Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование системы бюджетирования и контроля затрат как элементов системы контроллинга.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
определить виды бюджетов и изучить процесс составления бюджета
Введение 3
Глава 1. Бюджетирование и контроль затрат в системе контроллинга. 5
1.1 Бюджетирование 5
1.2 Контроль затрат 10
Глава 2. Составление бюджета на примере ООО "Ин-Тайм" 15
2.1 Характеристика предприятия ООО "Ин-Тайм" 15
2.2 Планирование деятельности предприятия 17
Глава 3. Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса 31
Заключение 36
Список используемой литературы
В
течение многих лет компании рассматривали
свои бюджеты просто как обязательную
оценку предстоящих годовых доходов
и затрат. Теперь это отношение
быстро меняется, поскольку рынок
требует большей
Процесс
составления бюджетов – один из
важнейших в системе
Целью курсовой работы является исследование системы бюджетирования и контроля затрат как элементов системы контроллинга.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом
исследования курсовой работы является
процесс бюджетирования который
осуществляют предприятия в процессе
осуществления хозяйственной
Предметом исследования выступает системы бюджетирования предприятия.
В данной курсовой работе изучим процесс составления бюджета на примере предприятия ООО "Ин-Тайм". Кроме того, мы ознакомимся непосредственно в процессе работы с оформлением некоторой документации. Рассмотрим генеральный бюджет и его составляющие, применим на практике теоретические знания бюджетирования и планирования деятельности предприятия, что поможет нам оценить важное значение ведения контроллинга.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающие в себя практическое исследование на основе конкретного предприятия, заключения, списка используемой литературы.
бухгалтерский учет контроль затрата
Согласно
определению Института
Бюджет
является количественным выражением планов
деятельности и развития организации,
координирующим и корректирующим в
цифрах проекты руководителей. В
результате его составления становиться
ясно, какую прибыль получит
Использование
бюджета создает для
Планирование помогает контролировать деятельность организации. Без наличия плана управляющий, как правило, только реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.
Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов может включать в себя результаты низко производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитывает появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом[8].
Бюджет является средством координирующим деятельности различных подразделений организации. Оно побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом.
Бюджет – основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений.
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов как[16]:
планирование с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а так же ее структурных подразделений;
определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
корректировка планов, с учетом приложенных поправок.
В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов: генеральный и частные; гибкие и статистические.
Бюджет,
охватывающий общую деятельность предприятия
называется генеральным бюджетом. Цель
генерального бюджета – объединить
и суммировать суммы и планы
различных подразделений
В результате составления генерального бюджета создаются:
прогнозируемый баланс;
план прибылей и убытков;
план движения денежных средств.
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
Операционный
бюджет – часть генерального бюджета,
включающая план прибылей и убытков,
который реализуется через
Финансовый бюджет – часть генерального бюджета, включающая бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
В отличие от финансовой отчетности, форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Информация, содержащаяся в бюджете должна быть предельно точной – определенной и значащей для ее пользователя[10].
Этот документ может:
содержать лишь данные: о доходах, о расходах, о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
разрабатываться в любых единицах измерения как стоимостных, так и натуральных;
составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений – центров ответственности, что позволяет скоординировать ее действия.
Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки идет снизу вверх.
Бюджет
может разрабатываться на годовой
основе (с разбивкой по месяцам) и
на основе непрерывного планирования
(когда в течение первого
Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета во многом зависят от вида деятельности организации. Рассмотрим генеральный бюджет торговой организации.
Генеральный
бюджет торговой организации состоит
из двух частей: операционного бюджета
и финансового бюджета.
Рисунок
1. Генеральный бюджет торговой организации[3]
Разработка
операционного бюджета
После того как руководству организации становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запаса товаров на конец периода разрабатывается бюджет закупок товаров. От предполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат на маркетинг, коммерческих затрат.
Конечная цель операционного бюджета – разработка плана прибылей и убытков[1].
Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.
Также бюджеты разделяют на статический и динамический.
Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.
При
сравнении статического бюджета
с фактическими достигнутыми результатами
не учитывается реальный уровень
деятельности организации, то есть все
фактические результаты сравниваются
с прогнозируемыми вне
Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются[7].
Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных. Недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет не может содержать одновременно, и доходы, и расходы, нет необходимости чтобы они были сбалансированы. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно формированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется[9].
Процесс составления бюджетов имеет большое значение в системе планирования и контроля деятельности предприятия. В рассматриваемом предприятии, а именно ООО "Ин-Тайм" бюджетирование не осуществляется.
В современных условиях хозяйствования эффективность работы предприятия зависит в первую очередь от качества управления бизнесом, основа которого - система управленческого учета. Сложившаяся сегодня в Украине ситуация такова, что бухгалтерский учет почти полностью сведен к налоговому, а его основными задачами сделались уплата налогов в бюджет и контроль за расчетами предприятия с государством. Согласно мировой практике предприятие ведет два независимых учета; налоговый и управленческий. Налоговый учет менее трудоемкий и имеет одну единственную цель - обеспечивать правильность расчетов компании с государством. Управленческий учет - это система информационной поддержки управления с целью помочь руководителю принимать правильные решения, к которым относятся стратегическое планирование и прогнозирование деятельности, управление логистикой, финансовый учет и анализ, сбор и контроль документации.