Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа
Топливная промышленность сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. На долю топливно-энергетического комплекса приходится более 30% произведенного ВВП России, половина налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более 50% поступающей в Россию валютной выручки. Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом топливной промышленности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….5
1.1. Структура топливной промышленности Российской
Федерации………………………………………………………....5
1.2. Современное состояние топливной промышленности
Российской Федерации…………………………………………...8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая
воздействие государственных финансов на топливную
промышленность в Российской Федерации……………………13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
ТОПЛИВНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……………………18
2.1. Формы и методы воздействия государственных финансов:
теоретические подходы………………………………………….18
2.2. Формы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………18
2.3. Методы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………….26
3.1. Проблемы развития топливной промышленности……………..26
3.2. Перспективы развития топливной промышленности………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ
Источник: Данные компаний
Основные регионы добычи – открытые еще в 1960-е и 1970-е годы западносибирские месторождения, на долю которых приходится 68,1% совокупной годовой добычи. Второй в стране по объему добычи нефти - Волго-Уральский регион – находится в поздней стадии разработки продуктивных месторождений и характеризуется затухающей добычей, которая в ближайшие несколько лет начнет сокращаться.
В дальнейшем прогнозируется ухудшение и снижение добычи нефти. Это связано с тем, что большинство скважин находится в завершающей стадии, а новые скважины имеют небольшие объемы месторождений. В связи с этим, энергетическая стратегия, разработанная правительством РФ, направлена на увеличение объемов инвестиций в нефтяную отрасль.
Нефтеперерабатывающая отрасль нашей страны представлена нефтеперерабатывающими заводами. В России действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих предприятий с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн. тонн, а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн. тонн [34]. На отечественных НПЗ наблюдается очень высокая степень износа основных фондов. Это обусловлено дефицитом инвестиций, направляемых в эту сферу деятельности. В связи с этим основные направления развития нефтепереработки связаны с модернизацией и коренной реконструкцией действующих НПЗ. Это в свою очередь повысит качество нефтепереработки. За последнее десятилетие наблюдается уверенный рост производства важнейших видов нефтепродуктов (табл. 2).
Таблица 2
Производство важнейших видов нефтепродуктов, млн. тонн
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Первичная переработка нефти |
173 |
208 |
220 |
229 |
237 |
237 |
249 |
Бензин автомобильный |
27 |
32 |
34 |
35 |
36 |
36 |
36 |
Топливо дизельное |
49 |
60 |
64 |
66 |
69 |
67 |
70 |
Мазут топочный |
48 |
57 |
59 |
63 |
64 |
65 |
69 |
Источник: www.gks.ru
Согласно данным Росстата, в январе-августе 2011 года первичная переработка нефти увеличилась на 4,4% (к январю-августу 2010 года) [32].
Основным видом транспорта нефти и нефтепродуктов являются магистральные трубопроводы. Существенное негативное влияние на состояние нефтепроводной системы оказали распад СССР и структурная перестройка нефтяной промышленности.
Современная возрастная
Газовая промышленность в годы проведения радикальных экономических реформ, сохранив свою целостность, проявила себя наиболее устойчивой и эффективной отраслью ТЭК, уверенно наращивая объемы добычи.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время в газовой промышленности значительно благоприятнее, чем в других отраслях ТЭК. Сырьевой базой газовой отрасли свойственна высокая концентрация запасов, что создает благоприятные условия для вовлечения их в разработку.
Весьма существенно для
Экономический кризис, охвативший
все отрасли народного
Важнейшим элементом,
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) всегда играл решающую роль в экономике России, но не будем забывать, что начавшийся подъем экономики России обострил проблемы низкой финансовой устойчивости и инвестиционной дефицитности топливно-энергетических компаний, усилил реальную угрозу срыва реализации среднесрочного (на 2-4 года) топливно-энергетического баланса.
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая
воздействие государственных финансов на топливную
промышленность в Российской Федерации
Внедрение современных
технологических процессов в то
Рассмотрим документы, которые регулируют деятельность в сфере топливной промышленности на данный момент:
1. Конституция Российской Федерации – высший закон РФ от 12.12.93г. В статье 9 главы 1 Конституции указано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Все это относится и к нефти – черному золоту [1];
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ. Глава 26 Налогового Кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых», статьи №334 – 345, содержащие сроки уплаты, объект налога, правила начисления налога на полезные ископаемые и т.д. [3];
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 №136-ФЗ. Глава 16, статья 88 «Земли промышленности» [2];
4. Федеральный Закон от 24.06.1999 №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» [4];
5. Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 19.07.1995 №147-ФЗ, в котором регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере нефтедобывающей промышленности [5];
6. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду [6];
7. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [7];
8. Федеральный Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 [8];
9. Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Глава 8 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха», статья 32 «Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха» – в которой говорится о том, что вред от загрязнения атмосферного воздуха подлежит полной компенсации за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха [9];
10. Приказ МПР РФ от 01.11.2005 №298 «Об утверждении классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2005 №7296) [13];
11. Приказ МПР РФ от 31.12.1999 №333 «Об утверждении порядка освобождения организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» [14];
12. Письмо МНС РФ от 23.05.2001 №ВТ-6-04/415 «О платежах за добычу нефти и отчислениях на воспроизводство минерально-сырьевой базы» [15];
13. Положение о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации (в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 №77, от 26.01.2005 №40) [10];
14. Положение о Федеральном агентстве по промышленности от 16.06.2004 №285. Федеральное агентство по промышленности является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере нефтяной промышленности [11];
15. Положение о Департаменте топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Свою миссию Министерство реализует в осуществлении государственной промышленной политики (частью которой служит энергетическая политика), учитывающей принципиальную множественность экономических субъектов, способных иметь свою, корпоративную или консолидированную в рамках ассоциаций бизнеса политику.
Вырабатывая и реализуя государственную промышленную политику, Министерство ориентируется на достижение четырех стратегических целей, расположенных в смежных, отчасти пересекающихся сферах. Для каждой из стратегических целей были сформулированы тактические задачи, решение которых позволит обеспечить достижение целей:
16. Регламент организации деятельности и взаимодействия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти (Утвержден приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 28.02.2005 №43).
Регламент устанавливает общие
правила организации
17. Постановление Госгортехнадзор России от 05.05.2003 №29 «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;
18. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09-540-03).
Рассмотрев нормативно-правовую базу, можно сделать вывод о том, что правовые нормы обеспечивают безопасность при добыче и переработке нефти и газа, не сдерживая развитие отраслей топливно-энергетического комплекса.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
ТОПЛИВНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность
Государственное регулирование экономики – воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Государственное регулирование осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов [22].
Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли и регионы, в которых возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые с помощью конкурентного рыночного механизма.
Государственное регулирование национальной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Формы воздействия государства в области топливной промышленности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).
Информация о работе Методы и формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность