Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций
Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.
Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии
Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.
Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов
Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.
Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам
Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.
Библиографический список.
Лекция
№3. Современные банковские
автоматизированные
системы.
Лекция №3. Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
1.
Понятие автоматизированной банковской
системы
АБС — автоматизированная банковская система. Комплекс программного и технического обеспечения, направленный на автоматизацию банковской деятельности.
Словарь определяет понятие автоматизированной банковской системы как совокупность средств, выполняющих в банке операции со вкладами, кредитами и платежами.
Банковские системы как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе рада основополагающих принципов: комплексный подход в охвате широкого спектра банковских функций с их полной интеграцией; модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием; открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами (системы телекоммуникации, финансового анализа и др.), обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства; гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка; масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделений банка, углубление анализа и т.д.); многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве; моделирование банка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов; непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга бизнес-процессов.
Создание или выбор автоматизированных банковских систем (АБС) связаны с планированием всей системной инфраструктуры информационной технологии банка. Под инфраструктурой АБС понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий. В инфраструктуре кроме концептуальных подходов выделяются обеспечивающие и функциональные подсистемы. К обеспечивающим от- носят: информационное обеспечение, техническое оснащение, системы связи и коммуникации, программные средства, системы безопасности, защиты и надежности и др. Функциональные подсистемы реализуют банковские услуги, бизнес-процессы и любые комплексы задач, отражающие содержательную или предметную направленность банковской деятельности. Создание автоматизированных банковских технологий помимо общесистемных (системотехнических) принципов требует учета особенностей структуры,специфики и объемов банковской деятельности. Это относится к организационному взаимодействию всех подразделений банка, которое вызывает необходимость создания многоуровневых и многозвенных систем (головной банк, его отделы, филиалы, обменные пункты, внешние структуры), со сложными информационными связями прямого и обратного направления.
Автоматизированные банковские системы (АБС) создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня.
Верхний уровень (Front-office) образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, ЦБ, информационными и торговыми агентствами и т.д.
Средний уровень (Back-office) представляет собой приложения по разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работу с кредитами, депозитами, ценны- ми бумагами, пластиковыми карточками и т.д.).
Нижний
уровень (Accounting) это базовые функции бухгалтерского
учета, или бухгалтерское ядро. Именно
здесь сосредо- точены модули, обеспечивающие
ведение бухгалтерского учета по всем
пяти главам нового плана счетов. Разделение
банка на front-office и back-office основывается
не столько на функциональной специфике
обработки банковских операций (сделок)
и принятия решений (обобщения и анализа),
сколько на самой природе банка как системы,
с одной стороны, фиксирующей, а с другой
-активно влияющей на экономическое взаимодействие
в финансово-кредитной сфере.
2.
Функции автоматизированных банковских
систем.
Прикладные программы АБС представляют собой набор программных модулей, функционально и информационно связанных между собой. Функциональные связи модулей обеспечивают необходимую последовательность их выполнения, а информационная связь определяется использованием модулем в своей работе информации, сгенерированной другим модулем. Как правило, обмен информацией между модулями идет через базу данных. Один модуль пишет информацию в базу данных, а другой ее считывает при реализации своих функций.
Каждая фирма-разработчик АБС самостоятельно решает проблему выделения модулей, но и здесь можно проследить некоторые закономерности. Анализ проектных решений ряда АБС показал, что эти модули группируются примерно в одинаковые комплексы. Типовой состав этих комплексов показан на рисунке. (Copyright © Немчинов В.К )
Функции , решаемых автоматизированной банковской системой (АБС), можно разделить на три большие группы: -учетные функции,
Функции автоматизированных банковских систем (АБС):
учет, в том числе налоговый, и отчетность;
5.
Необходимость внедрения автоматизированных
банковских систем.
Цель
применения современных автоматизированных
банковских
систем - обеспечение роста прибыли банка,
а так же беспрепятственное
развитие и расширение бизнеса
Основой данного подхода является анализ и оптимизация бизнес-процессов банка, которые должны быть выявлены, отлажены, приведены в соответствие с эффективной стратегией развития банка и взаимоотношений с клиентами. Следующий шаг - их автоматизация, требующая:
Потенциальные
Средствами повышения экономической эффективности автоматизации банковской деятельности являются:
(по
материалам компании «Новая Афина»).
Внедрение АБС имеет целью повысить уровень автоматизации операционной деятельности и создать единое информационное пространство банка.
Это позволяет:
- обеспечить максимальную прозрачность технологических процессов;
АБС
обеспечивает автоматизацию традиционных
задач банковской деятельности: ведение
бухгалтерского учета, получение обязательной
отчетности, автоматизированное расчетно-кассовое
обслуживание клиентов, кредитно-депозитную
деятельность и многих других. Как правило,
внедрение современной АБС приносит еще
и дополнительный эффект, поскольку на
этапе разработки решения в банке перестраиваются
и оптимизируются бизнес-процессы - просто
за счет того, что внедрение системы позволяет
по-новому взглянуть на существующие механизмы,
упразднить "лишние звенья",
использовать опыт поставщиков
решения и консультантов.
Автоматизация
повышает эффективность работы банка,
обеспечивает более высокую надежность
безошибочной обработки документов за
счет сочетания различных видов автоматического
и визуального контроля, а также дает возможность
получения в любой момент времени общей
картины деятельности и текущего состояния
банка.
Автоматизированная
система обеспечивает более качественное
принятие решений, связанных с банковским
риском при выдаче кредитов, инвестиций
и ценных бумаг, за счет специальных процедур
обработки всей имеющейся в системе информации.
Использование автоматизированной системы
позволяет значительно повысить качество
обслуживания клиентов банка, что особенно
важно в условиях реальной конкуренции.
"Современная
интегрированная АБС может помочь банку
выстроить эффективные бизнес-процессы,
уменьшить расходы и риски, связанные
с операциями на рынке и обслуживанием
клиентов. Кроме того, система помогает
объективно оценивать риски, анализировать
и управлять ими. Таким образом, современная
АБС не только может позволить банку контролировать
риски в соответствии с требованиями регулирующих
органов, но и способна дать ощутимые преимущества
перед конкурентами" (EGAR Technology Inc.).
3.
Применение автоматизированных банковских
систем в Российской Федерации.
Рынок автоматизированных банковских систем (АБС) в России начал интенсивно развиваться в 1993-94 годах с бурным ростом числа коммерческих банков (КБ) Сегодня в подавляющем числе КБ используются те или иные средства автоматизации, обычно в виде АБС. Степень автоматизации, а также ее технологическая база в разных банках сильно различаются.
Для успешного развития и устойчивости в конкурентной борьбе требуются комплексные системы. Такие системы, как правило, поддерживают работу с многими валютами, а также дают возможность подключения дополнительных модулей, предназначенных для облегчения работы банковского персонала и для автоматизации более сложных банковских операций, — таких, как расчетно-кассовое обслуживание, кредиты и депозиты и т.п.
В настоящее время перед российскими банками стоит задача интеграции в мировую финансовую систему и перехода на международные стандарты банковского обслуживания МСФО. В этой ситуации банки проявляют интерес к "импортным" системам. В западных АБС поддерживаются все операции, практикуемые на международных финансовых рынках, и реализованы все финансовые инструменты, характерные для современной банковской деятельности. Они оперируют не понятиями счета и проводки, а понятиями сделки, банковского продукта, риска, портфеля, доходности. Более того, для таких систем характерен комплексный подход, при котором обеспечиваются интегральное управление ресурсами банка и его эффективная работа в целом. Система содержит развитые средства анализа работы банка, которые агрегируют информацию, хранящуюся в общей базе данных, и позволяют оценить финансовое положение и финансовую устойчивость банка. Система, с одной стороны, снабжает данными для принятия решений, а, с другой, предоставляет рычаги управления, помогающие внести нужные коррективы в деятельность банка. Проводки осуществляются автоматически и остаются заботой бухгалтерии, освобождая прочих сотрудников от дополнительных задач.
Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"