Лекции по "Современные банковские технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций

Описание

Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

Содержание

Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.

Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии

Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.

Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов

Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.

Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам

Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.

Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Современные банковские технологии..doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

      В настоящее время можно назвать следующих производителей автоматизированных банковских систем в Российской Федерации:

  1. Банк XXI век — производитель Инверсия
  2. Банкир/Про — производитель CSBI

      3. БИСквит — производитель Банковские Информационные 
Системы

  1. Diasoft5NT — производитель Диасофт
  2. Diasoft FA# — производитель Диасофт
  3. Diasoft Workflow — производитель Диасофт
  4. Diasoft 4x4— производитель Диасофт
  5. RS-Bank — производитель R-Style Softlab
  6. Новая Афина — производитель Новая Афина
  7. ЦФТ-Банк — производитель Центр Финансовых Технологий Структуру    автоматизированной    банковской    системы    можно

      рассмотреть на примере Автоматизированной Банковской Системы (АБС) «БАНК XXI ВЕК». Которая представляет собой систему комплексной автоматизации современного многопрофильного и многофилиального банка. АБС реализует современные банковские технологии в режиме реального времени.

      Структура АБС

      Существующая в стране банковская система состоит из большого числа элементов: Центрального банка и его подразделений и различных коммерческих банков. Как и вся система, так и ее составляющие имеют сложные многоуровневые структуры, а также многочисленные внутренние и внешние информационные связи.

      

      Рис.1

      Структура банка и задачи, решаемые его подразделениями Структура банка

      Внутри банка информационное взаимодействие объединяет объекты управления  —  функциональные  подразделения  банка,   его  филиалы,

      Для любого банка большое значение имеют его функциональные и информационные связи с внешней средой: с ЦБ, другими банками, удаленными подразделениями и филиалами, клиентами банка (юридическими и физическими лицами) и т.п. Эти связи как прямые, так и обратные, отражают функциональное взаимодействие банка (рис.1) обменные пункты и т.п. Взаимодействие этих элементов осуществляется посредством информационных потоков в виде прямой и обратной информационных связей. Структура абстрактного усредненного банка представлена на рис.2.

      

      Рис.2

      Задачи, решаемые подразделениями банка

      ■ Бухгалтерия: отчетность в ЦБ;

      учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ), основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА);

      бухгалтерский учет и контроль работы банка;

      платежные документы по собственным счетам банка.

      Операционное управление:

      работа с клиентами;

      работа с подсистемой «Банк-клиент».

      ■ Кассовое управление: работа с наличностью; инкассация;

      хранилище (ценные бумаги, драгоценные металлы, банкноты, бланки строгой отчетности и т.д.); обменные пункты;

      операционные кассы вне кассового узла.

      ■ Управление ценных бумаг: депозитарное обслуживание;

      обслуживание эмитента; операции с акциями; операции с облигациями;

  • операции с собственными векселями;
  • операции с векселями сторонних эмитентов; операции с производными ценными бумагами. Расчетное управление:

      прием, обработка, отправка документов; работа со счетами «ЛОРО», «НОСТРО»; маршрутизация платежей;

      работа с подсистемой «Банк-Банк», «Банк-Филиал»;

      подготовка и отправка сообщений в форматах СВИФТ, ТЕЛЕКС;

      подготовка платежных документов.

      Управление по работе с договорами:

      кредиты;

      депозиты;

      документарные операции (аккредитивы, гарантии); залоги.

      Управление по работе с физическими лицами: депозиты;

      ■ кредиты;

      доходы и налоги клиентов;

      зарплатные проекты;

      операции по пластиковым картам;

      связь с бэк-офисами/фронт-офисами платежных систем;

      работа с подсистемой «Банк-клиент».

      Казначейство:

      •      фронт-офис сделок денежного и валютного рынков; бэк-офис сделок денежного и валютного рынков; фронт-офис сделок рынков ценных бумаг; бэк-офис сделок рынков ценных бумаг; фронт-офис сделок рынков драгметаллов; бэк-офис сделок рынков драгметаллов; миддл-офис.

      Управление информационных технологий: информационное сопровождение работы управлений;

      ■ администрирование баз данных и АБС; обеспечение коммуникационной среды. Структура АБС «БАНК XXI век»

      ■ Структура автоматизированной банковской системы (АБС) «БАНК XXI ВЕК» представлена на рис.3

      Рис.3 Модуль "Параметры и Настройки " Назначение

    Назначение и состав "Ядра системы"

     Основной подсистемой АБС является "Ядро системы". Подсистема предназначена для автоматизации большинства операций бухгалтерского учета в коммерческих банках. Мультивалютность, работа с платежными документами, возможность расчета эквивалента в национальной валюте и пересчета остатков при смене курсов валют, взаимосвязь этой системы с другими подсистемами значительно облегчают работу банковских работников.

Подсистема "Ядро системы" реализована в виде трех модулей, которые представлены для пользователей как отдельные пиктограммы: модуль "Параметры и настройки"; модуль "Бухгалтерия"; модуль "Импорт - экспорт".

      Модуль "Параметры и Настройки" предназначен для ведения настроечных таблиц, каталогов и справочников АБС "БАНК XXI ВЕК" и взаимосвязан со всеми модулями АБС. Параметры, установленные в модуле "Параметры и Настройки", определяют корректность функционирования всей АБС "БАНК XXI ВЕК".

      Функциональные возможности

      Модуль " Параметры и Настройки" реализует следующие основные функции:

      Настройка базовой таблицы;

      Просмотр и редактирование типов банковских операций;

      Ведение каталога банков-корреспондентов и контрагентов;

      Определение правил ввода и контроля платежных документов;

      Определение правил формирования автоматических документов;

      Настройка очередности платежей;

      Ведение договоров РКО (комиссии и тарифы);

      Ведение карточек клиентов;

      Первичные настройки для лицевых счетов;

      Определение методов обработки корсчетов;

      Ведение таблицы транзитных счетов для межбанка;

      Настройка таблиц связанных с курсовыми разницами;

      Определение видов печатных документов;

      Регистрация пользователей системы и настройка их прав доступа;

      Внутренний аудит системы. Модуль "Бухгалтерия" Назначение

      Модуль "Бухгалтерия" является основным модулем подсистемы "Ядро системы" и предназначен для ведения основных справочников и каталогов системы, а также автоматизации бухгалтерского учета при работе с платежными документами банка. Модуль поддерживает мультивалютный режим проведения операций, возможность расчета рублевого эквивалента и пересчета остатков на валютных счетах и обеспечивает взаимосвязь с другими модулями системы.

      Исходя из принятой технологии работы модуль "Бухгалтерия" делится на следующие блоки: 

      1. "Основные справочники и каталоги. Администратор 
операционного дня банка";

  1. "Платежные документы в национальной валюте";
  2. "Операционная касса";

      4. "Договора РКО. Мемориальные ордера и внебалансовые 
документы";

  1. "Переводные операции";
  2. "Главная книга и отчеты".
 

      Функциональные возможности

      Модуль "Бухгалтерия" реализует следующие основные функции:

      ведение основных каталогов системы (плана счетов ЦБ, каталоги клиентов банка и их лицевых счетов);

      ведение основных справочников (МФО, BIC-кодов, кодов валют

      и курсов);

      регистрация, контроль заполнения полей и последконтроль платежных документов (ПД);

      обработка ПД (маршрутизация, разбор выписок и спецсчетов, выгрузка во внешние подсистемы);

      ведение главной книги (реестра документов, остатков на лицевых счетах, выписок, оборотно-сальдовой ведомости и баланса банка);

      администрирование ОДБ (сворачивание парных счетов, закрытие ОДБ, переоценка остатков на счета в иностранной валюте и откат этих действий в случае необходимости)ж

      контроль по 115 ФЗ.

      В модуле "Бухгалтерия" реализована возможность автоматизированной работы с кассовыми документами в коммерческом банке. Модуль "Операционная касса" обеспечивает проведение операций с четырьмя видами кассовых документов:

      объявление на взнос наличными; приходный ордер; чек;

      расходный ордер.

      Модуль позволяет:

      регистрировать и печатать кассовые документы с проверкой остатка на счете с учетом теневых оборотов, с обязательной проверкой принадлежности чека чековой книжке клиента и с возможностью проверки на выполнение кассового плана;

      формировать и сохранять кассовую книгу и отчеты о кассовых

      операциях;

      осуществлять сервис кассира, включая контроль текущей суммы

      в кассе;

      регистрировать   чековые   книжки   клиента   для   проверки принадлежности чека чековой книжке;

      вводить кассовый план для проверки его выполнения; изменять текущую дату при регистрации документа; устанавливать   права   доступа   кассиров   к   определенным операциям и счетам. 

      Модуль "Бухгалтерия" реализует также следующие функциональные возможности:

      настройка и редактирование тарифов и комиссий за банковское обслуживание;

      проведение мемориальных ордеров обычного типа (МО);

      регистрация и последконтроль внебалансовых документов;

      регистрация и последконтроль специального МО;

Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"