Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение вопросов практического использования лизинга и его развития в России. Эту цель конкретизируют следующие задачи исследования:
- определить содержание лизинга как организационно-экономической формы инвестиций;
- выявить основные тенденции развития лизингового рынка;
- изучить основные законодательные барьеры применения лизинга.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Общая теория лизинга:
1.1 Лизинг как вид инвестиционной деятельности……………………………………………5
1.2Лизинг: экономическая сущность и функции ……………………………………………...6
1.3. Классификация лизинга в России………………………………………………………...10
2 .Заключение сделок, виды и порядок расчета лизинговых платежей:
2.1. Организация заключения лизинговой сделки……………………………………………15
2.2. Состав, виды и порядок расчета лизинговых платежей…………………………………18
3. Анализ состояния и перспективы развития лизингового рынка России………………....21
Заключение …………………………………………………………………………………......28
Список используемых источников …………………………………
Классификация лизинговых платежей (рис. 2.2.):
Формы платежей:
• денежные — все платежи производятся в денежной форме;
• компенсационные — расчеты производятся товарами, произведенными с использованием объекта лизинга;
• комбинированные — расчеты, сочетающие в себе и денежные, и компенсационные выплаты.
Метод начисления:
• фиксированные платежи устанавливаются в абсолютной сумме по сделке;
• долевые платежи рассчитываются в определенной доле от объема выпущенной продукции, произведенной на лизинговом имуществе;
• минимальные платежи — это сумма всех лизинговых платежей за весь период лизинга плюс выкупная стоимость по окончании срока договора лизинга;
• платежи в
процентах от стоимости объекта
лизинга.
Рис. 2.2.
Классификация лизинговых платежей
Периодичность внесения лизинговых платежей:
• единовременные платежи — лизинговые платежи, производимые после получения объекта лизингополучателем и подписания акта приемки – передачи;
• периодические платежи осуществляются ежемесячно, ежеквартально или ежегодно;
• платежи с авансом предполагают осуществление лизингополучателем частичной предоплаты (как правило, до 30% от стоимости объекта).
Способ уплаты:
• линейные платежи осуществляются пропорционально равными платежами;
• прогрессивные платежи предполагают постепенное возрастание размера выплат к концу срока сделки;
• регрессивные платежи — это постепенно уменьшающиеся выплаты.
На
практике в условиях РФ наибольшее
распространение получили денежные
платежи, платежи в процентах от стоимости
объекта лизинга и платежи с авансом. В
прогрессивных платежах чаще всего заинтересованы
лизингополучатели, в регрессивных —
лизингодатели.
3.Анализ состояния и перспективы развития лизингового рынка России
Глубокие структурные изменения, происходящие сегодня в российской экономике, заставляют представлять дальнейшее инвестиционное развитие страны с принципиально новой точки зрения.
Постоянно растущие требования к анализу конъюнктуры рынка, качеству выпускаемой продукции и обеспечению ее конкурентоспособности способствуют внедрению на предприятиях новых технологических процессов, изучению новых форм ведения бизнеса, освоению новых рынков сбыта. Однако основным "камнем преткновения" при решении данных вопросов является проблема ремонта старого, изношенного производственного оборудования и замены его на более совершенное. С одной стороны, решение данной проблемы не должно представлять для предприятий особенных трудностей в силу наличия большого количества различных вариантов финансирования процесса обновления производственных фондов: собственные средства, привлечение кредитных ресурсов, использование корпоративных способов финансирования (увеличение уставного капитала, размещение облигационных займов и др.). С другой стороны, при детальном рассмотрении данных вариантов возникает множество проблем, с которыми на сегодняшний день российские предприятия не в состоянии справиться, в частности: нехватка собственных средств, отсутствие кредитной истории и необходимого обеспечения для получения заемных средств, отсутствие спроса со стороны инвесторов на долговые инструменты данного предприятия.
Таким образом, одним из возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации может стать использование механизма лизинга при финансировании приобретения объектов основных средств.
