Механизм функционирования кредитной системы в условиях современной рыночной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.д., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент. Данное противоречие вполне разрешимо с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитной системы.

Работа состоит из  1 файл

Механизм функционирования кредитной системы в условиях современной рыночной системы.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

      В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.

      В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала  кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки.

      К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом:

      - Государственный банк 

      - Банковский сектор:

      - акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юговосточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);

      - кооперативные банки (Всеуобанк, Украинбанк);

      - коммунальные банки (Цекобанк  и местные коммунальные банки);

      - Центральный сельхозбанк, республиканские  сельхозбанки

      - Специализированные и кредитно-финансовые  учреждения:

      - общества сельскохозяйственного  кредита;

      - общества взаимного кредита;

      - сберегательные кассы.

      Структура кредитной системы  была представлена тремя ярусами и выражала  новые  социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов. Особенность новой кредитной  системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию.

      В новой структуре  кредитной системы  отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось  созданием государственной страховой  компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банками в рамках государственной собственности.

      В последующие годы кредитная система  претерпела дальнейшие изменения под  влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все  виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями:

      - Государственный банк;

      - Стройбанк;

      - Банк для внешней торговли;

      - Система сберегательных банков;

      - Госстрах и Ингосстрах.

      В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

      Второй  банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства.

      Банк  для внешней торговли занимался  кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

      Система сберегательных касс обслуживала широкие  слои населения путем привлечения  денежных сбережений, оплаты услуг  и реализации выигрышных государственных займов.

      Госстрах  монополизировал страховые операции юридических и физических лиц  внутри страны, Ингосстрах осуществлял  операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).

      Все аккумулированные денежные средства, указанных организаций, создавали  так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся  и перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.

      Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов исполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекредитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита - плату за кредит и его возвратность.

      Поэтому в середине 80-х годов в связи  с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных  отраслевых специализированных банков:

      - Государственный банк (Госбанк СССР);

      - Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);

      - Агропромышленный банк (Агропромбанк  СССР);

      - Банк жилищно-коммунального хозяйства  и социального развития (Жилсоцбанк  СССР);

      - Банк трудовых сбережений и  кредитования населения (Сберегательный  банк СССР);

      - Банк внешнеэкономической деятельности  СССР.

      Особенность этой реорганизации заключалась  в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как  краткосрочного, так и долгосрочного  кредитования. Значительные кредитные  ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

      Основная  задача реорганизации банковской системы  сводилась к проведению прогрессивной  кредитной политики, повышению эффективности  всей кредитной системы. Однако, как  показала дальнейшая практика, такая  реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

      Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.

      Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности  воздействовать на выполнение  кредитных  планов. Каждый банк реализовал самостоятельные  кредитные планы, используя административные  методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

      Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло  вести торговлю деньгами или создавать  денежные рынки. Кроме того, банки  стали вводить искусственные  поборы  с предприятий и населения  за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

      В середине 1990 г. в связи с объявлением  правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.

      В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон о Госбанке и банковской деятельности, который окончательно устанавливал двухъярусную  банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

      Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной  функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

      Специализированные  банки  были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков.

      Одновременно  в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов:

      1. Центральный банк РФ

      2. Банковская система:

      - коммерческие банки;

      - сберегательный банк РФ;

      3. Специализированные небанковские  кредитные институты:

      - страховые компании;

      - инвестиционные  фонды;

      - прочие.

      1993-1994 годы характеризовались дальнейшим  ростом числа коммерческих банков  и других кредитно-финансовых  институтов, что было обусловлено  расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

      К концу 1994 г. в России действовало  около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое  количество инвестиционных фондов  (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

      На  конец 1994 г. структура кредитной  системы России значительно отличается от 1991 - 1992 гг.:

      1. Центральный банк

      2. Банковская система:

      - коммерческие банки;

      - сберегательные банки; 

      - ипотечные банки.

      3. Специализированные небанковские  кредитно-финансовые институты:

      - страховые компании;

      - инвестиционные фонды; 

      - пенсионные фонды;

      - финансово-строительные компании;

Информация о работе Механизм функционирования кредитной системы в условиях современной рыночной системы