Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование системы бюджетирования и контроля затрат как элементов системы контроллинга.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
определить виды бюджетов и изучить процесс составления бюджета

Содержание

Введение 3
Глава 1. Бюджетирование и контроль затрат в системе контроллинга. 5
1.1 Бюджетирование 5
1.2 Контроль затрат 10
Глава 2. Составление бюджета на примере ООО "Ин-Тайм" 15
2.1 Характеристика предприятия ООО "Ин-Тайм" 15
2.2 Планирование деятельности предприятия 17
Глава 3. Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса 31
Заключение 36
Список используемой литературы

Работа состоит из  2 файла

Курсовая(Роль бюджетирования ).docx

— 95.18 Кб (Скачать документ)

     результативность  рекламы,

     политика  ценообразования,

     рентабельность  продукта.

     Существуют  два основных способа определения  оценок, лежащих в основе бюджета  продаж:

     Статистический  прогноз на основе математического  анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста  производства и т.п.

     Экспертная  оценка, полученная путем сбора мнений управляющих и персонала отдела сбыта. В некоторых компаниях  персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара по каждому из клиентов.

     Большинство крупных компаний используют комбинацию этих методов, но многие компании считают, что использование сложных методик не дает более точного прогноза, чем опыт персонала, анализ и изучение результатов прошлых периодов.

     Рассмотрим  на примере ООО "Ин-Тайм" методику составления бюджета реализации (товарооборота) организации основываясь на данных за 2010 год.

     Основным  направлением деятельности ООО "Ин-Тайм" являются организация перевозок грузов, техническое обслуживание автомобилей, торговля автотранспортными средствами, розничная и оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

     Планируя  развитие предприятия на 2011 год, руководство выделило основные направления развития и приоритетным поставило для себя цель развитие торговли автотранспортными средствами и оптовая торговля автомобильными деталями.

     В предприятии запланирован прирост  объема продаж на 2011 год в размере не менее 10 процентов. Это минимальный уровень прироста товарооборота, который даст нам положительные результаты развития предприятия. Кроме того, предусмотрена инфляция в размере 13 процентов (прогноз администрации). В итоге рост товарооборота в будущем году должен составить 23 процента.

     В Отчете о прибылях и убытках  выручка  от продажи составила 21346 тыс. грн., себестоимость проданных товаров 18276 тыс. грн., наценка составила 21346 – 18276 = 3067 (тыс. грн.) или 14,37%.

     Для повышения конкурентоспособности  предприятия снижаем наценку  до 13%, такой уровень наценки на рынке оптовых продаж не является низким.

     Планирование  продаж рассмотрим в таблице 2:

     №1 – торговля автотранспортными средствами

     №2 – торговля оптовая автомобильными деталями

     №3 –техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

     №4 –организация грузоперевозок 

 

      Таблица 2. Бюджет реализации(в тыс. грн.)

    Направление Реализация  товаров по закупочной стоимости  за 2010 г. Планируемый процент  изменения реализации на 2011 г. Планируемая реализация по закупочной стоимости за 2011г. Наценка План реализации
    №1 3242 +40,6% 4558 593 5151
    №2 4940 +34,6% 6647 864 7511
    №3 1235 -30,8% 380 49 429
    №4 926 23% 1139 148 1287
    Итого 10343 23% 12724 1654 14378
 

     Рассмотрев  реализацию по направлениям, выбираем перспективу развития торговли автотранспортом и деталями, т. е. предполагаем рост закупок товаров по направлениям № 1 и № 2. И соответственно, увеличение товарооборота по ним до 40,6% по № 1 и 34,6 % по № 2. Одновременно предполагаем снижение запасов по № 3 "техническое обслуживание и ремонт на 30,8%, в связи с наличием большого числа конкурентов на рынке.

     Следующим этапом в разработке генерального бюджета  является составление бюджета запасов  товаров на конец планируемого периода.

     Бюджет  запасов товаров непосредственно  связан с бюджетом реализации товаров  и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным  т. к. при завышенных товарных запасах  это ведет к увеличению площадей для их хранения, что конечно же приведет к ненужным расходам, потребуются дополнительные денежные средства для их приобретения.

     Руководство предприятия считает, что в 2010 году товарные запасы были оптимальными и составили 1512 тыс. грн. в денежном выражении (по данным бухгалтерского баланса за 2010 г.). С ростом товарооборота их следует увеличить в соответствии с планируемым ростом, т.е. на 23 процента. Бюджет запасов товаров представим в таблице 3:

 

      Таблица 3. Бюджет товарных запасов.(в тыс.грн.)

    Склады Запасы на 31.12.2010 Планируемые запасы на 31.12.2011
    №1 538 756
    №2 820 1103
    №3 205 63
    №4 154 189
    Итого 1512 2111
 

     Из  таблицы 3 видно, что рост товарных запасов по № 1 и № 2 (запасы по автотранспортным средствам и автомобильным деталям) будет увеличен соответственно на 40,6 и 34,6 процентов. Запасы товаров по направлению № 3 предполагается сократить в 3 раза, а запасы на организацию грузоперевозок увеличить в соответствии с ростом товарооборота на 23 процента.

     Бюджет  закупок товаров является третьим  этапом формирования общего бюджета. Для  планирования бюджета закупок товаров  воспользуемся формулой (1): 

     Ок = Он + П – Р (1) 

     Ок - остаток товаров на конец планируемого периода; Он - остаток товаров на начало планируемого периода; П – поступление (закупка) товаров за планируемый период; Р - реализация товаров за планируемый период.

     Из  формулы (1) выводим формулу по которой  будем рассчитывать планируемое  поступление товаров: 

     П = Р - Он - Ок (2) 

     Для более детального рассмотрения закупки  товаров в предстоящем году составим таблицу 4, в которой остатки запасов  товаров на 31.12.2010 г.считаем остатками на начало планируемого периода.

 

      Таблица 4 Бюджет закупок(в тыс. грн.)

Склады Планируемая реализация по закупочной стоимости за 2011г. Остатки запасов  на 31.12.2010 Остатки запасов  на 31.12.2011 план План закупок
№1 4558 538 756 3264
№2 6647 820 1103 4724
№3 380 205 63 112
№4 1139 154 189 796
Итого 12724 1717 2111 8896
 

     Планируемая реализация по закупочной стоимости  за 2011 год составляет 12724 (бюджет продаж), а остатки запасов на 31.12.2010 года 1717 тыс.грн.

     Проверим  по формуле (2) данные таблицы: 12724 – 1717 – 2111 =8896(тыс. грн.).

     Четвертый этап генерального бюджета - бюджет коммерческих затрат.

     Для создания бюджета затрат на предстоящий  период, необходимо опираться на структуру  затрат предыдущего периода, изучив их номенклатуру. Кроме того, важное значение имеет и тот факт, что  до 31.06.2010 года фирма имела 2 магазина розничной торговли деталями. Следовательно в структуре издержек обращения были затраты розничной торговли, которых в 2011 году не будет. Поскольку предприятие будет заниматься только оптовой торговлей, очистим издержки обращения от затрат розницы, которые составили за 6 месяцев 2010 году 885 тыс. грн. в денежном выражении.

     Корректируем  "Отчет о прибылях и убытках", т.е определим сумму затрат по оптовой торговле: 3360-885=2475(тыс. грн.). Бюджет затрат оптовой торговли представим в таблице 5: 

 

      Таблица 5. Бюджет коммерческих затрат(в тыс. грн.)

Наименование  затрат Сумма затрат нарастающим  итогом на 31.12.2010, по статьям Сумма затрат нарастающим  итогом на 31.12.2010 за вычетом затрат на розничную торговлю Сумма сокращенных  затрат Сумма планируемых  затрат нарастающим итогом на 31.12.2011
1.Транспортные  расходы 589 509 509 580
2.ГСМ 168 148 148 169
3.Прочие  расходы по автотранспорту 44 44 44 50
4.Налог  на пользователей автомобильными  дорогами 31 24 24 24
5.Оплата  труда 653 503 444 506
6.Отчисления  в социальные фонды 275 219 152 173
7.Износ  основных средств 180 120 99 99
8.Командировочные  расходы 21 21 21 24
9.Расходы  на субаренду 296 189 158 180
10.Содержание  торгового оборудования 53 8 8 9
11.Услуги связи 117 93 80 91
12.Затраты  по инкассации 5 0 0 0
13.Информационно-вычислительное  обслуживание 37 37 37 42
14.Износ  нематериальных активов 1 1 1 1
15.Коммунальные  платежи 386 270 244 278
16.Расходы  на аренду 39 39 39 44
17.Износ  МБП 281 166 97 111
18.Прочие  расходы 184 98 38 43
Итого 3360 2475 2143 2424
 

     Для составления бюджета затрат на предстоящий  период следует рассмотреть структуру  затрат и найти возможности для  их снижения, это главное, что волнует  любого руководителя.

     Рассмотрим  возможности снижения затрат в ценах  2011 год.

     По  статьям транспортных расходов отражаются:

     Суммы оплат по услугам транспортных организаций  в соответствии с заключенными договорами; расходы по оплате ГСМ собственного автотранспорта; расходы на ремонт собственных автомашин принадлежащих организации.

     Расходы на ГСМ и запчасти для ремонта  автомашин при их максимальной эксплуатации не могут быть уменьшены, тем более  что парк автомашин новыми автомашинами не предусмотрено пополнить.

     Налог на пользователей автодорог в  торговых предприятиях установлен в  размере одного процента от наценки. Валовой доход, т.е . наценка запланирована на предстоящий год в сумме 1654 тыс. грн. в денежном выражении, налог составит 1654 * 1% = 16,54 (тыс. грн.)

     По  статье "Расходы на оплату труда" имеется возможность сокращения затрат в связи с планируемым  сокращением численности работников на 2 человека, что составит 59 т. грн. Отчисления в социальные фонды напрямую зависят от сумм начисленной заработной платы.

     По  статье "Износ основных средств" запланировано некоторое сокращение расходов, в связи с планируемой реализацией части основных средств, ранее использованных в рознице (прилавки, кассовые аппараты и др.)

     В 2011 году предполагается отказаться от договоров аренды на использование производственных помещений, которые используются нерационально, что даст сокращение затрат на 31 тыс. грн.

     По  статье "Прочие расходы" предполагаем сокращение непредвиденных расходов предприятия более, чем наполовину, а именно 60 тыс. грн.

     По  остальным статьям затрат изменения  не предвидятся.

     Вышеуказанные затраты рассмотрены в ценах  2010 года, но при этом следует учесть, что при составлении бюджета предусмотрена инфляция.

     В таблице 5 показана сумма планируемых  затрат, скорректированная по отдельным  статьям на процент предусмотренной  инфляции.

     Таким образом, при рассмотрении настоящего вопроса:

Содержание.docx

— 11.91 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса