Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование системы бюджетирования и контроля затрат как элементов системы контроллинга.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
определить виды бюджетов и изучить процесс составления бюджета
Введение 3
Глава 1. Бюджетирование и контроль затрат в системе контроллинга. 5
1.1 Бюджетирование 5
1.2 Контроль затрат 10
Глава 2. Составление бюджета на примере ООО "Ин-Тайм" 15
2.1 Характеристика предприятия ООО "Ин-Тайм" 15
2.2 Планирование деятельности предприятия 17
Глава 3. Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса 31
Заключение 36
Список используемой литературы
В украинской практике управленческий учет в действительности давно существует, однако называется "черным". На базе "черных" данных принимаются решения, прогнозируются финансовые результаты, а затем на основании этих решений и результатов формируется "белый учет".
Действующая система бухгалтерского учета затрат на производство в значительной мере основана на калькулировании полной себестоимости продукции, работ, услуг. Ранее в основном это определялось потребностями государственного централизованного ценообразования, когда за основу цены принималась полная себестоимость продукции плюс некоторый норматив прибыли (затратный метод).
В
условиях рынка необходимость
Как
показывает анализ, проведенный финансово-
Контроллинг - это система экономического управления производственно-финансовой деятельностью компании, это инструмент, позволяющий спрогнозировать коммерческую ситуацию, выявить отклонения в ходе реализации проекта, деятельности компании в целом и своевременно их скорректировать, оптимизировать затраты и результаты. Контроллинг - это система управления, нацеленная на получение максимальной при заданных условиях прибыли. Управляя прибылью, фирма должна управлять своими доходами и затратами.[8]
Контроллинг основывается на системе учета затрат "директ-костинг" и оперирует суммами покрытия. Система "директ-костинг" предполагает разделение издержек фирмы на переменные, прямо связанные с количеством продукции, произведенной в единицу времени, и постоянные, не зависящие от объема производства (количества) продукции. В расчет себестоимости продукции входит только первая группа издержек - переменные издержки. Постоянные же расходы списываются сразу на счет прибылей и убытков в том же периоде, когда они были произведены, т.е. относятся не к конкретному продукту (проекту), а к фирме в целом. В соответствии с этими принципами в составе издержек было выделено три группы:
производственные расходы, непосредственно зависящие от объема деятельности (продукта, проекта) и в основном пропорциональные ему (прямые, переменные);
расходы на подготовку и организацию производства - расходы, зависящие от отдельных направлений деятельности компании (проектов), которые могут быть отнесены на продукт или проект без использования сложных систем распределения (накладные по проекту, условно - переменные);
расходы
на управление компанией - расходы, не
зависящие от отдельных направлений
деятельности компании (проектов) и
которые нельзя распределить, не используя
специальных методов
Таким образом, по продуктам и по проектам рассчитывается производственная себестоимость, включающая производственные расходы и расходы на подготовку и организацию производства (переменные), и определяется финансовый результат по проекту. Финансовым результатом в данном случае является маржинальный доход.
Маржинальный доход - разность между выручкой от реализации продукции и суммой производственных расходов и расходов на организацию и подготовку производства[11].
По каждой компании и группе в целом финансовым результатом является прибыль. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции и суммой производственных расходов, расходов на организацию и подготовку и расходов на управление. Общая прибыль компании определяется как сумма прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации и сальдо внереализационных результатов. Такой подход позволил нам:
эффективно управлять затратами;
избежать искажений, неизбежных в случае применения сложных систем распределения постоянных расходов;
с высокой степенью точности определить финансовый результат по каждому проекту и по компании в целом;
оперативно контролировать постоянные расходы;
управлять прибылью;
сделать расчет затрат и результатов объективным и понятным подразделениям;
снизить трудоемкость расчетов, упросить нормирование, планирование, учет и контроль затрат и результатов;
оперативно принимать управленческие решения.
Общество с ограниченной ответственностью "Ин-Тайм" создано в целях осуществления коммерческой, финансовой и иной деятельности, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Общество организует свою деятельность в соответствии с Конституцией Украины, ГКУ, Закона Украины "Об акционерных обществах" и Уставом Общества с ограниченной ответственностью "Ин-Тайм".
Основными видами деятельности Общества являются:
Деятельность Общества не ограничивается оговоренной в Уставе. Виды деятельности, а также сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными. Величина Уставного капитала Общества определяет минимальный размер имущества и составляет 10 000 (десять тысяч) гривен. Общество в праве по решению участников увеличить или уменьшить уставный капитал. Высшим органом управления Общества является общее собрание участников, состоящем из одного участника. Любое предприятие, в том числе и ООО "Ин-Тайм" можно охарактеризовать с помощью ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности, представленных в таблице 1, которые основываются на данных отчета о прибылях и убытках.
Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "Ин-Тайм".
Показатели | Единицы измерения | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение
(+ ; -) |
Темп роста(%) |
Выручка (нетто) от продажи услуг | Тыс. грн. | 21346 | 17735 | -3611 | 83,08 |
Себестоимость проданных товаров: | |||||
Сумма | Тыс. грн. | 18279 | 15407 | -2872 | 84,29 |
Уровень | % | 85,63 | 86,87 | 1,24 | - |
Валовая прибыль | |||||
Сумма | Тыс. грн. | 3067 | 2328 | -739 | 75,9 |
уровень | % | 14,37 | 13,12 | -1,25 | - |
Управленческие расходы | |||||
сумма | Тыс. грн. | 3360 | 2241 | -1119 | 66,7 |
уровень | % | 15,74 | 12,63 | -3,11 | - |
Прибыль (убыток) от продаж | |||||
сумма | Тыс. грн. | -293 | 87 | 380 | 296,9 |
уровень | % | - | 0,49 | 0,49 | - |
Прочие доходы | |||||
сумма | Тыс. грн. | 211 | 221 | 10 | 104,7 |
уровень | % | 0,99 | 1,24 | 0,25 | - |
Прочие расходы | |||||
сумма | Тыс. грн. | 175 | 162 | -13 | 92,5 |
уровень | % | 0,82 | 0,91 | 0,09 | - |
Прибыль (убыток) до налогообложения | |||||
сумма | Тыс. грн. | -257 | 146 | 111 | - |
уровень | % | - | 0,82 | 0,82 | - |
Налог на прибыль | |||||
сумма | Тыс. грн. | - | 82 | 82 | - |
уровень | % | - | - | - | - |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | |||||
сумма | Тыс. грн. | -257 | 64 | 193 | - |
уровень | % | - | 0,31 | 0,31 | - |
На
основе данных таблицы 1 можно сделать
следующие выводы, касающиеся основных
показателей финансово-
Выручка от продажи товаров, полученная в 2011 году уменьшилась по сравнению с аналогичным показателем 2010 года на 16,92 %. В тоже время себестоимость проданных товаров в 2011 году ниже на 15,71 %, чем в 2010 году. Валовая выручка снизилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 24,1 %. Произошло уменьшение и управленческих расходов в 2011 году на 33,3 процентов в сравнении с 2010 годом.
Но следует отметить, что в 2011 году, несмотря на снижение показателей, указанных выше, предприятие сработало с прибылью, в то время как в 2010 году оно получило убыток. Прочие доходы составили в денежном выражении 221,42 тыс. гривен в 2011 году. Прочие расходы за 2011 год уменьшились на 7,5 % в сравнении с предыдущим периодом, в результате уменьшения товарных запасов.
Показатель прибыли до налогообложения в 2011 году составил в денежном выражении 146 тыс. гривен, то есть уровень рентабельности соответствовал 0,68 процентов, а в 2010 году предприятие было не рентабельно. Следовательно, налог на прибыль за 2011 год составил 82 тыс. гривен в денежном выражении. Чистая прибыль составила за 2011 год в денежном выражении 64 тыс. гривен, в то время как в 2010 году был убыток - 257 тыс. гривен.
Несмотря на сложившийся в 2010 году убыток от прямой хозяйственной деятельности предприятие имеет все возможности для функционирования на рынке.
Бюджет продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия.
Почти
у всех компаний разработка бюджета
продаж является наиболее сложным звеном
в процессе планирования. Это связано
с тем, что объем продаж и, следовательно,
выручка от продажи определяется
не столько производственными
деятельность конкурентов,
общее положение на конкретном рынке продаж,
стабильность поставщиков и покупателей,