Методы и формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание

Топливная промышленность сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. На долю топливно-энергетического комплекса приходится более 30% произведенного ВВП России, половина налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более 50% поступающей в Россию валютной выручки. Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом топливной промышленности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….5
1.1. Структура топливной промышленности Российской
Федерации………………………………………………………....5
1.2. Современное состояние топливной промышленности
Российской Федерации…………………………………………...8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая
воздействие государственных финансов на топливную
промышленность в Российской Федерации……………………13

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
ТОПЛИВНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……………………18
2.1. Формы и методы воздействия государственных финансов:
теоретические подходы………………………………………….18
2.2. Формы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………18
2.3. Методы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………20

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………….26
3.1. Проблемы развития топливной промышленности……………..26
3.2. Перспективы развития топливной промышленности………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Топливная промышленность.doc

— 484.00 Кб (Скачать документ)

 

Перспективные уровни добычи нефти в России определяются в  основном следующими факторами – спросом на жидкое топливо и уровнем мировых цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.

Перспективные объемы добычи нефти в России будут существенно  различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития страны. В условиях оптимистического и благоприятного вариантов социально-экономического развития добыча нефти в России может возрасти до 520 млн. тонн к 2020 году. При умеренном варианте социально-экономического развития страны добыча нефти прогнозируется существенно ниже – до 450 млн. тонн в 2020 году. При критическом варианте рост добычи нефти может продолжаться лишь в ближайшие 1 - 2 года, а затем ожидается падение добычи до 315 млн. тонн к 2020 году [13].

Однако при любой  динамике добычи нефти стратегическими  задачами развития отрасли остаются обеспечение необходимой структуры запасов (в том числе территориальной), плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией ее уровня на долгосрочную перспективу.

Обеспечение намечаемых уровней добычи и повышение эффективности нефтедобычи будут основываться на научно-техническом прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения, воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении других прогрессивных технологий добычи нефти, которые позволят сделать экономически оправданным использование трудноизвлекаемых запасов нефти.

Одним из приоритетных направлений  развития российского топливно-энергетического  комплекса является увеличение глубины  переработки российских энергоресурсов. Переработка нефти (нефтепереработка) заключается в производстве нефтепродуктов, прежде всего, различных топлив (автомобильных, авиационных, котельных и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.

Стратегия развития переработки  энергоресурсов включает в себя ряд  следующих целей:

- переход к новым  технологиям добычи и переработки  топлива. 

- ввод мощностей, направленных  на углубление вторичных процессов  на ряде действующих предприятий. 

- совершенствование системы  взимания акцизов и вывозных  пошлин на нефтепродукты в  целях стимулирования производства продуктов высокого передела;

- модернизации сырьевых  и перерабатывающих производств,  увеличения глубины переработки  сырья, снижения энергоемкости  производства и повышения его  экологичности, расширения присутствия  на мировых рынках сырьевых товаров.

Стратегические цели и задачи развития нефтеперерабатывающей  отрасли России можно разделить  на три уровня: стратегический, тактический  и производственный.

Стратегический уровень  заключается в реализации:

1) Стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение

2) Внутреннего спроса на нефтепродукты.

3) Активное, без ущерба  для внутренних потребностей, участие  в обеспечении мирового спроса  на нефтепродукты. 

4) Инновационное обновление  отрасли, направленное на повышение энергетической, экономической и экологической эффективности её функционирования.

5) Обеспечение стабильных  поступлений в доходную часть  консолидированного бюджета страны.

Тактический уровень  заключается в реализации:

1) Увеличение производства  нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью.

2) Улучшение качественных  характеристик выпускаемой продукции. 

3) Развитие инфраструктуры  транспорта нефтепродуктов.

Производственный уровень  заключается в реализации:

1) Реализация проектов  в сфере переработки нефти.

2) Реализация проектов  в сфере транспортировки нефтепродуктов.

Отрасль топливной промышленности в настоящее время превращается в одну из наиболее инновационных и наукоемких отраслей экономики РФ.  

Еще большое значение инновации имеют для газовой отрасли. Даже несмотря на то, что с конца 80-х годов у нас практически прекратилась разведка, и объем доказанных ресурсов зафиксирован на уровне 20-летней давности, Россия все равно обладает почти 27% доказанных мировых ресурсов газа. Потенциальные же ресурсы газа в нашей стране составляют до 40% мировых. Практически весь добываемый у нас газ или экспортируется за рубеж, в основном в Европу, или сжигается для выработки тепла и электроэнергии. Современные технологии транспортировки и переработки природного газа на порядок более сложны и менее эффективны, чем технологии транспортировки и переработки нефти.

