Методы финансового планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:06, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны.

Содержание

Введение
Характеристики доходов бюджетов.
Основные формирования государственных и муниципальных бюджетов
Классификация доходов бюджетов РФ
2.Планирование и прогнозирование доходов федерального бюджета
2.1. Бюджетное планирование.
2.2. Бюджетное прогнозирование.
2.3. Методология планирования доходов Федерального бюджета.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federatsii.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

1.2. Бюджетное планирование.

 
- составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснования функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. [7]

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы  теории и методологии составления  бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится  не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе 
«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР.[9]

Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений. 
Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.[9]

С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий, бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам. [7]

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи: 
- установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства; 
- организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

- осуществление финансового  контроля за ходом выполнения  бюджета.[9]

Принципы бюджетного планирования:

-регулирование бюджетных  вопросов едиными правовыми нормами;

-адресный и целевой  характер направления бюджетных  средств;

-непрерывность планирования  годового бюджета;

-стабильность финансовых  показателей (норм, налоговых ставок, смет); балансовый метод.[10]

В условиях перевода экономики  России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные, и количественные результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов; большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений.[7]

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др.[2]

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

Бюджетное планирование состоит из двух стадий: подготовительной (сводное бюджетное планирование, проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы, определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год т.д.)[9] и конкретно-адресной (планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджетных средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению).[7] На втором же этапе определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.[9] Вся дальнейшая организация и методическая работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соответствующими финансовыми органами. [7]

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление  проекта бюджета. В составлении  и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.[9]

1.3.Бюджетное прогнозирование.

- обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. [2]

Бюджетное прогнозирование ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.[7] В отличие от финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. [11]

Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой.

При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинноследственных связей; при нормативно-целевом определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.[7]

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы. Разные авторы выделяют разные группы методов или только некоторые конкретные методы. 1) Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер. 
2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма. 3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.[11]

И.М.Александров выделяет больше методов бюджетного прогнозирования: математического моделирования; индексный; нормативный; экспертных оценок; балансовый и др. Метод математического моделирования, основан на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политике. [2]

При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д.[2]

Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы  и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюджетных доходов на основе установленных налоговых ставок и учета некоторых макроэкономических ориентиров. [2]

К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов экспертов экстракласса.

Балансовый метод, при  котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.[2]

Бюджетное прогнозирование сводится к расчету вероятных доходов бюджета, определению объемов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях.[11]

В ходе прогнозирования бюджетных доходов решаются следующие задачи: рассчитывается объем финансовых ресурсов по стране; определяются уровень и размер их возможной централизации в распоряжение государства и местного самоуправления; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия деежных средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и др.; определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональным, местным). [4]

 

1.4. Методология планирования доходов бюджета.

 

Планирование доходов – важнейший элемент налоговой и бюджетной политики государства, в процессе которого соответствующие государственные органы  принимают решения о внесении изменений в налоговое законодательство, сокращении доли государственных расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановки в стране и созданию необходимых условий для развития экономики.

Планирование бюджетных  доходов представляет собой формализованную  последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их рассмотрением, утверждением и распределением по уровням бюджетной системы, то есть охватывает сферу планирования доходов в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов.

Работа по планированию доходов включает три важнейших  направления:

1) Расчет прогнозируемых  сумм мобилизации контингентов  всех видов доходов.

2) Распределение регулирующих  доходов по уровням бюджетной  системы.

3) Определение взаимоотношений  между бюджетами различных уровней  в части предоставления дотаций  субвенций, субсидий.[4]

Методология планирования – это совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Методология планирования включает в себя логику, методы и принципы. Однако основу методологии планирования составляют как общие так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. В качестве основных принципов бюджетного планирования выделяются непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод, единство правового регулирования, принцип выделения ведущего звена, принцип научности, маржинальности и др.[12]

Для бюджетного планирования, а в частности планирования доходов  бюджета, применяются в основном межнаучные методы планирования, в частности метод экстраполяции и метод экспертных оценок. Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Метод экспертных оценок – это прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами. Применение этих двух методов одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя.

Методология планирования доходов законодательно не установлена и поэтому нет единых методов и принципов планирования. Однако органы государственной власти, ответственные за составление проектов бюджета, применяют общие принципы и методы планирования.

Планирование доходов  осуществляется в соответствии с прогнозом важнейших макроэкономических и социально-экономических показателей, таких как:

  • валовый внутренний продукт;
  • валовый национальный продукт;
  • чистый национальный продукт;
  • национальный доход;
  • платежный баланс;
  • численность населения;
  • личный доход населения и тд.

Каждый из этих показателей  служит основой для расчета как  общей суммы поступлений бюджетных  доходов, так и отдельных групп, видов налогов и прочих неналоговых  поступлений в бюджеты.

 

 

 

Информация о работе Методы финансового планирования и прогнозирования