Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:27, курс лекций
Управлять предприятием - значит оказывать такие воздействия на его персонал, которые в наибольшей мере способствуют достижению цели создания предприятия: получению прибыли и/или удовлетворению общественной потребности (соответственно для коммерческих и некоммерческих организаций). Следовательно, результат работы предприятия есть функция эффективности функционирования кадровой составляющей, в силу чего знание специфических особенностей управления персоналом приобретает принципиальное значение в общей системе управления предприятием.
ТЕМА 1: ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…………………..3
ТЕМА 2: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……………………..6
ТЕМА 3: КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...9
ТЕМА 4 : НАБОР, ПРИЕМ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА…………………………………………13
ТЕМА 5: УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………………………………18
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1. Управление по результатам: система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства .
2. Управление посредством мотивации: модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников и на возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями предприятия.
3. Рамочное управление: сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ – рамок, которые задаются важностью процесса, нормами, непредсказуемостью.
4. Управление на основе делегирования: передача подчиненному функций, закрепленных за его руководителем (перевод задач на более низкий уровень
5.
Партисипативное управление: основной
предпосылкой этой модели является утверждение:
если работник принимает участие в делах
фирмы, вовлечен в управление и получает
от этого удовольствие, то он работает
более заинтересованно и производительно
МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Методы построения системы управления персоналом – это выработанный наукой и практикой инструментарий изучения состояния действующей системы управления персоналом, проектирования, обоснования и реализации новой системы. При построении системы управления персоналом используются различные методы.
системный подход, он предполагает исследование системы управления в целом и изучение составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, основных категорий работников, технических средств, методов управления людьми и т.п.
Метод декомпозиции - заключается в расчленении сложных явлений на простые: система управления персоналом расчленяется на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры - на операции; выделенные после расчленения элементы синтезируются в единое целое – в систему.
метод последовательной подстановки, позволяющий, в частности, изучить влияние на функционирование персонала каждого фактора в отдельности, исключая влияние других факторов
Метод сравнений дает возможность, например, анализировать управление персоналом с учетом фактора времени. При этом сравнивается желаемое состояние подсистемы в будущем с нормативным состоянием или с ее состоянием в прошлом периоде.
Динамический метод – предполагает расположение количественных данных, характеризующих систему управления персоналом, в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Полученный ряд отражает устойчивые тенденции развития системы управления персоналом.
Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей подсистемы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям организации.
Экспертно-аналитический метод предполагает привлечение высококвалифицированных специалистов (экспертов) в области менеджмента.
Метод главных компонентов позволяет отразить в одном показателе (главном компоненте) свойства многих показателей, характеризующих определенное явление.
Опытный метод связан с системным и ситуационным анализом. Он базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления.
Метод коллективного блокнота («банка идей») основывается на применении «мозгового штурма» и позволяет сочетать независимое выдвижение идей с их коллективной оценкой и совместным поиском путей наиболее эффективного использования кадрового потенциала.
Метод творческих совещаний – позволяет выявить большое число вариантов совершенствования системы управления персоналом посредством коллективного обсуждения проблемы и, как следствие, неизбежного развития высказываемых идей и порождения новых.
Метод
6-6-3 заключается в том, что каждый из
шести членов группы пишет на каждом из
шести листов бумаги по три идеи о развитии
системы управления персоналом и передает
их остальным членам группы, которые на
основе уже предложенных вариантов предлагают
еще по три идеи и т.д.
КАДРОВОЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кадровое обеспечение системы управления персоналом - это необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы организации.
Техническое обеспечение системы управления персоналом организации – комплекс технических средств (КТС) – совокупность взаимосвязанных единым управлением или автономных технических средств сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и представления информации, а также средств оргтехники.
Правовое
обеспечение подсистемы управления
персоналом основывается на законодательных
актах, создающих рамочные условия для
управления персоналом. К числу таких
законодательных актов можно отнести
Гражданский и Трудовой кодексы Российской
Федерации и другие законы РФ. Важную часть
правовой базы предприятий составляют
указы президента, постановления Правительства
РФ и местных органов власти.
ТЕМА 3:
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И
ЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА
ПРЕДПРИЯТИИ
СОДЕРЖАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Кадровая политика организации — это комплекс реализуемых стратегий, принципов, целей и задач в сфере управления персоналом. определяющих порядок и направления:
• подбора, расстановки
и развития персонала; • совершенствования
форм и методов работы с ним.
• решение задач, формируемых под влиянием внешней среды'.
• рынка труда; *нормативных актов государственных органов;
• деятельности профсоюзов;
• решение внутренних организационных задач:
• вовлечение сотрудников в управление организацией; решение социальных проблем;
•
совершенствование стиля
ЭЛЕМЕНТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Кадровая политика организации дифференцируется на составляющие элементы:
1) политика занятости
обеспечение
высококвалифицированным
2) политика обучения
предполагает формирования соответствующей базы обучения, что бы работники могли повысить уровень в области обучения, воспитания и тем самым получить возможность своего профессионального продвижения
3) политика оплаты труда
предоставление более высокой заработной платы, чем в других организациях в соответствии со способностями, опытом и ответственность работника
4) политика благосостояния
обеспечение более широкого набора услуг и льгот, чем у других нанимателей, социальные льготы, условия – должны быть привлекательными для работников и взаимовыгодны для них и организаций
5) политика трудовых отношений
это установление
определенных процедур для разрешения
трудовых конфликтов
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
В
условиях рыночной экономики один из
решающих факторов эффективности и
конкурентоспособности
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы внешней среды:
*нормативные ограничения
*ситуация на рынке труда.
Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы. Важно получить представление о проф и общественных объединениях в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу.
Стратегическими факторами успеха в кадровой политике организации являются:
* приближенность к рывку через ориентацию на сферу деятельности и на запросы клиентов;
* обслуживание
клиентов с применением
* высокое качество продукции;
* использование достижений научно-технического прогресса в новейших технологий;
* готовность к незамедлительной поставке;
* чувство экономической ответственности;
* соблюдение экономического равновесия;
* квалифицированный кадровый потенциал;
* адаптивные и гибкие организационные структуры.
Кадровая политика организации, с учетом основных положений элементов концепции развития, включает:
* цели, связанные
с внешними условиями
* цели, связанные
с внутренними условиями: улучшение
отношений руководства организации со
своими сотрудникам, участие персонала
в управлении, углубление профессиональных
знаний, совершенствования стиля руководства
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СТАДИИ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Кадровое планирование – это целенаправленная деятельность организации, имеющая цель представления рабочих мест в нужный момент времени в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников к предъявляемым требованиям.
Стадии:
Виды кадрового планирования:
• стратегическое;
• тактическое;
• оперативное.
Для стратегического характерны следующие черты:
• проблемно-ориентированный, долгосрочный характер (на период сроком от трех до десяти лет);
• ориентированность на конкретные, хотя и весьма серьезные и глобальные проблемы;
• высокий уровень зависимости от внешних факторов (экономических, технологических, социальных);
• концентрация на своевременном распознавании главных тенденций развития, их качественной оценке;
• согласованность
с технической политикой
Тактическое отличается такими чертами:
• среднесрочность планов (от года до трех лет);
• ориентированность на решение конкретных проблем управления персоналом;
• реализация кадровых программ руководителями среднего звена.
Данный вид кадрового планирования является соединяющим звеном между стратегическим глобальным планированием и оперативным текущим планированием, увязывая их цели в единую систему.
Оперативное имеет следующие особенности:
• имеет краткосрочный характер (до одного года);
• ориентировано на достижение отдельных оперативных целей;
• основной документ
— оперативный план — содержит
точно обозначенные цели и указания
на конкретные мероприятия, направленные
на достижение этих целей.