Лекции по "Современные банковские технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций

Описание

Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

Содержание

Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.

Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии

Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.

Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов

Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.

Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам

Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.

Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Современные банковские технологии..doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

     Контрольные вопросы

  1. Каковы  место и значение информационной технологии и информационной системы?
  2. Охарактеризуйте роль каждой из обеспечивающих подсистем информационной технологии.
  3. Рассмотрите важнейшие методические и организационно-технологические принципы создания информационной технологии и информационной системы.
  4. Охарактеризуйте систему поддержки принятия решений как объект проектирования информационной системы управления организацией.
  5. Раскройте взаимосвязь в создании информационной системы и инжиниринга процесса управления.
  6. Обоснуйте роль информационной технологии в реинжиниринге и контроллинге бизнес-процессов.
  7. Каков смысл основных этапов формирования управленческих решений и системы поддержки принятия решений?
  8. Обоснуйте необходимость участия пользователя в создании проективной документации в процессе создания информационной системы и информационной технологии.
  9. Охарактеризуйте наиболее часто применяемые методы и варианты создания информационных систем и информационных технологий в управлении.
  10. В чем состоит технология постановки задачи для последующего проектирования информационной технологии и информационной системы управления организацией.

     Литература

  1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика. 2000.
  2. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 1997.
  3. Макаренко М.В., Махалина О.Н. Производственный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Приор, 1998.
  4. Мишинин А.И. Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1999.

     http://miemp-mi-gor.narod.ru/utcheba/itu/glava/002.htm

 

Лекция №2. Банковские информационные системы. 

     Вопросы:

  1. Понятие банковской информационной системы.
    1. Структура управления банком
    2. Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
  2. Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
  3. Банковские технологии
 
     
  1. Понятие банковской информационной системы.
 

     Проектирование  функциональной части ЭИС связано  с решением стратегического вопроса о выборе критерия выделения ее подсистем - одной из проблем, которая существовала на протяжении всей истории автоматизации организационно-экономических объектов и осталась актуальной в настоящее время. Изучение структуры и функций любой системы основывается на ее анализе и дальнейшем синтезе. И если цель анализа - изучение закономерностей функционирования системы при существующей структуре, то задача синтеза - проектирование и подбор такой структуры, которая реализовывала бы заданные ей функции.

     Из  теории сложных систем известно, что  всякую сложную систему можно  разложить на некоторые подсистемы с различной глубиной детализации.

     Традиционно под функциональной подсистемой  понимается некоторая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общностью функциональных признаков управления.

     Учет  и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны между собой, поскольку аналитический уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием баланса, проводки, изменяющие состояние лицевых счетов, немедленно отражаются на синтетических счетах и балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период.

     Анализ  представляет собой функцию управления, которая позволяет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так и вне банка. В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду.

     Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные решения для выхода из сложившейся ситуации и достижения поставленных целей. При этом планирование внешних взаимодействий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются частично в процессе маркетинга (департамент маркетинга и развития банка), частично в отделе планирования (департамент экономического управления).

     В реальных условиях разработки интегрированных БИС в качестве основного признака функция управления самостоятельно не используется, а лишь дополняет другие. Более распространенным признаком декомпозиции в практике является объект управления.

     Подготовленные  на этапе планирования решения реализуются  в рамках функции регулирования.

     В зависимости от уровня цели можно  говорить о горизонтах управления. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, поскольку тактические цели, например, правления банка могут являться стратегическими для другого уровня управления, например кредитного отдела. Но тем не менее для банковской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (месяц, квартал) и перспективные (год). Таким образом, можно говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и анализе. Однако следует отметить, что анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, отражающих фактическое состояние системы.

     Объектам  управления в банке может служить  как деятельность подразделения или одного сотрудника, так и отдельная банковская операция, состоящая из ряда технологических этапов.

     Банковские  информационные системы

     Банковские  информационные системы (БИС) представляют собой системы управления финансовой организацией (банком).

