Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:54, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности лизинга, а также его возможной роли в укреплении экономики производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
- раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;
- выяснение экономического механизма лизинговой деятельности;
- раскрыть преимущества и недостатки лизинга;
- ознакомление с текущим состоянием и ближайшими перспективами развития лизинга в мире и РФ.
Введение..................................................................................................................2
1. Экономическая сущность и значение лизинга.................................................4
1.1 Понятие, сущность и виды лизинга.................................................................4
1.2 Объекты и субъекты лизинговой операции..................................................11
2. Организация лизинговых операций.................................................................13
2.1. Принципы лизинговых отношений..............................................................13
2.2. Способы участия банков в лизинговых операциях.....................................18
3. Современная ситуация на рынке лизинговых услуг......................................22
3.1. Проблемы и перспективы рынка лизинговых услуг...................................25
Заключение ............................................................................................................31
Список использованной литературы.................................................................35
7. Порядок
расторжения лизингового
Лизинговый договор может быть досрочно расторгнут при следующих условиях, если:
лизингополучатель не обеспечил необходимых условий приемки объекта сделки;
не произвел
монтаж и ввод оборудования в эксплуатацию
в установленный договором
несвоевременно осуществляет платежи по арендной плате;
лизингополучатель не выполняет другие условия договора;
возникли форс-мажорные (непредвиденные) обстоятельства;
согласен лизингодатель;
лизингополучатель заключил новый контракт на те же или другие объекты с этим же лизингодателем.
При досрочном расторжении договора лизингополучатель обязан вернуть объект сделки и возместить убытки лизингодателю.
В лизинговом контракте также
2.2 Способы участия банков в лизинговых операциях
За прошедшие два
десятилетия в деятельности
коммерческих банков получило
развитие финансирование
Банки финансируют
покупку и сдают в
В России сейчас действует Федеральный закон "О лизинге. В Законе лизинг определяется как прямые инвестиции (ст. 27), раскрывается содержание договора о лизинге (ст. 15), вводится новый подход к учету предмета лизинга (ст. 12), допускается переуступка прав на объект лизинга (ст. 18). Следует особо отметить, что этот Закон разрешает коммерческим банкам заниматься лизинговой деятельностью. Россия - единственная в мире страна, в которой банки получили возможность непосредственно работать с объектом лизинга и участниками лизинговой сделки. [3]
Рассмотрим возможные
способы участия банков в
По закону лизингодателем может быть:
банк, любая кредитная организация, в уставе которой предусмотрен этот вид деятельности;
лизинговая компания (универсальная или специализированная на определенном предмете или виде лизинга);
любая производственная или торговая
компания, для которой лизинг не
является основным видом деятельности,
но и не запрещен уставом (при этом
следует иметь в виду, что в
соответствии с Законом лизинг -
лицензируемый вид
физическое лицо - предприниматель.
Лизингополучателями и поставщиками соответствующего оборудования могут быть любые юридические лица и физические лица - предприниматели.
Это означает, что у банка имеются самые разные способы участия в лизинговом бизнесе:
1. Способы прямого участия:
-в качестве лизингодателя;
-в качестве лизингополучателя.
2. Способы косвенного участия:
-кредитование лизинговых
-создание собственной лизинговой компании;
-создание вместе с другими
банками, кредитными
Косвенное участие банка (его специального лизингового подразделения или дочерней лизинговой компании) в этом бизнесе может также включать:
- проектирование лизинговых
- разработку механизмов
- экономико-правовую экспертизу и организацию финансирования лизинговых сделок;
- установление договорных
- аудиторскую проверку
- переговоры с поставщиком (в
интересах лизингополучателя)
- получение гарантий от
- разработку лизингового
- платежи поставщику предмета
лизинга, контроль над
- контроль выполнения плана лизинговой операции;
- распределение текущих доходов лизингодателя и др.
Развитие лизингового бизнеса
в нашей стране сталкивается с
проблемой мобилизации
Выступая в роли не ссудодателя лизинговой компании, а непосредственно лизингодателя, коммерческие банки, таким образом, используют прямой метод участия в лизинговом бизнесе.
В отличие от создаваемых лизинговых компаний, банки обладают тем важным преимуществом, что они организационно оформлены; для проведения лизинговых операций им требуется только выделить в их структуре специальный отдел или группу, в состав которой должны войти сотрудники с определенным опытом банковской работы с данной операцией.
Привлекательность лизинговой операции
для коммерческих банков объясняется
тем, что данная банковская операция
подкреплена реальным материальным
обеспечением. Кроме того, развитие
лизингового бизнеса дает банкам
возможность расширить круг своих
операций, повысить качество обслуживания
клиентов и тем самым увеличить
их число, укрепить традиционные связи
и установить новые взаимовыгодные
партнерские отношения с
В условиях обострения конкуренции
на рынке банковских услуг проведение
коммерческими банками
Преимущество лизинговой операции для банка состоит еще и в ее достаточно высокой рентабельности. Через лизинговые платежи банк приобретает новый источник доходов в виде комиссионных выплат. Кроме того, коммерческие банки, развивая лизинговый бизнес, могут экономить средства за счет относительной простоты учета лизинговых операций и лизинговых платежей по сравнению с операциями долгосрочного кредитования.
Вместе с тем лизинговая операция
относится к числу банковских
операций с весьма высокой степенью
риска. Риск банка возрастает при
оперативном лизинге, когда возникает
необходимость возместить высокую
остаточную стоимость объекта лизинга
при отсутствии спроса на него после
окончания срока лизингового
договора. Поэтому, если исходить из логики
банковского риска, экономическим
интересам банка-лизингодателя
3. Современная ситуация на рынке лизинговых услуг
Лизинговый рынок быстро восстанавливается благодаря росту спроса и активным продажам лизингодателями своих услуг и вопреки угрозам законодательных изменений, самых негативных за всю историю его развития в России.
Объем новых сделок на рынке лизинга за 9 месяцев 2010 года вырос в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Рис. 3.1. Объем нового бизнеса, млрд рублей
В тройку лидеров рынка по объему новых сделок за 9 месяцев 2010 года вошли «Сбербанк Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «ВТБ-Лизинг», на данные компании в сумме пришлось 37% объема новых сделок.
Наибольший объем контрактов (63,3 млрд рублей) был заключен компанией «Сбербанк Лизинг». С 2009 года компания активно наращивает филиальную сеть и масштабы сделок.
Высокая активность крупнейших компаний, имеющих доступ к значительным по объему источникам фондирования, привела к их доминированию на рынке по итогам 9 месяцев 2010 года и повышению концентрации. Доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 15% (за 9 месяцев 2009 года – 11,8%), на 10 крупнейших компаний пришлось 58% новых сделок (в 2009 году – 48,6%).
Необходимо отметить, что в рассматриваемом периоде почти половину новых сделок (46,7%) на рынке обеспечили связанные с государством лизинговые компании (в том числе «дочки» госбанков).
Рис. 3.2. Профиль участников исследования за 9 месяцев 2010 года в разрезе собственников, %
Наибольший объем сделок за 9 месяцев 2010 года по видам оборудования пришелся на сегмент железнодорожной техники – 33,2% (рис. 3.3). Вторым по объему сегментом стала авиатехника (15%), сегменты грузового и легкового автотранспорта заняли почти одинаковые доли в структуре новых сделок – 9,9 и 9,4% соответственно. В сегменте железнодорожной техники первое место по объему сделок сохранила компания «ВТБ-Лизинг» (33,96 млрд рублей). В пятерку лидеров вошли также ГЛК «ТрансКредитЛизинг», «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ТрансФин-М». Предметом сделок «ТрансКредитЛизинга» стали фи-
тинговые платформы, нефтебензиновые вагоны-цистерны, вагоны-хопперы (цементовозы) и полувагоны, сроки лизинга составили 8-10 лет. «Сбербанк Лизинг» в сентябре 2010 года передал в аренду более 1 100 единиц железнодорожной техники российского производства, включая полувагоны,
фитинговые платформы, крытые вагоны и цементовозы. Суммарно на транспортные сегменты (автомобильный транспорт, авиационный, железнодорожный и морской) пришлось 70,8% новых сделок за январь-сентябрь 2010 года. Доля аналогичного оборудования на общеевропейском лизинговом рынке в 2009 году составляла около 58%.
Рис 3.3. Топ-10 сегментов рынка по доле в лизинговом портфеле на 01.10.2010
Спрос на лизинговые услуги в настоящее время хотя и растет, но остается уязвимым. Это обусловлено, с одной стороны, все еще короткими сроками планирования у лизингополучателей и медленным улучшением их финансового состояния, а с другой стороны – неопределенностью изменений
законодательства в отношении лизинга.
Рост лизингового рынка в последние 2 года преимущественно обеспечивали массовые розничные сделки (например, автолизинг) и крупные единичные контракты (поставки авиатехники, судов, парка подвижного состава). При крупных контрактах спрос зачастую поддерживается государством (например, возмещение части лизинговых платежей по авиатехнике и судам), в то же время мелкие сделки стимулируются фактически только Программой финансирования институтов инфраструктуры «Российского Банка Развития». На наш взгляд, такая ситуация обусловит доминирование крупных сделок в качестве драйвера развития рынка в 2010–2011 годах.
3.1. Проблемы и перспективы рынка лизинговых услуг
Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий и организаций проводят консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это обстоятельство, а также имеющие место негативные правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности, сложности с фондированием сделок сроком более 3-х лет, падение стоимости имущества, ухудшение финансового состояния клиентов сдерживают сегодня дальнейшее развитие рынка.
Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый рынок
Место (2010) |
Негативный фактор |
Место (2009) |
1 |
Нехватка платежеспособных «качественных» клиентов |
1 |
2 |
Нехватка у ЛК финансирования с длительными сроками |
3 |
3 |
Нехватка у ЛК заемного финансирования в достаточном объеме |
2 |
4 |
Низкий спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов |
5 |
5 |
Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов (опе- ративный лизинг, лизинг недвижимости) |
_ |
6 |
Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов |
7 |
7 |
Проблемы с возвратом/зачетом |
_ |
8 |
Отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций |
_ |
9 |
Другие причины |
_ |
_ |
Высокий уровень удорожания по сделке
для потенциальных |
4 |