Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:53, курс лекций
Тема 1. Финансы корпорации: основы организации и содержания и их финансовой среды
Понятие и содержание корпоративных финансов, и их функции. Организация финансов и эффективность предпринимательской деятельности. Финансовый механизм корпораций.
Внутренняя система организации финансов корпорации. Финансовая структура компании. Основные принципы организации и роль финансов корпорации: их содержание и влияние на эффективность предпринимательской деятельности. Задачи финансовых служб корпораций.
По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах.
Оборотные фонды по вещественному содержанию представляют собой запасы сырья, полуфабрикатов, топлива, тару, расходы будущих периодов, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Малоценные и быстроизнашивиющиеся предметы - это средства труда стоимостью до 1тыс. мин.окл. за единицу оборудования со сроком службы менее одного года. Хозяйствующим субъектам предоставлено право самим устанавливать стоимость средств труда, относимых к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, т.е. нижняя граница - по усмотрению хозяйствующего субъекта, верхняя граница - 1 тыс. мин. окл. К малоценным и быстроизнашивающимся предметам, независимо от срока службы и стоимости, относятся также орудия лова, бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной тросс, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу, спецодежда и спецобувь, постельные принадлежности, спецоснастка. Оборотные производственные фонды принимают однократное участие в производственно-торговом процессе. изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. Их стоимость полностью переносится на вновь произведенный продукт. Основное назначение оборотных фондов заключается в обеспечении непрерывности и ритмичности производства.
Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они включают произведенную, но нереализованную продукцию, запасы товаров, денежные средства в кассе и в расчетах и др. По характеру участия в производственно-торговом процессе оборотные средства и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы производства в сферу обращения и наоборот, т.е. из одних фондов переходят в другие. Поэтому они учитываются как единые оборотные средства. Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, представляют собой оборотные средства (оборотный капитал).
Кругооборот оборотных средств происходит по схеме
Д - Т... П... Т1 - Д1,
где Д - денежные средства, авансируемые
хозяйствующим субъектом;
Т - средства производства;
П - производство;
Т1 - готовая продукция;
Д1 - денежные средства, полученные
от продажи продукции и включающие в себя
реализованный прибавочный продукт.
Точки (...) означают, что обращение средств прервано, но процесс их кругооборота продолжается в сфере производства.
Оборотный капитал (оборотные средства) – это текущие активы компании, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного производственного цикла. Чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) определяется как разность между текущими активами (оборотными средствами) и текущими обязательствами (кредиторской задолженностью).
Управление оборотным капиталом включает:
определение и регулирование целесообразного значения текущих активов в целом и их составных частей;
определение и регулирование размера, видов и структуры кредиторской задолженности или, иначе говоря, источников краткосрочного финансирования.
Целью управления оборотным капиталом является обеспечение текущей производственной деятельности предприятия и осуществление платежей по обязательствам, а также инвестирование временно свободных денежных средств для получения дополнительных внереализационных доходов.
Общий размер текущих активов и общий размер текущих обязательств определяют значение общего коэффициента ликвидности, для которого могут быть установлены внутрифирменные или внешние нормативы. Например, в методике управления по делам о несостоятельности и банкротстве установлено, что для признания структуры баланса предприятия удовлетворительной общий коэффициент ликвидности должен быть не менее 2, то есть чистый оборотный капитал должен быть не менее текущих обязательств.
В практике компаний западных стран целесообразные значения общего коэффициента различаются по отраслям, но они обязаны быть больше 1, то есть компания должна иметь собственные оборотные средства.
По своей структуре
и экономической
денежные средства;
дебиторская задолженность;
производственно-материальные запасы.
Денежные средства являются абсолютно ликвидными, в то время как ликвидность дебиторской задолженности и запасов может быть различной.
Целесообразное распределение текущих активов по группам зависит от отрасли, в которой работает компания. Их общий размер должен учитывать потребности производственного процесса, а также возможность дополнительных расходов. Например, для поддержания высокого уровня продаж во время высокого сезонного спроса требуются дополнительные производственно-материальные запасы, добавочные денежные средства для дополнительных закупок сырья, материалов и оплаты труда.
При определении целесообразного размера денежных средств следует учитывать выполнение текущих обязательств, возможное покрытие непредвиденных расходов, а также возможность расширения деятельности предприятия. Временный избыток денежных средств целесообразно инвестировать в легкореализуемые рыночные ценные бумаги. Если поступления денежных средств и денежных платежей хорошо согласованы, компания может иметь небольшой запас денежных средств. Если компания имеет хорошее финансовое состояние и всегда может взять кредит по выгодной ставке, ей также нет необходимости иметь большой запас денежных средств. Необходимый размер денежных средств зависит также от качества дебиторской задолженности, то есть от степени риска неплатежей.
Возможными дополнительными способами увеличения денежных средств являются отсрочки выплат кредиторам, частичная оплата счетов и вексельная форма расчетов.
Для определения оптимального размера денежных средств существуют статические и вероятностные математические модели, основанные на тех или иных предположениях и допущениях. На практике компании могут устанавливать внутрифирменные нормативы (целесообразные или допустимые значения) коэффициента абсолютной ликвидности (платежеспособности), равного отношению денежных средств к текущим обязательствам с учетом своих возможностей краткосрочных заимствований на денежном рынке или реализации имеющихся ликвидных ценных бумаг.
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании. Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
ускорение востребования долга;
уменьшение бюджетных долгов;
оценка возможных издержек,
связанных с дебиторской
Тема 5. Затраты на производство и реализацию продукции (работ и услуг)
Экономическая классификация затрат корпорации, образующих себестоимость продукции, работ и услуг по статьям и элементам. Отраслевые особенности состава и структуры себестоимости. Показатели уровня затрат, пути и резервы их снижения. Контроль за затратами на производство и реализацию продукции.
Смета затрат на производство и реализацию продукции. Планирование затрат по товарному выпуску на реализованную продукцию.
Затраты предусматривают возмещение (например, издержки производства), расходы не предусматривают возмещения (например, расходы на переоценку основных фондов).
Затраты и расходы могут быть явными (выраженными в количественных показателях) и неявными (например, затраты труда собственника предприятия, которые количественно не определены). Явные затраты называются бухгалтерскими, неявные - экономическими.
По экономическому содержанию и назначению затраты и расходы объединяются в несколько групп:
на воспроизводство основного и оборотного капитала. Такие затраты связаны с созданием, реконструкцией, расширением основного и оборотного капитала и осуществляются за счет собственных средств предприятия и прибыли;
на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Эти затраты связаны с использованием основного, оборотного капитала и трудовых ресурсов на соответствующие цели; они возмещаются из выручки от реализации продукции работ и услуг;
на социально-культурные программы. Они включают затраты, например на повышение квалификации работников, подготовку кадров, бытовые услуги работникам, и возмещаются из собственных средств предприятия или прибыли;
разовые расходы.
По источникам покрытия затраты подразделяются на финансируемые за счет:
В зависимости от принимаемых решений затраты подразделяют на: вмененные (обязательные) и альтернативные (возможные с точки зрения оптимальности); производственные и торговые.
Затраты и расходы, относимые по экономическому содержанию и назначению на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называются издержками (себестоимостью).
Себестоимость продукции (работ,
услуг) - стоимостная оценка используемых
в процессе производства продукции природных
ресурсов, сырья, материалов, топлива,
энергии, основных фондов, трудовых ресурсов,
а также других затрат на ее производство
и реализацию. Затраты, входящие в себестоимость,
по экономическому содержанию можно сгруппировать
по следующим элементам:
· материальные затраты (за вычетом стоимости
возвратных отходов);
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация основных фондов;
· прочие затраты.
Тема 6. Формирование и распределение доходов корпорации
Роль доходов в
условиях развития
Совокупный (валовой) доход корпораций, его состав и структура.
Доход от реализации продукции, работ и услуг – основной источник финансирования корпораций.
Доход от реализации
имущества: причины его
Прибыль – форма денежных накоплений, экономическая категория, характеризующая
финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между
выручкой от реализации
продукции в действующих
Балансовая прибыль слагается из финансового результата от реализации продукции
(работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от
внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Таким
образом, балансовая прибыль отражает все результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль от реализации имущества предприятия определяется как (разница между
выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью (по
балансу), скорректированной на коэффициент инфляции. Для основных фондов можно
(воспользоваться
К внереализационным доходам относятся:
− доходы, полученные на территории РФ и за ее пределами от долевого участия в
деятельности других предприятий;
− дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам,
принадлежащим предприятию;
− доходы от сдачи имущества в аренду;
− доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;
− присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды
санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от
возмещения убытков;
− прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
− положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в
иностранных валютах;
− другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Балансовая прибыль используется для оценки эффективности производства, выявления
динамики ее роста
и определения общей
Валовая прибыль используется в связи с налогообложением прибыли предприятий и
организаций. В соответствии с законом объектом обложения является валовая прибыль.
Расчет валовой прибыли
что в составе внереализационных доходов и убытков учитываются штрафы, пени уплаченные за вычетом штрафов, пени, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды.
Планирование прибыли осуществляется тремя методами: прямого счета, аналитическим,
смешанным.
Метод прямого счета является в промышленности основным. Прибыль этим методом
определяется по всей номенклатуре реализуемой продукции (или по укрупненным группам)