Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа
Топливная промышленность сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. На долю топливно-энергетического комплекса приходится более 30% произведенного ВВП России, половина налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более 50% поступающей в Россию валютной выручки. Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом топливной промышленности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….5
1.1. Структура топливной промышленности Российской
Федерации………………………………………………………....5
1.2. Современное состояние топливной промышленности
Российской Федерации…………………………………………...8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая
воздействие государственных финансов на топливную
промышленность в Российской Федерации……………………13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
ТОПЛИВНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……………………18
2.1. Формы и методы воздействия государственных финансов:
теоретические подходы………………………………………….18
2.2. Формы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………18
2.3. Методы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………….26
3.1. Проблемы развития топливной промышленности……………..26
3.2. Перспективы развития топливной промышленности………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ
Перспективные уровни добычи нефти в России определяются в основном следующими факторами – спросом на жидкое топливо и уровнем мировых цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.
Перспективные объемы добычи нефти в России будут существенно различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития страны. В условиях оптимистического и благоприятного вариантов социально-экономического развития добыча нефти в России может возрасти до 520 млн. тонн к 2020 году. При умеренном варианте социально-экономического развития страны добыча нефти прогнозируется существенно ниже – до 450 млн. тонн в 2020 году. При критическом варианте рост добычи нефти может продолжаться лишь в ближайшие 1 - 2 года, а затем ожидается падение добычи до 315 млн. тонн к 2020 году [13].
Однако при любой динамике добычи нефти стратегическими задачами развития отрасли остаются обеспечение необходимой структуры запасов (в том числе территориальной), плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией ее уровня на долгосрочную перспективу.
Обеспечение намечаемых уровней добычи и повышение эффективности нефтедобычи будут основываться на научно-техническом прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения, воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении других прогрессивных технологий добычи нефти, которые позволят сделать экономически оправданным использование трудноизвлекаемых запасов нефти.
Одним из приоритетных направлений
развития российского топливно-
Стратегия развития переработки энергоресурсов включает в себя ряд следующих целей:
- переход к новым
технологиям добычи и
- ввод мощностей, направленных
на углубление вторичных
- совершенствование системы взимания акцизов и вывозных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продуктов высокого передела;
- модернизации сырьевых
и перерабатывающих
Стратегические цели и задачи развития нефтеперерабатывающей отрасли России можно разделить на три уровня: стратегический, тактический и производственный.
Стратегический уровень заключается в реализации:
1) Стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение
2) Внутреннего спроса на нефтепродукты.
3) Активное, без ущерба для внутренних потребностей, участие в обеспечении мирового спроса на нефтепродукты.
4) Инновационное обновление
отрасли, направленное на
5) Обеспечение стабильных
поступлений в доходную часть
консолидированного бюджета
Тактический уровень заключается в реализации:
1) Увеличение производства нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью.
2) Улучшение качественных
характеристик выпускаемой
3) Развитие инфраструктуры транспорта нефтепродуктов.
Производственный уровень заключается в реализации:
1) Реализация проектов в сфере переработки нефти.
2) Реализация проектов
в сфере транспортировки
Отрасль топливной промышленности в настоящее время превращается в одну из наиболее инновационных и наукоемких отраслей экономики РФ.
Еще большое значение инновации имеют для газовой отрасли. Даже несмотря на то, что с конца 80-х годов у нас практически прекратилась разведка, и объем доказанных ресурсов зафиксирован на уровне 20-летней давности, Россия все равно обладает почти 27% доказанных мировых ресурсов газа. Потенциальные же ресурсы газа в нашей стране составляют до 40% мировых. Практически весь добываемый у нас газ или экспортируется за рубеж, в основном в Европу, или сжигается для выработки тепла и электроэнергии. Современные технологии транспортировки и переработки природного газа на порядок более сложны и менее эффективны, чем технологии транспортировки и переработки нефти.
Это приводит к тому, что в мире в качестве химического сырья используется не более 5% добываемого газа (в России ~3%) [23. С.112]. А из нескольких тысяч газовых месторождений мира лишь около сотни наиболее крупных дают основной объем товарного газа. Тысячи мелких и средних месторождений по всему миру не вовлечены в промышленную эксплуатацию из-за отсутствия экономически приемлемых технологий транспортировки или переработки их ресурсов. По мере выработки крупнейших месторождений (а их средняя выработанность в России по оценкам достигает 40%) потенциальное значение менее крупных месторождений постоянно возрастает. И это важнейшая мировая тенденция, которую необходимо учитывать.
Но главное, переработка природного газа открывает перспективы постепенного перехода от экспорта сырья к экспорту продуктов более глубокой переработки, что даст мощный старт развитию отечественной инновационной экономики. Достаточно страшная экономическая истина состоит в том, что основной экономический результат достигается при реализации конечного продукта и поэтому достается не владельцам ресурсов, которые в большинстве случаев остаются беднейшими странами, а странам, обладающим технологиями завершающих стадий их переработки.
Почти все страны-экспортеры нефти и газа, прекрасно осознавая это, сейчас интенсивно развивают собственную переработку добываемых углеводородов, стремясь уйти от сырьевого экспорта и обеспечить свое будущее в быстро меняющемся мире, максимально используя для своего экономического развития дарованное им природой стратегическое преимущество в виде дешевых ресурсов.
Поэтому даже частичный отказ от экспорта первичного сырья с заменой на экспорт продуктов более глубокой переработки не только отвечает национальным экономическим интересам, но и одновременно стимулирует развитие инноваций в такой молодой и быстро развивающейся газоперерабатывающей отрасли. Повышение доли газа, подвергающегося высокотехнологичной переработке на базе инновационных технологий, и возможность привлечения для этих целей капиталов, получаемых в результате увеличения экспортного потенциала газовой отрасли, позволяют ей стать мощным катализатором инновационных процессов в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Топливно-энергетический комплекс является структурной составляющей экономики и инфраструктуры страны. Главной целью развития ТЭК является надежное обеспечение потребностей растущей экономики в топливе и энергии. Масштабы, направления и стратегия развития ТЭК должны быть напрямую подчинены сценариям социально-экономического развития страны в целом. Нельзя допустить, чтобы ТЭК стал фактором, ограничивающим предполагаемый экономический рост.
Сегодняшнее состояние ТЭК, накопившиеся в нем проблемы, а именно серьезное отставание развития и качественное ухудшение сырьевой базы, острый дефицит инвестиций, научно-техническое отставание всех секторов ТЭК, высокий износ основных производственных фондов, вся совокупность негативных факторов может привести в целом к угрозе энергетической безопасности России.
На данном этапе Россия будет вынуждена развиваться инерционно по энергодоминирующему пути, опираясь на ТЭК и создавая необходимые инвестиционные и организационно-правовые условия перехода к последующему этапу более эффективного развития.
Благоприятные настоящие мировые цены на энергоносители должны обеспечить условия для снижения зависимости доходов государства от ТЭК, диверсификации экспорта на основе структурной перестройки экономики.
Институциональные преобразования в топливной промышленности должны быть направлены на развитие конкурентной среды, создание высокотехнологичных, специализированных компаний, осуществляющих добычу нефти из небольших месторождений, в том числе с трудноизвлекаемыми запасами.
Государству необходимо обеспечить равную конкурентную среду в топливном секторе экономики, предусматривающую равный доступ на рынки сбыта продукции для всех производителей на основе установленных правил использования производственной инфраструктуры, ликвидировать высокую степень монополизации рынка и его организационно-технических элементов.
Таким образом, проведенное исследование состояния и перспектив развития топливной промышленности еще раз подтвердило актуальность темы исследования. Цели и задачи, стоящие перед российской топливной промышленностью в средне – и долгосрочной перспективе, сложны и многообразны. Но главная задача обеспечить их достижение с максимально возможной эффективности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
II. КНИГИ, УЧЕБНИКИ, МОНОГРАФИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
III. СТАТЬИ, ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
IV. ИСТОЧНИКИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Информация о работе Методы и формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность