занятия определенными  видами деятельности, патентов и  разрешений.

 

10.Справки из ИМНС:

 

- об имеющихся расчетных/текущих  счетах, об отсутствии/наличии задолженности  перед бюджетом; выписка из ЕГРЮЛ  (не более чем месячной давности).

 

11. Справки из обслуживающих  банков:

 

- об отсутствии /наличии  ссудной задолженности; отсутствии /наличии картотеки №2;

 

о движении средств по расчетным  счетам за последние 12 месяцев (помесячно).

 

Учредительные, правоустанавливающие документы:

 

Для заемщика - юридического лица (документы для осуществления  проверки полномочий):

 

1.Устав (действующая редакция  и редакция на момент избрания  руководителя);

 

2.Изменения в Устав;

 

3.Учредительный договор  (для ООО);

 

4.Свидетельство о внесении  записи в ЕГРЮЛ ;

 

5.Свидетельство о государственной  регистрации;

 

6. Свидетельство о государственной  регистрации изменений в учредительные  документы;

 

7.Протокол/решение об избрании/назначении  руководителя;

 

8. Положение о Правлении,  о Совете директоров, о Генеральном  директоре/ Директоре (в случае  если в Уставе имеются ссылки  на то, что полномочия указанных  органов определены соответствующими  положениями);

 

9.Решение (протокол) соответствующего  органа управления ЮЛ на совершение  сделки (если в соответствии с  законодательством/учредительными  документами ЮЛ принятие решения  по сделке относится к компетенции  данного органа);

 

10.Контракт/трудовой договор  с руководителем (в случае наличия  в Уставе ссылки на то, что  полномочия руководителя определены  в контракте/трудовом договоре);

 

11.Письмо об отсутствии  изменений в учредительных документах  и о размере сделки на первое  число текущего месяца.

 

В интересах заемщика ускорить сбор затребованных документов. Организация  предоставляет ОАО АКБ «МКБ»  пакет документов, на основе которых  проводится анализ финансового состояния  и соответствия основных показателей  требованиям банка, а также соответствие требований к обеспечению предполагаемого  кредита. Максимальный срок рассмотрения заявки клиента (с момента предоставления полного пакета документов) банком составляет не более 5 дней.

 

Рассмотрение заявки включает следующее.

 

Во-первых, осуществляется проверка учредительных документов ООО «Строй-Альянс». Во-вторых, проверяется, удовлетворяет  ли ООО «Строй-Альянс» нефинансовым и финансовым параметрам отсечения. Будем считать, что нефинансовые параметры отвечают требованиям. На финансовых параметрах отсечения остановимся подробнее:

 

1.Доля собственных средств в пассивах предприятия должна составлять не менее 30%. Из бухгалтерского баланса ООО «Строй-Альянс» видно, что доля собственных средств в пассивах составляет 71%.

 

2.Коэффициент общей (текущей)  ликвидности (отношение текущих  активов к текущим пассивам) должен  составлять не менее 1. Коэффициент  общей (текущей) ликвидности в  ООО «Строй-Альянс» составляет 2,8 (см. приложение 5, п.1).

 

3.«Потенциал» (отношение  выручки по официальной отчетности  предприятия к фактической выручке  за тот же период) должен быть  не менее 30%. По кредитам на  срок до 36 месяцев расчет производится  за последние 6 месяцев. Таблица 3.

 

Расчетные данные показателей  выручки и чистой прибыли в

 

ООО «Строй-Альянс» (в руб.)

 

Данные за 1 полугодие 2008 г.

 

Данные за 2008 г.

 

Данные за 2 полугодие 2008 г. (=ст.3-ст.2)

 

1

 

2

 

3

 

4

 

Официальная выручка

 

321023

 

1930278

 

1609255

 

Фактическая выручка

 

321000

 

2095000

 

1774000

 

Чистая прибыль

 

-14000

 

407000

 

421000

 

Из таблицы 3 видно, что  размер выручки по официальной отчетности за последние 6 месяцев составил 1609255 руб., а фактическая выручка - 1774000 руб. Следовательно, «потенциал» составляет 90%.

 

4. Максимальный размер  среднемесячной выручки (фактической)  должен быть не более 15000000 руб.  Для кредитов на срок до 36 месяцев  расчет - за 6 последних месяцев. Из  таблицы 3 видно, что среднемесячная  выручка составляет 268209 руб. - это  удовлетворяет требованиям «Программы  кредитования малого и среднего  бизнеса».

 

Также банк учитывает параметры, ограничивающие максимальную сумму  кредита. Так в Программе говорится, что сумма на приобретение основных средств не должна превышать 4 среднемесячных выручки в последние 6 месяцев. 4 среднемесячных фактических выручки в ООО  «Строй-Альянс» составляют 591333 руб. Сумма кредита - 500000 руб., этот показатель находится в установленных рамках. Во-вторых, сумма кредита не должна превышать 100% собственного капитала предприятия  на момент составления управленческого  баланса. Данные управленческого баланса  показывают, что собственный капитал  ООО «Строй-Альянс» составляет 1262000 руб., а сумма кредита - 500000 руб.Третий параметр, ограничивающий максимальную сумму кредита, состоит в следующем. Ежемесячный платеж в погашение кредита с учетом процентов не должен превышать 85% от суммы среднемесячной чистой прибыли. Сумма кредита для ООО «Строй-Альянс» составляет 500000 руб. Следовательно, с учетом 17% годовых, выплачиваемая сумма составит 585000 руб. Организация предполагает взять кредит на 12 месяцев, т. е. в месяц обязана будет выплачивать 48750 руб. 85% от этой суммы составляет 41437,5 руб., т.е среднемесячная чистая прибыль не должна быть меньше этой суммы. Из таблицы 3 видно, что за последние 6 месяцев чистая прибыль составила 421000 руб., а среднемесячная чистая прибыль - 70166 руб. Этот показатель также удовлетворяет требованиям «Программы кредитования малого и среднего бизнеса».

 

ОАО АКБ «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ  БАНК» в письменной форме извещает ООО «Строй-Альнс» о положительном решении вопроса о выдаче кредита в размере 500000 руб. Далее с юридическим лицом заключается кредитный договор, в котором указываются размер, сроки, порядок уплаты кредита и процентов, комиссионных вознаграждений, а также отражены права и обязанности сторон. Так в нашем случае комиссия за ведение ссудного счета составляет 1,5% от суммы кредита, т. е 7500 руб. Взимается комиссия в рублях по курсу Банка России на дату заключения договора. Сумма выплат по процентам, если формой погашения кредита являются ежемесячные платежи, будет составлять 7083 руб. в месяц, а погашение суммы кредита - 41667 руб. в месяц. Следующий этап - перечисление суммы кредита на счет клиента. Затем клиент оплачивает комиссию за ведение счета. Уплата процентов должна производиться ежемесячно, а уплата основного дола может быть отсрочена, но не более чем на три месяца.

 

Представленные выше этапы  отражают процесс кредитования юридических  лиц в ОАО АКБ «МОСКОВСКИЙ  КРЕДИТНЫЙ БАНК» на примере ООО  «Строй-Альянс».

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (ПЕРСПЕКТИВЫ) РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

 

3.1 Проблемы и перспективы  коммерческого кредита

 

В современных условиях особое значение приобретают принципы рационального  кредитования, требующие надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, снижения риска. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения  ссуд, текущего наблюдения и анализа  кредитных операций. К общеэкономическим  принципам кредитования относится  принцип дифференцированности, который выражает неодинаковый подход банка к кредитованию, как субъекта, объекта, так и к обеспечению ссуд. Банки, являясь, по сути, коммерческими предприятиями, накладывают коммерческий характер и на всю систему их деятельности по кредитованию. Исходя из принципа прибыльности банковского хозяйства, банковские ссуды являются платными. Доход от кредитной деятельности является основополагающим для банков.

 

Особенность современной  системы кредитования состоит в  ее зависимости не только от собственных  и привлеченных ресурсов, но и от определенных норм, которые устанавливает  Центральный банк для коммерческих банков, осуществляющих кредитование клиентов. Центральный банк, к примеру, регламентирует норму обязательных отчислений в централизованные резервы. Есть и другие нормативы, в том  числе в виде минимальных денежных резервов, создаваемых в коммерческом банке, в форме регламентации  объемов особо крупных кредитов, параметров ликвидности баланса  банка, когда обязательства банка  соизмеряются с размером ликвидных  средств.

Информация о работе Кредитование юридических лиц