Механизм функционирования кредитной системы в условиях современной рыночной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.д., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент. Данное противоречие вполне разрешимо с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитной системы.

Работа состоит из  1 файл

Механизм функционирования кредитной системы в условиях современной рыночной системы.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

      Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов:

      1) рассмотрение кредитной заявки на получение кредита;

      2) оценка кредитного риска и  кредитоспособности  заемщика; 

      3)  выбор обеспечения кредита;

  1. принятие решения о целесообразности выдачи кредита и его условиях;
  2. оформление кредитного договора или кредитного обязательства и выдача кредита;
  3. контроль за выполнением условий договора и погашением кредита (дебиторской задолженности);
  4. окончательное погашение кредита (полное погашение дебиторской задолженности). [6]

      В соответствии с разработанной кредитной  политикой кредитные работники компании или банка осуществляют прием заявок на получение отсрочки платежа (денежного кредита). Их основной задачей является сбор разнообразной информации о клиенте финансового и нефинансового характера. Важно не только оценить сегодняшнее финансовое положение клиента, его долю на рынке, но и постараться выяснить, каковы перспективы его бизнеса. Это касается также и заемщика физического лица. Компанию и банк интересует не единичное кредитование, а формирование надежной клиентской базы, формирование диверсифицированного кредитного портфеля. [9]

      Кредитная заявка. Инициатором получения кредита чаще всего является заемщик, поэтому ему предстоит заполнить заявку на получение кредита и представить ряд необходимых документов. Так, клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемом кредите: цель кредита, сумма и валюта кредита, вид и срок кредита, порядок погашения и уплаты процентов, предлагаемое обеспечение.

      Кроме того, банки требуют, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Чаще всего должны быть предоставлены следующие документы:

  1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 2—3 года. Баланс показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. В отчете о прибылях и убытках содержатся подробные сведения о доходах и расходах компании, размере и распределении чистой прибыли и т. д.
  2. Отчет о движении денежных средств. Этот отчет дает общую картину использования ресурсов компании, времени и размера высвобождения денежных средств и образования потребности в дополнительном финансировании.
  3. Промежуточные (квартальные) финансовые отчеты. Они позволяют более детально проанализировать финансовое положение компании, отражают динамику изменения ее потребности в ресурсах в течение года.
  4. Банковские справки и справка из налоговой инспекции. Последняя должна свидетельствовать об отсутствии задолженности по налогам. Банковские справки необходимы для выяснения кредиторской задолженности клиента и используемого обеспечения, с тем чтобы точно определить возможности кредитования клиента и оценить общий уровень кредитного риска.
  5. Бизнес-план. Он должен свидетельствовать не просто о серьезных намерениях клиента, но и указывать на источники погашения кредита и уплаты процентов. По качеству бизнес-плана можно достаточно точно судить о характере бизнеса клиента и наличии реальных перспектив его развития.

      Заявка  вместе с документами поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком, владельцем или представителем руководства фирмы. Особенно это важно для предоставления потребительских кредитов. Перед кредитным работником стоит непростая задача оценить персональные качества заемщика, его порядочность и честность. Важно выяснить уровень доходов, семейное положение, состояние здоровья и т. д. Беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущем кредите. Она позволяет не только выяснить детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность оценок положения и перспектив развития фирмы.

      После сбора необходимой информации и проведения беседы кредитный работник должен принять решение: отказать в предоставлении кредита или продолжить работу с клиентом. Отказ означает, что риск слишком велик. В случае положительного заключения изучение кредитной заявки и оценка кредитного риска должны быть продолжены. Кредитный риск часто называют риском неисполнения заемных обязательств, т. е. риском неплатежа по кредиту. Кредитный риск представляет собой опасность (угрозу) несвоевременной или неполной уплаты суммы долга и/или процентов, которая выражается в возможности возникновения потерь или убытков у кредитора.

      Работа  по оценке кредитного риска ведется  в соответствии со стандартами кредитоспособности, установленными кредитной политикой фирмы (кредитной организации). [6] 

         1.4 Управление кредитным процессом

      Организация кредитования в соответствии с его  базовыми принципами на основе принятой кредитной политики фирмы (кредитной  организации) предполагает его функционирование как регулярного, непрерывно возобновляемого процесса движения кредита. Тем самым подчеркивается необходимость не только поддержания стабильности, но и достижения устойчивого расширения (развития) кредитования, его ориентации на снижение риска и достижения высокой рентабельности — управления кредитным процессом.

      Не  следует противопоставлять или  разделять процессы организации  и управления кредитным процессом. Действительно, организация деятельности работников отдельных структурных подразделений и звеньев фирмы (кредитной организации) является важнейшей функцией ее управления, поскольку установление и поддержание определенного порядка (последовательности и времени) выполнения кредитных операций и процедур невозможно без четкой координации и согласованности деятельности всех лиц, вовлеченных в кредитный процесс, т. е. без целенаправленного воздействия на совокупный трудовой процесс. [4]

      Управление  кредитным процессом включает: а) принятие решения о целесообразности выдачи кредита и его условиях; б) оформление кредитного договора или кредитного обязательства; в) выдачу кредита; г) контроль за выполнением условий договора и погашением кредита (дебиторской задолженности); д) окончательное погашение кредита (полное погашение дебиторской задолженности).

      Проведение  кредитного анализа и выбор приемлемого обеспечения позволяют принять обоснованное решение о предоставлении кредита или отказе от него. Положительное решение предполагает установление конкретных условий кредитной сделки: срок, размер кредита и т. д. [3]

      В крупных компаниях и банках принятие кредитного решения представляет собой сложноорганизованный процесс, который включает составление предварительного письменного заключения по кредитной заявке клиента кредитным работником, последующее его рассмотрение руководством кредитного отдела и окончательное утверждение высшим менеджментом или, как правило, кредитным комитетом. [2]

      Оформление  кредитной сделки происходит путем заключения кредитного договора (контракта на условную продажу или договора купли-продажи) между кредитором и заемщиком. При коммерческом кредитовании отношения часто оформляются выпиской простого (переводного) векселя. Наиболее сложным юридическим документом является банковский кредитный договор. В кредитном договоре фиксируются все основные условия кредитования, которые были установлены на этапе принятия решения: цель; срок; размер; процентная ставка; режим использования ссудного счета; порядок погашения суммы основного долга и процентов по нему; виды и формы проверки обеспечения; объем информации, предоставляемой заемщиком, а также прочие условия.

      Согласие  на предоставление кредита выдается, как правило, в письменной форме. Для крупных кредитов это обязательно. И если заемщик согласен с условиями кредита, он передает банку свое подтверждение, после чего считается, что кредитный договор вступил в силу.

      В банке для контроля за выполнением условий договора и ходом погашения кредита формируется специальное кредитное досье, где сосредоточена вся документация по кредитной сделке и все необходимые сведения о заемщике. Документы группируются следующим образом: 1) материалы по кредиту (копии кредитного договора, долговых обязательств, гарантийных писем и т. д.); 2) финансово-экономическая информация (финансовые отчеты, аналитические таблицы, налоговые декларации; бизнес-планы и т. д.); 3) материалы о кредитоспособности клиента (аналитические отчеты кредитных агентств, сведения, полученные от других банков, телефонные запросы и т. д.); 4) документы по обеспечению кредита (свидетельства о залоге, документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т. д.); 5) переписка по кредиту (переписка с клиентом, записи телефонных разговоров и т. д.). Подобные досье ведут большинство фирм, имеющие длительные связи с контрагентами. [3]

      Банки осуществляют постоянный контроль за выполнением условий предоставления кредита, обусловленных договором, который получил название кредитного мониторинга. Эта работа предполагает использование различных источников информации об изменении финансового состояния заемщика и связана с контролем за регулярностью и полнотой уплаты погашаемой части кредита и процентов. Важно убедиться в целевом использовании заемных средств и надлежащем состоянии заложенного имущества.

      Если  банк обнаружил неблагополучный  кредит, чреватый неплатежом, он должен действовать незамедлительно. В такой ситуации с каждым заемщиком банк разбирается индивидуально в соответствии с принятой в банке кредитной политикой, касающейся мер по обеспечению возврата кредита.

      При необходимости банк может ужесточить режим кредитования. Здесь возможны увеличение процентной ставки (такую возможность необходимо включить в кредитный договор), ужесточение контроля за состоянием заложенного имущества или иного обеспечения, принятие иных превентивных обеспечительных мер, прекращение выдачи кредита, если он выдана не полностью, требование досрочного погашения кредита.

      В практике коммерческого кредитования контроль за состоянием дебиторской задолженности также играет чрезвычайно важную роль. Если бы компания имела всего одного клиента, это было бы очень простой задачей. На практике компания может иметь большое количество клиентов. Невозможно контролировать каждый индивидуальный счет, а поэтому система должна быть развита так, чтобы дать менеджеру возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности кредитным условиям компании.

      Существуют  несколько основных способов, используемых менеджерами на практике для контроля за остатками дебиторской задолженности. Они позволяют выяснить ситуацию с должниками и состоят в расчете специальных показателей, построении определенных графиков и таблиц. [6]

      Наибольшее  распространение получила практика расчета среднего периода инкассации (СПИ) и построения таблицы сроков задолженности, в которой счета к оплате разбиваются в соответствии с тем, как долго они не погашаются. Менеджмент компании должен постоянно следить за СПИ и таблицей сроков задолженности для выявления тенденций состояния дебиторской задолженности, с тем чтобы привести практику контроля в соответствие с кредитной политикой компании (ее политикой инкассации дебиторской задолженности). Кроме того, СПИ и таблица задолженности являются полезными инструментами для оценки деятельности сотрудников кредитного отдела, эффективности их работы. [7]

      Заключительный  этап кредитования — окончательное погашение кредита (полное погашение дебиторской задолженности). Однако на этом отношения кредитора и заемщика не прекращаются. Банковское и коммерческое кредитование представляют собой не разовое предоставление кредита определенному заемщику, а постоянно возобновляемый процесс, который требует специальных усилий и действий, направленных на поддержание его непрерывности. В этом случае следует говорить о целостном управлении кредитным процессом (управлении кредитованием). [6]

      Следует различать управление кредитованием в узком и широком смысле. Согласно узкой трактовке этого понятия управление кредитованием — целенаправленное воздействие на процессы, опосредствующие движение кредита, для достижения минимального уровня кредитного риска. Управление кредитованием включает процессы планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования.

      В широком смысле управление кредитованием представляет собой сознательное регулирование процессов формирования и развития кредитной деятельности компании (кредитной организации) в интересах роста ее прибыли. Управление кредитованием подчинено решению важнейшей задачи — обеспечения устойчивого развития кредитных операций как основного условия реализации кредитной политики компании (кредитной организации). [12] 

      2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

         2.1 Этапы формирования кредитно-банковской системы РФ

      Созданию  современной кредитной системы  Российской Федерации предшествовал  длительный исторический период, который  определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

      История кредитной системы прошла несколько  этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная  система развивалась по капиталистическим  законам, которые отражали соответствующую  социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев:

      - Государственный банк;

      - Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками;

      - специализированные кредитные институты  (страховые компании, кредитные товарищества  и др.).

Информация о работе Механизм функционирования кредитной системы в условиях современной рыночной системы