Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование системы бюджетирования и контроля затрат как элементов системы контроллинга.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
определить виды бюджетов и изучить процесс составления бюджета
Введение 3
Глава 1. Бюджетирование и контроль затрат в системе контроллинга. 5
1.1 Бюджетирование 5
1.2 Контроль затрат 10
Глава 2. Составление бюджета на примере ООО "Ин-Тайм" 15
2.1 Характеристика предприятия ООО "Ин-Тайм" 15
2.2 Планирование деятельности предприятия 17
Глава 3. Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса 31
Заключение 36
Список используемой литературы
результативность рекламы,
политика ценообразования,
рентабельность продукта.
Существуют два основных способа определения оценок, лежащих в основе бюджета продаж:
Статистический
прогноз на основе математического
анализа общеэкономических
Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений управляющих и персонала отдела сбыта. В некоторых компаниях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара по каждому из клиентов.
Большинство крупных компаний используют комбинацию этих методов, но многие компании считают, что использование сложных методик не дает более точного прогноза, чем опыт персонала, анализ и изучение результатов прошлых периодов.
Рассмотрим на примере ООО "Ин-Тайм" методику составления бюджета реализации (товарооборота) организации основываясь на данных за 2010 год.
Основным направлением деятельности ООО "Ин-Тайм" являются организация перевозок грузов, техническое обслуживание автомобилей, торговля автотранспортными средствами, розничная и оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Планируя развитие предприятия на 2011 год, руководство выделило основные направления развития и приоритетным поставило для себя цель развитие торговли автотранспортными средствами и оптовая торговля автомобильными деталями.
В предприятии запланирован прирост объема продаж на 2011 год в размере не менее 10 процентов. Это минимальный уровень прироста товарооборота, который даст нам положительные результаты развития предприятия. Кроме того, предусмотрена инфляция в размере 13 процентов (прогноз администрации). В итоге рост товарооборота в будущем году должен составить 23 процента.
В Отчете о прибылях и убытках выручка от продажи составила 21346 тыс. грн., себестоимость проданных товаров 18276 тыс. грн., наценка составила 21346 – 18276 = 3067 (тыс. грн.) или 14,37%.
Для
повышения
Планирование продаж рассмотрим в таблице 2:
№1 – торговля автотранспортными средствами
№2 – торговля оптовая автомобильными деталями
№3 –техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
№4
–организация грузоперевозок
Таблица 2. Бюджет реализации(в тыс. грн.)
Направление | Реализация товаров по закупочной стоимости за 2010 г. | Планируемый процент изменения реализации на 2011 г. | Планируемая реализация по закупочной стоимости за 2011г. | Наценка | План реализации |
№1 | 3242 | +40,6% | 4558 | 593 | 5151 |
№2 | 4940 | +34,6% | 6647 | 864 | 7511 |
№3 | 1235 | -30,8% | 380 | 49 | 429 |
№4 | 926 | 23% | 1139 | 148 | 1287 |
Итого | 10343 | 23% | 12724 | 1654 | 14378 |
Рассмотрев реализацию по направлениям, выбираем перспективу развития торговли автотранспортом и деталями, т. е. предполагаем рост закупок товаров по направлениям № 1 и № 2. И соответственно, увеличение товарооборота по ним до 40,6% по № 1 и 34,6 % по № 2. Одновременно предполагаем снижение запасов по № 3 "техническое обслуживание и ремонт на 30,8%, в связи с наличием большого числа конкурентов на рынке.
Следующим этапом в разработке генерального бюджета является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода.
Бюджет
запасов товаров
Руководство предприятия считает, что в 2010 году товарные запасы были оптимальными и составили 1512 тыс. грн. в денежном выражении (по данным бухгалтерского баланса за 2010 г.). С ростом товарооборота их следует увеличить в соответствии с планируемым ростом, т.е. на 23 процента. Бюджет запасов товаров представим в таблице 3:
Таблица 3. Бюджет товарных запасов.(в тыс.грн.)
Склады | Запасы на 31.12.2010 | Планируемые запасы на 31.12.2011 |
№1 | 538 | 756 |
№2 | 820 | 1103 |
№3 | 205 | 63 |
№4 | 154 | 189 |
Итого | 1512 | 2111 |
Из таблицы 3 видно, что рост товарных запасов по № 1 и № 2 (запасы по автотранспортным средствам и автомобильным деталям) будет увеличен соответственно на 40,6 и 34,6 процентов. Запасы товаров по направлению № 3 предполагается сократить в 3 раза, а запасы на организацию грузоперевозок увеличить в соответствии с ростом товарооборота на 23 процента.
Бюджет
закупок товаров является третьим
этапом формирования общего бюджета. Для
планирования бюджета закупок товаров
воспользуемся формулой (1):
Ок
= Он + П – Р (1)
Ок - остаток товаров на конец планируемого периода; Он - остаток товаров на начало планируемого периода; П – поступление (закупка) товаров за планируемый период; Р - реализация товаров за планируемый период.
Из
формулы (1) выводим формулу по которой
будем рассчитывать планируемое
поступление товаров:
П
= Р - Он - Ок (2)
Для более детального рассмотрения закупки товаров в предстоящем году составим таблицу 4, в которой остатки запасов товаров на 31.12.2010 г.считаем остатками на начало планируемого периода.
Таблица 4 Бюджет закупок(в тыс. грн.)
Склады | Планируемая реализация по закупочной стоимости за 2011г. | Остатки запасов на 31.12.2010 | Остатки запасов на 31.12.2011 план | План закупок |
№1 | 4558 | 538 | 756 | 3264 |
№2 | 6647 | 820 | 1103 | 4724 |
№3 | 380 | 205 | 63 | 112 |
№4 | 1139 | 154 | 189 | 796 |
Итого | 12724 | 1717 | 2111 | 8896 |
Планируемая реализация по закупочной стоимости за 2011 год составляет 12724 (бюджет продаж), а остатки запасов на 31.12.2010 года 1717 тыс.грн.
Проверим по формуле (2) данные таблицы: 12724 – 1717 – 2111 =8896(тыс. грн.).
Четвертый этап генерального бюджета - бюджет коммерческих затрат.
Для создания бюджета затрат на предстоящий период, необходимо опираться на структуру затрат предыдущего периода, изучив их номенклатуру. Кроме того, важное значение имеет и тот факт, что до 31.06.2010 года фирма имела 2 магазина розничной торговли деталями. Следовательно в структуре издержек обращения были затраты розничной торговли, которых в 2011 году не будет. Поскольку предприятие будет заниматься только оптовой торговлей, очистим издержки обращения от затрат розницы, которые составили за 6 месяцев 2010 году 885 тыс. грн. в денежном выражении.
Корректируем
"Отчет о прибылях и убытках", т.е
определим сумму затрат по оптовой торговле:
3360-885=2475(тыс. грн.). Бюджет затрат оптовой
торговли представим в таблице 5:
Таблица 5. Бюджет коммерческих затрат(в тыс. грн.)
Наименование затрат | Сумма затрат нарастающим итогом на 31.12.2010, по статьям | Сумма затрат нарастающим итогом на 31.12.2010 за вычетом затрат на розничную торговлю | Сумма сокращенных затрат | Сумма планируемых затрат нарастающим итогом на 31.12.2011 |
1.Транспортные расходы | 589 | 509 | 509 | 580 |
2.ГСМ | 168 | 148 | 148 | 169 |
3.Прочие расходы по автотранспорту | 44 | 44 | 44 | 50 |
4.Налог
на пользователей |
31 | 24 | 24 | 24 |
5.Оплата труда | 653 | 503 | 444 | 506 |
6.Отчисления в социальные фонды | 275 | 219 | 152 | 173 |
7.Износ основных средств | 180 | 120 | 99 | 99 |
8.Командировочные расходы | 21 | 21 | 21 | 24 |
9.Расходы на субаренду | 296 | 189 | 158 | 180 |
10.Содержание торгового оборудования | 53 | 8 | 8 | 9 |
11.Услуги связи | 117 | 93 | 80 | 91 |
12.Затраты по инкассации | 5 | 0 | 0 | 0 |
13.Информационно- |
37 | 37 | 37 | 42 |
14.Износ нематериальных активов | 1 | 1 | 1 | 1 |
15.Коммунальные платежи | 386 | 270 | 244 | 278 |
16.Расходы на аренду | 39 | 39 | 39 | 44 |
17.Износ МБП | 281 | 166 | 97 | 111 |
18.Прочие расходы | 184 | 98 | 38 | 43 |
Итого | 3360 | 2475 | 2143 | 2424 |
Для составления бюджета затрат на предстоящий период следует рассмотреть структуру затрат и найти возможности для их снижения, это главное, что волнует любого руководителя.
Рассмотрим возможности снижения затрат в ценах 2011 год.
По статьям транспортных расходов отражаются:
Суммы оплат по услугам транспортных организаций в соответствии с заключенными договорами; расходы по оплате ГСМ собственного автотранспорта; расходы на ремонт собственных автомашин принадлежащих организации.
Расходы на ГСМ и запчасти для ремонта автомашин при их максимальной эксплуатации не могут быть уменьшены, тем более что парк автомашин новыми автомашинами не предусмотрено пополнить.
Налог на пользователей автодорог в торговых предприятиях установлен в размере одного процента от наценки. Валовой доход, т.е . наценка запланирована на предстоящий год в сумме 1654 тыс. грн. в денежном выражении, налог составит 1654 * 1% = 16,54 (тыс. грн.)
По
статье "Расходы на оплату труда"
имеется возможность сокращения
затрат в связи с планируемым
сокращением численности
По
статье "Износ основных средств"
запланировано некоторое
В 2011 году предполагается отказаться от договоров аренды на использование производственных помещений, которые используются нерационально, что даст сокращение затрат на 31 тыс. грн.
По статье "Прочие расходы" предполагаем сокращение непредвиденных расходов предприятия более, чем наполовину, а именно 60 тыс. грн.
По остальным статьям затрат изменения не предвидятся.
Вышеуказанные затраты рассмотрены в ценах 2010 года, но при этом следует учесть, что при составлении бюджета предусмотрена инфляция.
В таблице 5 показана сумма планируемых затрат, скорректированная по отдельным статьям на процент предусмотренной инфляции.
Таким образом, при рассмотрении настоящего вопроса: