Лекции по "Современные банковские технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций

Описание

Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

Содержание

Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.

Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии

Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.

Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов

Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.

Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам

Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.

Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Современные банковские технологии..doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)
 

 

    Лекция  №3. Современные банковские автоматизированные системы. 

                 Лекция №3. Современные банковские автоматизированные системы.

      Вопросы:

  1. Понятие автоматизированной банковской системы
  2. Функции автоматизированных банковских систем.
  3. Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
  4. Применение   автоматизированных   банковских  систем   в Российской Федерации.
 

      1. Понятие автоматизированной банковской системы 

      АБС — автоматизированная банковская система. Комплекс программного и технического обеспечения, направленный на автоматизацию банковской деятельности.

      Словарь определяет понятие автоматизированной банковской системы как совокупность средств, выполняющих в банке операции со вкладами, кредитами и платежами.

      Банковские системы как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе рада основополагающих принципов: комплексный подход в охвате широкого спектра банковских функций с их полной интеграцией; модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием; открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами (системы телекоммуникации, финансового анализа и др.), обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства; гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка; масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделений банка, углубление анализа и т.д.); многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве; моделирование банка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов; непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга бизнес-процессов.

      Создание или выбор автоматизированных банковских систем (АБС) связаны с планированием всей системной инфраструктуры информационной технологии банка. Под инфраструктурой АБС понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий. В инфраструктуре кроме концептуальных подходов выделяются обеспечивающие и функциональные подсистемы. К обеспечивающим от- носят: информационное обеспечение, техническое оснащение, системы связи и коммуникации, программные средства, системы безопасности, защиты и надежности и др. Функциональные подсистемы реализуют банковские услуги, бизнес-процессы и любые комплексы задач, отражающие содержательную или предметную направленность банковской деятельности. Создание автоматизированных банковских технологий помимо общесистемных (системотехнических) принципов требует учета особенностей структуры,специфики и объемов банковской деятельности. Это относится к организационному взаимодействию всех подразделений банка, которое вызывает необходимость создания многоуровневых и многозвенных систем (головной банк, его отделы, филиалы, обменные пункты, внешние структуры), со сложными информационными связями прямого и обратного направления.

      Автоматизированные банковские системы (АБС) создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня.

      Верхний уровень (Front-office) образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, ЦБ, информационными и торговыми агентствами и т.д.

      Средний уровень (Back-office) представляет собой приложения по разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работу с кредитами, депозитами, ценны- ми бумагами, пластиковыми карточками и т.д.).

      Нижний уровень (Accounting) это базовые функции бухгалтерского учета, или бухгалтерское ядро. Именно здесь сосредо- точены модули, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета по всем пяти главам нового плана счетов. Разделение банка на front-office и back-office основывается не столько на функциональной специфике обработки банковских операций (сделок) и принятия решений (обобщения и анализа), сколько на самой природе банка как системы, с одной стороны, фиксирующей, а с другой -активно влияющей на экономическое взаимодействие в финансово-кредитной сфере. 

      2. Функции автоматизированных банковских систем. 

      Прикладные программы АБС представляют собой набор программных модулей, функционально и информационно связанных между собой. Функциональные связи модулей обеспечивают необходимую последовательность их выполнения, а информационная связь определяется использованием модулем в своей работе информации, сгенерированной другим модулем. Как правило, обмен информацией между модулями идет через базу данных. Один модуль пишет информацию в базу данных, а другой ее считывает при реализации своих функций.

      Каждая фирма-разработчик АБС самостоятельно решает проблему выделения модулей, но и здесь можно проследить некоторые закономерности. Анализ проектных решений ряда АБС показал, что эти модули группируются примерно в одинаковые комплексы. Типовой состав этих комплексов показан на рисунке. (Copyright © Немчинов В.К )

 

      Функции , решаемых автоматизированной банковской системой (АБС), можно разделить на три большие группы: -учетные функции,

  • аналитические функции,
  • технологические функции.

      Функции автоматизированных банковских систем (АБС):

  • операционный день;
  • операции на фондовом рынке, работа банка с ценными бумагами;
  • внутрихозяйственная деятельность;
  • розничные банковские услуги;
  • дистанционное банковское обслуживание;
  • электронные банковские услуги;
  • расчетный центр и платежная система (карточные продукты);
  • интеграция бэк-офиса банка с его внешними операциями;
  • управление деятельностью банка, реализация бизнес-логики, контроль,

      учет, в том числе налоговый, и отчетность;

  • управление рисками и стратегическое планирование;
  • программы лояльности клиентов, маркетинговая, рекламная и PR-службы.
 

      5. Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем. 

      Цель применения современных автоматизированных банковских 
систем - обеспечение роста прибыли банка, а так же беспрепятственное 
развитие и расширение бизнеса в будущем.

      Основой данного подхода является анализ и оптимизация бизнес-процессов банка, которые должны быть выявлены, отлажены, приведены в соответствие с эффективной стратегией развития банка и взаимоотношений с клиентами. Следующий шаг - их автоматизация, требующая:

  • Выбора информационных технологий, адекватных стратегиям банка.
  • Экономически эффективной последовательности внедрений, ориентированной на быстрый поэтапный возврат инвестиций.
  • Привлечения высококвалифицированных специалистов по внедрению и сопровождению.
  • Обучения персонала банка.

      Потенциальные возможности увеличения прибыли

      Средствами повышения экономической эффективности автоматизации банковской деятельности являются:

  • Активное их использование в бизнес-процессах, способствующих быстрому увеличению прибыли банка.
  • Снижение себестоимости услуг за счет оптимизации бизнес-процессов банка и внедрения стратегий управления отношениями с клиентами.
  • Увеличение объемов бизнеса за счет значительного ускорения обслуживания каждого конкретного клиента.
  • Сокращение расходов за счет значительного снижения общего числа рутинных операций, выполняемых сотрудниками банка.
  • Оптимизация управления финансовыми и информационными потоками банка.

      (по материалам компании «Новая Афина»). 

      Внедрение АБС имеет целью повысить уровень автоматизации операционной деятельности и создать единое информационное пространство банка.

      Это позволяет:

  • увеличить эффективность работы подразделений банка;
  • уменьшить затраты на выполнение операций;
  • повысить качество клиентской работы с юридическими и физическими лицами;
  • организовать дистанционное обслуживание клиентов;

      - обеспечить максимальную прозрачность технологических процессов;

  • создать механизм разделение доступа к информации и ее защиту;
  • интегрировать бухгалтерский и управленческий учет;
  • обеспечить высокую надежность и скорость обслуживания клиентов. Наличие единого информационного пространства обеспечивает единый и целостный взгляд на процессы, происходящие в банке, что, в свою очередь, повысишает управляемость и надежность банка.
 

      АБС обеспечивает автоматизацию традиционных задач банковской деятельности: ведение бухгалтерского учета, получение обязательной отчетности, автоматизированное расчетно-кассовое обслуживание клиентов, кредитно-депозитную деятельность и многих других. Как правило, внедрение современной АБС приносит еще и дополнительный эффект, поскольку на этапе разработки решения в банке перестраиваются и оптимизируются бизнес-процессы - просто за счет того, что внедрение системы позволяет по-новому взглянуть на существующие механизмы, упразднить "лишние звенья",   использовать   опыт  поставщиков  решения  и   консультантов. 

      Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния банка. 

      Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции. 

      "Современная интегрированная АБС может помочь банку выстроить эффективные бизнес-процессы, уменьшить расходы и риски, связанные с операциями на рынке и обслуживанием клиентов. Кроме того, система помогает объективно оценивать риски, анализировать и управлять ими. Таким образом, современная АБС не только может позволить банку контролировать риски в соответствии с требованиями регулирующих органов, но и способна дать ощутимые преимущества перед конкурентами" (EGAR Technology Inc.). 

      3. Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации. 

      Рынок автоматизированных банковских систем (АБС) в России начал интенсивно развиваться в 1993-94 годах с бурным ростом числа коммерческих банков (КБ) Сегодня в подавляющем числе КБ используются те или иные средства автоматизации, обычно в виде АБС. Степень автоматизации, а также ее технологическая база в разных банках сильно различаются.

      Для успешного развития и устойчивости в конкурентной борьбе требуются комплексные системы. Такие системы, как правило, поддерживают работу с многими валютами, а также дают возможность подключения дополнительных модулей, предназначенных для облегчения работы банковского персонала и для автоматизации более сложных банковских операций, — таких, как расчетно-кассовое обслуживание, кредиты и депозиты и т.п.

      В настоящее время перед российскими банками стоит задача интеграции в мировую финансовую систему и перехода на международные стандарты банковского обслуживания МСФО. В этой ситуации банки проявляют интерес к "импортным" системам. В западных АБС поддерживаются все операции, практикуемые на международных финансовых рынках, и реализованы все финансовые инструменты, характерные для современной банковской деятельности. Они оперируют не понятиями счета и проводки, а понятиями сделки, банковского продукта, риска, портфеля, доходности. Более того, для таких систем характерен комплексный подход, при котором обеспечиваются интегральное управление ресурсами банка и его эффективная работа в целом. Система содержит развитые средства анализа работы банка, которые агрегируют информацию, хранящуюся в общей базе данных, и позволяют оценить финансовое положение и финансовую устойчивость банка. Система, с одной стороны, снабжает данными для принятия решений, а, с другой, предоставляет рычаги управления, помогающие внести нужные коррективы в деятельность банка. Проводки осуществляются автоматически и остаются заботой бухгалтерии, освобождая прочих сотрудников от дополнительных задач.

Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"