Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование системы бюджетирования и контроля затрат как элементов системы контроллинга.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
определить виды бюджетов и изучить процесс составления бюджета

Содержание

Введение 3
Глава 1. Бюджетирование и контроль затрат в системе контроллинга. 5
1.1 Бюджетирование 5
1.2 Контроль затрат 10
Глава 2. Составление бюджета на примере ООО "Ин-Тайм" 15
2.1 Характеристика предприятия ООО "Ин-Тайм" 15
2.2 Планирование деятельности предприятия 17
Глава 3. Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса 31
Заключение 36
Список используемой литературы

Работа состоит из  2 файла

Курсовая(Роль бюджетирования ).docx

— 95.18 Кб (Скачать документ)

     В украинской практике управленческий учет в действительности давно существует, однако называется "черным". На базе "черных" данных принимаются решения, прогнозируются финансовые результаты, а затем на основании этих решений и результатов формируется "белый учет".

     Действующая система бухгалтерского учета затрат на производство в значительной мере основана на калькулировании полной себестоимости продукции, работ, услуг. Ранее в основном это определялось потребностями государственного централизованного  ценообразования, когда за основу цены принималась полная себестоимость  продукции плюс некоторый норматив прибыли (затратный метод).

     В условиях рынка необходимость калькулирования  полной себестоимости для целей  управления далеко не однозначна. Цены на продукцию устанавливает рынок  в зависимости от сложившегося на каждый определенный момент времени  соотношения спроса и предложения. Затраты на производство той или  иной продукции компании могут "не вписаться" в существующую рыночную цену товара. В этих условиях рыночная цена выступает для компаний глобальным стимулом снижения затрат на производство продукции. А калькулирование себестоимости  продукции становится важным инструментом оценки рентабельности товаров. Развитие рыночных процессов повышает требования компаний к объективности информации о затратах на производство продукции. Калькулирование же полной себестоимости  может привести к искажениям вследствие отсутствия объективной базы распределения  общефирменных расходов. Помимо этого, при разнесении общефирменных расходов можно учитывать разнорентабельность  продуктов, различные условия поставки и оплаты и т.п. также некоторые условия ведения бизнеса, имеющие качественное выражение[7].

     Как показывает анализ, проведенный финансово-аналитической  службой, постоянно меняющиеся условия  бизнеса не позволяют однозначно определить базу распределения общефирменных  затрат. Сложность и трудоемкость распределения расходов в этих условиях, а также сомнительная объективность  полученного результата заставила  искать новые подходы к калькулированию  себестоимости и определению  финансовых результатов центра финансовой ответственности (ЦФО). Выход можно  найти в применении системы контроллинга.

     Контроллинг - это система экономического управления производственно-финансовой деятельностью  компании, это инструмент, позволяющий  спрогнозировать коммерческую ситуацию, выявить отклонения в ходе реализации проекта, деятельности компании в целом  и своевременно их скорректировать, оптимизировать затраты и результаты. Контроллинг - это система управления, нацеленная на получение максимальной при заданных условиях прибыли. Управляя прибылью, фирма должна управлять своими доходами и затратами.[8]

     Контроллинг основывается на системе учета затрат "директ-костинг" и оперирует  суммами покрытия. Система "директ-костинг" предполагает разделение издержек фирмы  на переменные, прямо связанные с  количеством продукции, произведенной  в единицу времени, и постоянные, не зависящие от объема производства (количества) продукции. В расчет себестоимости  продукции входит только первая группа издержек - переменные издержки. Постоянные же расходы списываются сразу  на счет прибылей и убытков в том  же периоде, когда они были произведены, т.е. относятся не к конкретному  продукту (проекту), а к фирме в  целом. В соответствии с этими  принципами в составе издержек было выделено три группы:

     производственные  расходы, непосредственно зависящие  от объема деятельности (продукта, проекта) и в основном пропорциональные ему (прямые, переменные);

     расходы на подготовку и организацию производства - расходы, зависящие от отдельных  направлений деятельности компании (проектов), которые могут быть отнесены на продукт или проект без использования  сложных систем распределения (накладные  по проекту, условно - переменные);

     расходы на управление компанией - расходы, не зависящие от отдельных направлений  деятельности компании (проектов) и  которые нельзя распределить, не используя  специальных методов распределения (постоянные). Это расходы, связанные  с содержанием аппарата управления компанией. Они не распределяются по продуктам и проектам, а полностью  относятся на фирму в целом  в том периоде, когда они были произведены.

     Таким образом, по продуктам и по проектам рассчитывается производственная себестоимость, включающая производственные расходы  и расходы на подготовку и организацию  производства (переменные), и определяется финансовый результат по проекту. Финансовым результатом в данном случае является маржинальный доход.

     Маржинальный  доход - разность между выручкой от реализации продукции и суммой производственных расходов и расходов на организацию  и подготовку производства[11].

     По  каждой компании и группе в целом  финансовым результатом является прибыль. Прибыль от реализации продукции  рассчитывается как разница между  выручкой от реализации продукции и  суммой производственных расходов, расходов на организацию и подготовку и  расходов на управление. Общая прибыль  компании определяется как сумма  прибыли от реализации продукции, прибыли  от прочей реализации и сальдо внереализационных  результатов. Такой подход позволил нам:

     эффективно  управлять затратами;

     избежать  искажений, неизбежных в случае применения сложных систем распределения постоянных расходов;

     с высокой степенью точности определить финансовый результат по каждому  проекту и по компании в целом;

     оперативно  контролировать постоянные расходы;

     управлять прибылью;

     сделать расчет затрат и результатов объективным  и понятным подразделениям;

     снизить трудоемкость расчетов, упросить нормирование, планирование, учет и контроль затрат и результатов;

     оперативно  принимать управленческие решения.

 

      Глава 2. Составление  бюджета на примере  ООО "Ин-Тайм"

     2.1 Характеристика предприятия ООО "Ин-Тайм"

 

     Общество  с ограниченной ответственностью "Ин-Тайм" создано в целях осуществления коммерческой, финансовой и иной деятельности, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Общество организует свою деятельность в соответствии с Конституцией Украины, ГКУ, Закона Украины "Об акционерных обществах" и Уставом Общества с ограниченной ответственностью "Ин-Тайм".

     Основными видами деятельности Общества являются:

  • организация перевозок грузов
  • торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
  • торговля автотранспортными средствами

     Деятельность  Общества не ограничивается оговоренной  в Уставе. Виды деятельности, а также  сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными. Величина Уставного капитала Общества определяет минимальный размер имущества и составляет 10 000 (десять тысяч) гривен. Общество в праве по решению участников увеличить или уменьшить уставный капитал. Высшим органом управления Общества является общее собрание участников, состоящем из одного участника. Любое предприятие, в том числе и ООО "Ин-Тайм" можно охарактеризовать с помощью ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности, представленных в таблице 1, которые основываются на данных отчета о прибылях и убытках.

 

      Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "Ин-Тайм".

Показатели Единицы измерения 2010 г. 2011 г. Отклонение

(+ ; -)

Темп роста(%)
Выручка (нетто) от продажи услуг Тыс. грн. 21346 17735 -3611 83,08
Себестоимость проданных товаров:          
Сумма Тыс. грн. 18279 15407 -2872 84,29
Уровень % 85,63 86,87 1,24 -
Валовая прибыль          
Сумма Тыс. грн. 3067 2328 -739 75,9
уровень % 14,37 13,12 -1,25 -
Управленческие  расходы          
сумма Тыс. грн. 3360 2241 -1119 66,7
уровень % 15,74 12,63 -3,11 -
Прибыль (убыток) от продаж          
сумма Тыс. грн. -293 87 380 296,9
уровень % - 0,49 0,49 -
Прочие  доходы          
сумма Тыс. грн. 211 221 10 104,7
уровень % 0,99 1,24 0,25 -
Прочие  расходы          
сумма Тыс. грн. 175 162 -13 92,5
уровень % 0,82 0,91 0,09 -
Прибыль (убыток) до налогообложения          
сумма Тыс. грн. -257 146 111 -
уровень % - 0,82 0,82 -
Налог на прибыль          
сумма Тыс. грн. - 82 82 -
уровень % - - - -
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода          
сумма Тыс. грн. -257 64 193 -
уровень % - 0,31 0,31 -
 

     На  основе данных таблицы 1 можно сделать  следующие выводы, касающиеся основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности ООО "Ин-Тайм".

     Выручка от продажи товаров, полученная в  2011 году уменьшилась по сравнению с аналогичным показателем 2010 года на 16,92 %. В тоже время себестоимость проданных товаров в 2011 году ниже на 15,71 %, чем в 2010 году. Валовая выручка снизилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 24,1 %. Произошло уменьшение и управленческих расходов в 2011 году на 33,3 процентов в сравнении с 2010 годом.

     Но  следует отметить, что в 2011 году, несмотря на снижение показателей, указанных выше, предприятие сработало с прибылью, в то время как в 2010 году оно получило убыток. Прочие доходы составили в денежном выражении 221,42 тыс. гривен в 2011 году. Прочие расходы за 2011 год уменьшились на 7,5 % в сравнении с предыдущим периодом, в результате уменьшения товарных запасов.

     Показатель  прибыли до налогообложения в  2011 году составил в денежном выражении 146 тыс. гривен, то есть уровень рентабельности соответствовал 0,68 процентов, а в 2010 году предприятие было не рентабельно. Следовательно, налог на прибыль за 2011 год составил 82 тыс. гривен в денежном выражении. Чистая прибыль составила за 2011 год в денежном выражении 64 тыс. гривен, в то время как в 2010 году был убыток - 257 тыс. гривен.

     Несмотря  на сложившийся в 2010 году убыток от прямой хозяйственной деятельности предприятие имеет все возможности для функционирования на рынке.

     2.2 Планирование деятельности предприятия

     Операционный  бюджет.

     Бюджет  продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура  предопределяют уровень и общий  характер всей деятельности предприятия.

     Почти у всех компаний разработка бюджета  продаж является наиболее сложным звеном в процессе планирования. Это связано  с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от продажи определяется не столько производственными возможностями  компании, сколько возможностями  сбыта на реальном рынке, который  подвержен влиянию неконтролируемых факторов, среди которых:

     деятельность  конкурентов,

     общее положение на конкретном рынке продаж,

     стабильность  поставщиков и покупателей,

Содержание.docx

— 11.91 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса