Методы и формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание

Топливная промышленность сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. На долю топливно-энергетического комплекса приходится более 30% произведенного ВВП России, половина налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более 50% поступающей в Россию валютной выручки. Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом топливной промышленности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….5
1.1. Структура топливной промышленности Российской
Федерации………………………………………………………....5
1.2. Современное состояние топливной промышленности
Российской Федерации…………………………………………...8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая
воздействие государственных финансов на топливную
промышленность в Российской Федерации……………………13

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
ТОПЛИВНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……………………18
2.1. Формы и методы воздействия государственных финансов:
теоретические подходы………………………………………….18
2.2. Формы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………18
2.3. Методы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………20

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………….26
3.1. Проблемы развития топливной промышленности……………..26
3.2. Перспективы развития топливной промышленности………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Топливная промышленность.doc

— 484.00 Кб (Скачать документ)

 

Источник: Данные компаний

Основные регионы добычи – открытые еще в 1960-е и 1970-е годы западносибирские месторождения, на долю которых приходится 68,1% совокупной годовой добычи. Второй в стране по объему добычи нефти - Волго-Уральский регион – находится в поздней стадии разработки продуктивных месторождений и характеризуется затухающей добычей, которая в ближайшие несколько лет начнет сокращаться.

В дальнейшем прогнозируется ухудшение и снижение добычи нефти. Это связано с тем, что большинство скважин находится в завершающей стадии, а новые скважины имеют небольшие объемы месторождений. В связи с этим, энергетическая стратегия, разработанная правительством РФ, направлена на увеличение объемов инвестиций в нефтяную отрасль.

         Нефтеперерабатывающая отрасль нашей страны представлена нефтеперерабатывающими заводами. В России действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих предприятий с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн. тонн, а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн. тонн [34]. На отечественных НПЗ наблюдается очень высокая степень износа основных фондов. Это обусловлено дефицитом инвестиций, направляемых в эту сферу деятельности. В связи с этим основные направления развития нефтепереработки связаны с модернизацией и коренной реконструкцией действующих НПЗ. Это в свою очередь повысит качество нефтепереработки. За последнее десятилетие наблюдается уверенный рост производства важнейших видов нефтепродуктов (табл. 2).

Таблица 2

Производство важнейших  видов нефтепродуктов, млн. тонн

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Первичная переработка  нефти

173

208

220

229

237

237

249

Бензин автомобильный

27

32

34

35

36

36

36

Топливо дизельное

49

60

64

66

69

67

70

Мазут топочный

48

57

59

63

64

65

69


 

Источник: www.gks.ru

Согласно данным Росстата, в январе-августе 2011 года первичная переработка нефти увеличилась на 4,4% (к январю-августу 2010 года) [32].

Основным видом транспорта нефти и нефтепродуктов являются магистральные трубопроводы. Существенное негативное влияние на состояние нефтепроводной системы оказали распад СССР и структурная перестройка нефтяной промышленности.

         Современная возрастная структура  трубопроводов неперспективна, поскольку  более 50% общей протяженности  магистральных нефтепроводов имеют  возраст более 20 лет. Отсутствие централизованного финансирования и дефицит собственных средств организаций по транспорту нефти и нефтепродуктов обуславливают резкое сокращение темпов развития системы и объемов работ по технической реконструкции основных фондов. Предполагаемая программа по строительству новых трубопроводов направлена не только на формирование потоков экспорта нефти и нефтепродуктов для решения стратегических целей России, но и формирование и развитие внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов.

        Газовая промышленность в годы проведения радикальных экономических реформ, сохранив свою целостность, проявила себя наиболее устойчивой и эффективной отраслью ТЭК, уверенно наращивая объемы добычи.

Ситуация, сложившаяся  в настоящее время в газовой  промышленности значительно благоприятнее, чем в других отраслях ТЭК. Сырьевой базой газовой отрасли свойственна высокая концентрация запасов, что создает благоприятные условия для вовлечения их в разработку.

          Весьма существенно для характеристики  ресурсной базы отечественной газовой промышленности то, что 65% запасов находится в распоряжении ОАО «Газпром» [38].

Экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства  России в 90-е годы, не мог не отразиться негативно на динамике объемов добычи газа. Но ОАО «Газпром» обеспечил надежным снабжением природным газом всех потребителей. Существенное влияние на уровень добычи газа в России оказывает обновленная концепция развития ОАО «Газпром». В соответствии  с ней, первоочередной задачей, является не наращивание объемов добычи, а расширение возможности гибкого маневра энергоресурсами для увеличения эффективной деятельности и прибыльности компаний.

         Важнейшим элементом, созданной  за прошедший период единой  системы газоснабжения, является  магистральный транспорт газа, обеспечивающий связь потребителей газа в России с добывающими объектами. Подавляющая часть этой системы находится в ведении ОАО «Газпром».   

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) всегда играл решающую роль в экономике России, но не будем забывать, что начавшийся подъем экономики России обострил проблемы низкой финансовой устойчивости и инвестиционной дефицитности топливно-энергетических компаний, усилил реальную угрозу срыва реализации среднесрочного (на 2-4 года) топливно-энергетического баланса.

 

 

1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая

воздействие государственных финансов на топливную

промышленность в Российской Федерации

 

Внедрение современных  технологических процессов в топливной промышленности увеличивает риск возникновения аварий и несчастных случаев. Поэтому необходима сильная отвечающая мировым стандартам законодательная база, регулирующая деятельность в этой сфере, для снижения этих рисков, но при этом не затормаживать развитие отрасли.

Рассмотрим документы, которые регулируют деятельность в сфере топливной промышленности на данный момент:

1. Конституция Российской Федерации – высший закон РФ от 12.12.93г.  В статье 9 главы 1  Конституции указано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа  жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие  природные ресурсы могут находиться в  частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Все это относится и к нефти – черному золоту [1];

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ. Глава 26 Налогового Кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых», статьи №334 – 345, содержащие сроки уплаты, объект налога, правила начисления налога на полезные ископаемые и т.д. [3];

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 №136-ФЗ. Глава 16, статья 88 «Земли промышленности» [2];

4. Федеральный Закон  от 24.06.1999 №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» [4];

5. Федеральный Закон  «О естественных монополиях» от 19.07.1995 №147-ФЗ, в котором регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере нефтедобывающей промышленности [5];

6. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду [6];

7. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [7];

8. Федеральный Закон РФ «О недрах» от  21.02.1992 №2395-1 [8];

9. Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Глава 8 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха», статья 32 «Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха» – в которой говорится о том, что вред от загрязнения атмосферного воздуха подлежит полной компенсации за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха [9];

10. Приказ МПР РФ от 01.11.2005 №298 «Об утверждении классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2005 №7296) [13];

11. Приказ МПР РФ от 31.12.1999 №333 «Об утверждении порядка освобождения организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» [14];

12.  Письмо МНС РФ от 23.05.2001 №ВТ-6-04/415 «О платежах за добычу нефти и отчислениях на воспроизводство минерально-сырьевой базы» [15];

13. Положение о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации (в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 №77, от 26.01.2005 №40) [10];

14. Положение о Федеральном агентстве по промышленности от 16.06.2004 №285. Федеральное агентство по промышленности является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере нефтяной промышленности [11];

15. Положение о Департаменте топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Свою миссию Министерство реализует в осуществлении государственной промышленной политики (частью которой служит энергетическая политика), учитывающей принципиальную множественность экономических субъектов, способных иметь свою, корпоративную или консолидированную в рамках ассоциаций бизнеса политику.

Вырабатывая и реализуя государственную промышленную политику, Министерство ориентируется на достижение четырех стратегических целей, расположенных в смежных, отчасти пересекающихся сферах. Для каждой из стратегических целей были сформулированы тактические задачи, решение которых позволит обеспечить достижение целей:

  • развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста промышленно-энергетического сектора экономики;
  • повышение эффективности топливно-энергетического комплекса и обеспечение энергобезопасности;
  • развитие научно-технологического и производственного потенциала в интересах повышения уровня национальной безопасности;
  • создание системы технического регулирования,  стандартизации и обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики [12].

16. Регламент организации деятельности и взаимодействия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти (Утвержден приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 28.02.2005 №43).

Регламент устанавливает общие  правила организации деятельности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Министерство) по реализации своих полномочий и взаимодействия Министерства с федеральными органами исполнительной власти, в том числе правила организации взаимодействия Министерства с находящимися в его ведении федеральными агентствами [16];

17. Постановление Госгортехнадзор России от 05.05.2003 №29 «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;

18. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09-540-03).

Рассмотрев нормативно-правовую базу, можно сделать вывод о том, что правовые нормы обеспечивают безопасность при добыче и переработке нефти и газа, не сдерживая развитие отраслей топливно-энергетического комплекса.

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ  И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ 

                  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА

                   ТОПЛИВНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

                  2.1. Формы воздействия государственных финансов на

                                топливную промышленность

 

Государственное регулирование экономики – воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Государственное регулирование осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов [22].

Объекты государственного регулирования  экономики – это сферы, отрасли и регионы, в которых возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые с помощью конкурентного рыночного механизма.

Государственное регулирование  национальной экономики представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Формы воздействия государства  в области топливной промышленности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).

Информация о работе Методы и формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность