Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:53, курс лекций

Описание

Тема 1. Финансы корпорации: основы организации и содержания и их финансовой среды
Понятие и содержание корпоративных финансов, и их функции. Организация финансов и эффективность предпринимательской деятельности. Финансовый механизм корпораций.
Внутренняя система организации финансов корпорации. Финансовая структура компании. Основные принципы организации и роль финансов корпорации: их содержание и влияние на эффективность предпринимательской деятельности. Задачи финансовых служб корпораций.

Работа состоит из  1 файл

Лек корп фин.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

посредством исключения из суммы выручки  от реализации продукции по отпускным  ценам (без

НДС, акцизов) полной себестоимости  этой продукции.

Объем реализуемой продукции в  предстоящем году определяется по формуле:

Тв + Он - Ок ,

Тв - остатки готовой продукции  на складе на начало года.

Ов - остатки готовой продукции  на конец года.

Для расчета объема реализации необходимо определить цены на продукцию в предстоящем

году, полную себестоимость (фактическую или ожидаемую) в IV кв. текущего года и

себестоимость на предстоящий год.

Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлении показателей за

два смежных отрезка  времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается  на

основании его прибыли  за предшествующий год (базовой прибыли), скорректированной в

зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К  таким факторам относятся объем реализации, уровень себестоимости, цен, налоговых ставок, средней рентабельности предприятия, складывающейся в результате изменения удельных весов отдельных видов реализуемой продукции.

В расчете применяется  метод элиминирования (исключения) влияния всех прочих

факторов, кроме рассматриваемого. Так, при анализе воздействия  на размер прибыли изменения объема производства предполагается, что себестоимость  продукции, отпускная цена, средняя  рентабельность и другие факторы  остаются на уровне прошлого года. Определение плановой прибыли осуществляется поэтапно.

 

Тема 7. Собственный капитал  корпорации

      Роль собственного  капитала в деятельности корпорации. Собственный капитал корпорации, его состав и структура.

     Уставный капитал  – основной первоначальный источник собственных средств корпорации.

     Добавочный капитал  как результат переоценки основных  фондов, эмиссионной деятельность  компании и др. Финансовые фонды  корпорации.

Собственный капитал, являющийся основой финансов компании, по своей экономической сущности включает следующие составные части:

уставный капитал (обыкновенные и привилегированные акции);

Собственные акции (паи), выкупленные акционерным обществом  у их владельцев для последующего аннулирования или перепродажи;

Резервный капитал;

Добавочный капитал;

Нераспределенная прибыль (чистый доход) или непокрытый убыток;

Средства целевого финансирования.

В балансовых отчетах  зарубежных компаний собственный капитал  обычно классифицируется именно таким  образом. В балансе российских предприятий нераспределенная прибыль классифицируется более детально (резервный капитал, резервные фонды, фонды накопления, нераспределенная прибыль прошлых лет, нераспределенная прибыль отчетного года).

Задачами управления собственным капиталом являются:

определение целесообразного размера собственного капитала;

увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного  выпуска акций;

определение целесообразной структуры вновь выпускаемых  акций (доли обыкновенных и привилегированных акций);

определение и реализация дивидендной политики.

При определении целесообразного  размера собственного капитала следует  учитывать, что, с одной стороны, его рост означает повышение финансовой устойчивости компании и доверия к ней со стороны акционеров, кредиторов и инвесторов. С другой стороны, при фиксированном размере капитала предприятия рост доли собственного капитала приведет к снижению его прибыльности.

При увеличении собственного капитала за счет дополнительного выпуска  акций необходимо правильно выбрать момент для их выпуска (эмиссии), для чего финансовые менеджеры должны постоянно контролировать рыночные показатели акций своей компании. Далее следует определить соотношение обыкновенных и привилегированных акций в общем объеме их выпуска.

По привилегированным  акциям выплачиваются дивиденды  в размере не менее объявленного при выпуске, в то время как  размер дивиденда по обыкновенным акциям определяется решением ежегодного общего собрания акционеров, причем по такому решению дивиденд за год может вообще не выплачиваться, а вся прибыль направляться на развитие компании. Обыкновенные акции дают право на участие в управлении компанией, в то время как владельцы привилегированных акций, обычно такого права не имеют.

Наилучшим временем для  выпуска привилегированных акций считается период, когда компания имеет чрезмерные долговые обязательства, а выпуск дополнительно обыкновенных акций способы вызвать их скупку с целью получения контрольного пакета.

Привилегированные акции  могут быть кумулятивными, когда дивиденды, не выплаченные за год, накапливаются и затем выплачиваются до выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.

Стоимость и  структура капитала  корпорации

     Понятие цены и структуры капитала. Концепция стоимости капитала – основа теории финансирования компаний. Факторы, определяющие структуру капитала. Виды стоимости капитала: внутренняя, рыночная, балансовая, предельная, ликвидационная, инвестиционная. Методы оценки стоимости капитала. Взаимосвязь стоимости и структуры капитала компаний.

     Значение  теорий структуры капитала.

Капитал - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Только вложение капитала в хозяйственную деятельность, его инвестирование создают прибыль. Всеобщая формула капитала

Д - Т - Д* , 

где Д - денежные средства, авансированные инвестором;  
 Т - товар (купленные средства производства, рабочая сила и другие элементы производства);  
 Д* - денежные средства, полученные инвестором от продажи продукции и включающие в себя реализованный прибавочный продукт (прибавочную стоимость); 
Д*- Д - прибавочный  продукт (доход инвестора);  
Д*- Т - выручка от продажи продукции; 
Д - Т - затраты инвестора на покупку товара.

В приведенной выше операции Д - Т - Д* денежные средства (Д), вкладываемые в производственно-торговый процесс, не затрачиваются окончательно, а лишь авансируются, и после завершения кругооборота они возвращаются вкладчику (инвестору) с дополнительным доходом (Д*). Капитал должен постоянно совершать кругооборот, чем больше за год будет совершено оборотов капитала, тем больше у инвестора будет годовая прибыль.

В структуру капитала входят денежные средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения.

Деятельность любой компании зависит  от многих факторов, в том числе  и материального характера. Выделяют три основных фактора производства: капитал, природные ресурсы, включая землю, и трудовые ресурсы. По своей сути они являются производственными ресурсами и, следовательно, их использование в производстве связано с затратами, которые нужно понести для привлечения данного ресурса (дивиденды, проценты, заработная плата). Сравнительная значимость этих ресурсов может быть оценена по-разному, в частности, в зависимости от того, с чьей позиции производится эта оценка — государства, компании, ее владельцев и др. Как уже неоднократно подчеркивалось, с позиции компании доминирующую роль играют финансовые ресурсы, и потому вполне естественно, что в финансовом менеджменте особое место занимает раздел, посвященный оценке капитала и источников его образования.

Концепция стоимости капитала является одной из базовых в теории капитала. Она не сводится только к исчислению относительной величины денежных выплат, которые нужно перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресурсы, но также характеризует тот уровень рентабельности (доходности) инвестированного капитала, который должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

Показатель, характеризующий относительный  уровень общей суммы расходов на поддержание этой оптимальной структуры, как раз и характеризует стоимость капитала, авансированного в деятельность компании, и носит название средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность, и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной по нижеприведенному алгоритму:

      n

                  WACC =  ∑  kj*dj      (9)

i =1

где kj — стоимость 7-го источника средств; dj — удельный весу-го источника средств в общей их сумме.

 

 

Тема 8. Заемные  источники  финансирования  корпорации

 

      Цель привлечения  и использования компаниями долгосрочных  заемных источников финансирования.

     Виды долгосрочных  заемных источников финансирования: долгосрочные банковские ссуды, лизинг, банковский кредит, государственные и частные инвестиции, иностранные и паевые инвестиции; акционерный капитал. Эмиссионная деятельность компаний. Различные формы долговых обязательств и акций.

В состав заёмного капитала предприятия  входит:

  • Краткосрочные кредиты и займы;
  • Долгосрочные кредиты и займы;
  • Кредиторская задолженность (в форме привлеченных средств).

Основными элементами заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием облигации. Стоимость первого элемента должна рассматриваться с учетом налога на прибыль. Согласно нормативным документам проценты за пользование ссудами банка включаются в себестоимость продукции. Поэтому стоимость единицы такого источника средств (k а1) меньше, чем уплачиваемый банку процент:

 

k а1 =  Ir (1-Т),    (1)

Т - ставка налога на прибыль;

Ir - процентная ставка по кредиту.

 

 

Тема 9. Финансовое планирование  корпорации 

 

   Задачи и принципы финансового планирования. Основные методы финансового планирования. Основные методы финансового планирования. Взаимосвязь финансового планирования с показателями производственных планов.

 Стратегический, текущий  и оперативный финансовый план. Система и структура финансового  плана. Порядок составления,   рассмотрения и утверждения финансового плана.

Планирование – вторая фаза управленческого цикла, предполагающая разработку финансовых планов: перспективных (от года до 3-х лет), текущих (на один год), оперативных (на месяц, квартал). В этой фазе происходит процесс преобразования имеющейся информации и составляется программа состояния и развития ресурсов на предстоящий период. Финансовый план учитывает особенности предполагаемой производственно-хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает синхронизацию движения финансовых ресурсов в рамках намеченной производственной программы. Планирование, посредством выбора объектов финансирования, оказывает воздействие на все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и способствует рациональному использованию всех видов его ресурсов. Планируя привлечение нового капитала, предприятие обязано принимать во внимание альтернативные издержки инвестора, так как их уровень является объективной характеристикой цены привлекаемого капитала. Важнейшим фактором, определяющим величину альтернативных издержек, является риск предприятия и реализуемых им проектов. Чем выше риск, тем выше уровень доходности, требуемый инвестором, для компенсации риска. Соответственно выше будет и цена привлекаемого капитала. Два предприятия, реализующих проекты с одинаковым уровнем риска, вправе претендовать на получение необходимого капитала по примерно одинаковой цене. Именно эта цена должна приниматься во внимание в процессе оценки экономической эффективности проектов. Прогнозируемые денежные потоки от этих проектов должны дисконтироваться по одной и той же ставке, равной цене привлекаемого капитала. Несоблюдение данного требования приведет к ситуации, когда совершенно равнозначные проекты получат противоположные оценки – прибыльный и убыточный – только вследствие произвольного выбора ставок дисконтирования денежных потоков.

Тема 10. Оценка  финансового  состояния 

 Оценка финансового состояния корпорации. Анализ финансовых результатов. Финансовая стратегия корпорации. Задачи финансовой стратегии и пути достижения финансовой устойчивости корпорации.

Многие из перечисленных выше методов  применяются для оценки прогнозирования  финансового состояния предприятия  в совокупности с различными моделями. При этом решаются следующие основные задачи:

  • идентификация и количественная характеристика финансового состояния;
  • выявление изменений в финансовом состоянии в пространстве» но-временном разрезе;
  • выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;
  • прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

Финансовый анализ в ретроспективе  и перспективе с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать  и идентифицировать взаимосвязи  между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности — в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.

Система аналитических  коэффициентов — ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, акционерами, инвесторами, кредиторами и др. Известны десятки этих показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют пять групп показателей по следующим направлениям финансового анализа.

  1. Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчета этих показателей заложена идея сопоставления текущих активов (оборотных средств) с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате расчета устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности (конвертации в абсолютно ликвидные средства — денежные средства), рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.
  2. Анализ текущей деятельности. С позиции кругооборота средств деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие:

Информация о работе Лекции по "Финансам"