За рубежом лизинг уже давно эффективно применяется наряду с другими инвестиционными механизмами, например, согласно статистики, в странах организации экономического сотрудничества и развития 20-30% капитальных вложений осуществляется посредством лизинга, а в развивающихся странах, с менее развитыми рынками лизинговых услуг, с применением лизинга осуществляется 3-15% капиталовложений. В России данные цифры намного скромнее.
К сожалению, конкретные цифры, определяющие объем лизингового рынка в России, отсутствуют. Единственное, что можно утверждать с определенной уверенностью – это количество зарегистрированных (но не обязательно работающих) лизинговых компаний. Сбор же информации по целой отрасли лизинга затруднен, поскольку регистрация сделок по лизингу необязательна.
Накопление статистической информации по оценке объемов и структуры лизинговой деятельности в целом по стране, регионам, отраслям должно происходить в Госкомстате РФ. Шесть лет назад даже было выпущено письмо Госкомстата "Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования". Тем не менее, статистика проведения лизинговых операций за эти годы так и не сложилась, несмотря на то, что собранные данные так необходимы различным отечественным и зарубежным потребителем информации.
Таким образом, статистический учет развития лизинга в России ведется либо самими лизинговыми компаниями, или их объединениями, например Ассоциацией российских лизинговых компаний "Рослизинг", либо организациями, содействующими развитию лизинга, например, Группой по развитию лизинга Международной финансовой корпорации, Группой лизинга Международного валютного фонда, Европейской федерацией ассоциаций лизинговых компаний "Евролиз" и т.д. Анализ, проведенный данными организациями, как правило, базируется на анкетировании и ежегодном опросе наиболее активных участников рынка и дальнейшей обработке полученной информации.
Наиболее значимыми показатели развития рынка лизинга являются: доля лизинга в общем объеме инвестиций, доля лизинга в импорте основных средств, доля лизинга в ВВП, а также количество действующих на рынке лизинговых компаний.
По информации Группы, доля лизинга в общем объеме инвестиций в России в 2001 году составила 3%, или 1,2 млрд. долл. США имеет тенденции к увеличению в 2004 году. Прогноз увеличения доли лизингового рынка строится на основе вероятного роста российской экономики. Необходимо отметить, что в США на протяжении последних трех лет доля лизинга в общем объеме инвестиций составляет 30%.
Несмотря на то, что доля лизинга в импорте основных средств составляла 7,5%. Столь низкий показатель объяснялся последствиями финансового и банковского кризисов 1998 года и нехваткой долларовых средств для финансирования лизинговых сделок. В 2004 году данный показатель увеличился до 10% (1,4 млрд. долл. США) за счет заметного роста импорта на лизинговом рынке. При сохранении существующих тенденций долларовая доля лизинга в импорте основных средств в 2005 году может составить 1,6 млрд. долл. США (при сохранении той же процентной доли). Еще одним показателем, характеризующим развитие лизингового рынка России является доля лизинга в ВВП. По оценке Группы, при 0,5% от ВВП, российский рынок лизинговых услуг оценивается на уровне 1,3 млрд. долл. США в 2004 году. В развитых странах данный показатель колеблется на уровне от 2% до 5%.
Основными
участниками рынка лизинга
Лизинговый рынок России практически поделен поставщиками производственного оборудования и поставщиками автотранспортных средств. По информации Группы, на долю лизинга автотранспортных средств (грузовые и легковые автомобили) приходится 23% рынка, на долю производственного оборудования – 22%. На долю пищевого, деревообрабатывающего, полиграфического, офисного оборудования и средств розничной торговли приблизительно приходится по 5%.
Преобладание средств транспорта объясняется отсутствием проблем при их возврате и развитостью вторичного рынка. Кроме того, многие российские компании в настоящий момент осваивают новые рынки сбыта и испытывают потребность в автотранспортных средствах.
По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, с начала 2001 года выдано 955 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности в России, а общее количество компаний, получивших лицензию с 1996 года, достигло 2.500. Более 130 из них являются нерезидентами Российской Федерации и представляют более 20 стран мира. Большинство зарубежных компаний – из стран Западной Европы и США. Большинство действующих лизинговых компаний успешно работаю на отечественном рынке на протяжении трех и более лет, то есть имеют опыт не только заключения, но и успешного завершения большого количества как внутренних, так и международных лизинговых договоров.
Тем не менее, несмотря на достаточно большое количество зарегистрированных лизинговых компаний, численность реально действующих лизинговых компаний, то есть заключивших как минимум один договор, составляет лишь четвертую часть от общего количества лицензиатов. Большое количество компаний лишь номинально числятся лизингодателями, а полученные лицензии позволяют им успешно применять на практике преимущества лизинга и предусмотренные льготы для достижения внутрикорпоративных интересов и интересов финансово-промышленных групп.
По результатам исследований, проведенных Группой, более трети компаний, зарегистрированных на январь 2004 года, расположены в Москве, еще треть – в европейской части России, исключая Москву, одна пятая часть – на Урале и в Западной Сибири. Немногим менее ста компаний размещаются на Дальнем Востоке. Такое распределение, в принципе, соответствует уровню населенности регионов, за исключением высокой степени концентрации населения в Москве.
Уровень концентрации лизингового бизнеса в России очень высок. По оценке журнала "Экономист", на долю десяти лизинговых компаний приходится 38% объема всего рынка лизинговых услуг страны. Речь идет о компаниях с объемами заключенных в течение года договоров на сумму от 15 до 150 млн. долл. США. В то же время всего несколько российских лизинговых компаний могли бы претендовать на место в конце первой сотни крупнейших европейских лизингодателей.
Состав учредителей лизинговых компаний следующий: почти две трети – компании и физические лица, около 20 компаний были основаны банками или федеральными (региональными) администрациями.
Все действующие на российском рынке лизинговые компании могут быть условно разделены на несколько категорий:
- независимые универсальные лизинговые компании;
- лизинговые компании, учрежденные банками;
- региональные лизинговые компании;
- лизинговые компании, учрежденные поставщиками оборудования;
- узкоспециализированные отраслевые лизинговые компании;
- лизинговые компании, учрежденные федеральными или региональными органами власти.
Данное разделение является весьма условным, поскольку отдельные компании могут быть причислены одновременно к двум подгруппам, например, лизинговая компания может быть учреждена банком и иметь узкоспециализированную отраслевую направленность.
В среде хозяйствующих субъектов лизинг как механизм финансирования приобретения и модернизации производственных фондов занимает все большее место. К основным причинам обращения предпринимателей к услугам лизинговых компаний относятся: большая гибкость лизинга, менее жесткие требования по дополнительному обеспечению и гарантиям, более продолжительные сроки финансирования, меньшее количество бюрократических барьеров, налоговые преимущества и большая поддержка со стороны поставщиков. Наиболее значимой причиной, однако, является недоступность банковских кредитов для многих лизингополучателей.
Тем не менее, лизинг все еще пользуется низкой популярностью у крупных фирм с достаточным количеством денежных средств, позволяющим им выбирать между лизингом и другими источниками финансирования.
Одним
из обязательных условий дальнейшего
успешного и эффективного развития
и функционирования лизингового
бизнеса является его надежное правовое
обеспечение нормами
На сегодняшний день нормативно-правовая база России, регламентирующая порядок осуществления лизинговых сделок, представлена большим количеством нормативно-правовых актов, которые охватывают практически все аспекты заключения и сопровождения лизинговых договоров.
В число наиболее важных законодательных актов входят: Гражданский кодекс (в частности глава 34, которая дает основное определение лизинга) и Федеральный Закон "О лизинге", принятый осенью 1998 г. Особо необходимо отметить, что 29 января 2002 г. Президент РФ подписал закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге". Работа над совершенствованием закона "О лизинге" велась на протяжении последних нескольких лет. Созданная специально для этой цели Рабочая группа при Государственной Думе РФ также рассматривала законопроекты, вносящие изменения в налоговое, таможенное и валютное законодательство, регулирующее лизинг. Новая редакция Закона "О лизинге", несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию лизинга и привлечению как российских, так и иностранных инвестиций в российскую экономику. Изменения и дополнения в Федеральный закон "О лизинге" вступили в силу с момента их опубликования 2 февраля 2002 г. в "Российской газете".
Информация о работе Лизинг как источник кредитования предприятия (организации)