     Учет  и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны друг с другом.

     В России автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях начали разрабатываться с начала 1990-х  годов.

     Принципы  построения банковских информационных систем

     Комплексный подход в охвате спектра банковских функций и их интеграция

     Модульный принцип построения

     Открытость  технологий, их способность взаимодействовать с внешними системами, обеспечивать выбор платформы

     Гибкость  настройки модулей банковской системы и адаптация к потребностям конкретного банка

     Масштабируемость, позволяющая расширение функциональных возможностей по мере развития бизнес-процессов

     Многопользовательский доступ к данным в реальном времени

     Моделирование организационной структуры банка и его бизнес-процессов

     Непрерывное развитие и совершенствование системы на основе реинжиниринга бизнес-процессов. 
 

     1.1 Структура управления банком

     Структура системы управления банком различается  от размеров банка, наличия сети филиалов, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выполняемых  банком.

     Существует  несколько видов структур управления:

     Линейная (наиболее простая, отделы подчинены  непосредственно правлению банка).

     Иерархическая (отделы объединяются в департаменты по принципу однотипности функций).

     Дивизионная (выделяются подразделения, ответственные  за результаты перед правлениям и обладающие самостоятельностью в оперативном управлении).  

 

     Рисунок 1. Пример структуры управления банком 

     Банковские  информационные системы

     Архитектура БИС предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня:

     Верхний уровень (front-office) – модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие с клиентами, другими банками и т.д.

     Средний уровень (back-office) приложения по различным направлениям внутри банковской деятельности и внутренним расчетам (работа с кредитами, депозитами, ценными бумагами и т.п.)

     Нижний  уровень (accounting) – модули обеспечивающие базовые функции бухгалтерского учета.

     Архитектура БИС

     Информационное  обеспечение БИС

     Информационное  обеспечение включает в себя полный набор показателей, документов, классификаторов, файлов, баз данных и методов их использования в банковской деятельности.

     К организации информационного обеспечения  накладывается ряд требований:

     Обеспечение доступа многих пользователей в  реальном времени;

     Возможность экспорта/импорта данных в разных форматах;

     Безопасность  хранения и передачи информации

     Обеспечение целостности информации при отказе аппаратуры

     Информационное  обеспечение БИС

     Основой современных БИС являются банки  данных со структурой данных в базе, обеспечивающие надежное хранение и быстрый доступ к различным объектам (документы, счета, клиенты и т.д.).

     Вводится  обобщенное понятие – хранилище  данных – централизованная база данных, объединяющая информацию из разнородных  источников и систем.

     Информационная модель, закладываемая в основу БИС отражает разнообразие понятий предметной области – документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь.

 

     

     

  • Основа  технического построения БИС  –  архитектура «клиент-сервер». 
  •      Развитие  функциональных возможностей БИС связано  с расширением количества видов  банковских продуктов (услуг), предоставляемых  банками:

         Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;

         Обслуживание  счетов банков-корреспондентов;

         Кредитные, депозитные, валютные операции;

         Различные виды вкладов частных лиц и  их обслуживание;

         Фондовые  операции;

         Расчеты с помощью пластиковых карт;

         Бухгалтерские функции;

         Анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг, др.

         Структура интегрированной БИС

         В структуре БИС можно выделить ряд АРМ, предназначенных для автоматизации деятельности специалистов банка

         АРМ сотрудника кредитного отдела

         АРМ сотрудника кредитного отдела (АРМ  СКО) обеспечивает заключение и ведение  договора, его пролонгацию и закрытие (поступление в архив), формирование графиков погашения основного долга и выплаты процентов по различным схемам, а также контроль выполнения этих графиков и начисление пеней по основной части долга и по процентам.

         При этом формируется ряд отчетов.

         АРМ поддерживает стандартные и индивидуальные процентные ставки: по основной части долга, за неиспользованный кредит, за просроченный возврат ссуды или за несвоевременную выплату процентов за кредит.

    Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"