Это приводит к тому, что  в мире в качестве химического  сырья используется не более 5% добываемого  газа (в России ~3%) [23. С.112]. А из нескольких тысяч газовых месторождений мира лишь около сотни наиболее крупных дают основной объем товарного газа. Тысячи мелких и средних месторождений по всему миру не вовлечены в промышленную эксплуатацию из-за отсутствия экономически приемлемых технологий транспортировки или переработки их ресурсов. По мере выработки крупнейших месторождений (а их средняя выработанность в России по оценкам достигает 40%) потенциальное значение менее крупных месторождений постоянно возрастает. И это важнейшая мировая тенденция, которую необходимо учитывать.

Но главное, переработка  природного газа открывает перспективы  постепенного перехода от экспорта сырья  к экспорту продуктов более глубокой переработки, что даст мощный старт  развитию отечественной инновационной  экономики. Достаточно страшная экономическая истина состоит в том, что основной экономический результат достигается при реализации конечного продукта и поэтому достается не владельцам ресурсов, которые в большинстве случаев остаются беднейшими странами, а странам, обладающим технологиями завершающих стадий их переработки.

Почти все страны-экспортеры нефти и газа, прекрасно осознавая  это, сейчас интенсивно развивают собственную  переработку добываемых углеводородов, стремясь уйти от сырьевого экспорта и обеспечить свое будущее в быстро меняющемся мире, максимально используя для своего экономического развития дарованное им природой стратегическое преимущество в виде дешевых ресурсов. 

Поэтому даже частичный  отказ от экспорта первичного сырья  с заменой на экспорт продуктов  более глубокой переработки не только отвечает национальным экономическим интересам, но и одновременно стимулирует развитие инноваций в такой молодой и быстро развивающейся газоперерабатывающей отрасли. Повышение доли газа, подвергающегося высокотехнологичной переработке на базе инновационных технологий, и возможность привлечения для этих целей капиталов, получаемых в результате увеличения экспортного потенциала газовой отрасли, позволяют ей стать мощным катализатором инновационных процессов в стране.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                    

 

Топливно-энергетический комплекс является структурной составляющей экономики и инфраструктуры страны. Главной целью развития ТЭК является надежное обеспечение потребностей растущей экономики в топливе и энергии. Масштабы, направления и стратегия развития ТЭК должны быть напрямую подчинены сценариям социально-экономического развития страны в целом. Нельзя допустить, чтобы ТЭК стал фактором, ограничивающим предполагаемый экономический рост.

Сегодняшнее состояние  ТЭК, накопившиеся в нем проблемы, а именно серьезное отставание развития и качественное ухудшение сырьевой базы, острый дефицит инвестиций, научно-техническое отставание всех секторов ТЭК, высокий износ основных производственных фондов, вся совокупность негативных факторов может привести в целом к угрозе энергетической безопасности России.

На данном этапе Россия будет вынуждена развиваться  инерционно по энергодоминирующему пути, опираясь на ТЭК и создавая необходимые инвестиционные и организационно-правовые условия перехода к последующему этапу более эффективного развития.

Благоприятные настоящие мировые цены на энергоносители должны обеспечить условия для снижения зависимости доходов государства от ТЭК, диверсификации экспорта на основе структурной перестройки экономики.

Институциональные преобразования в топливной промышленности должны быть направлены на развитие конкурентной среды, создание высокотехнологичных, специализированных компаний, осуществляющих добычу нефти из небольших месторождений, в том числе с трудноизвлекаемыми запасами.

Государству необходимо обеспечить равную конкурентную среду в топливном секторе экономики, предусматривающую равный доступ на рынки сбыта продукции для всех производителей на основе установленных правил использования производственной инфраструктуры, ликвидировать высокую степень монополизации рынка и его организационно-технических элементов.

Таким образом, проведенное  исследование состояния и перспектив развития топливной промышленности еще раз подтвердило актуальность темы исследования. Цели и задачи, стоящие перед российской топливной промышленностью в средне – и долгосрочной перспективе, сложны и многообразны. Но главная задача обеспечить их достижение с максимально возможной эффективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный Закон  от 24.06.1999 №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».
  5. Федеральный Закон  от 19.07.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».
  6. Федеральный Закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  7. Федеральный Закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  8. Федеральный Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
  9. Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  10. Положение о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации.
  11. Положение о Федеральном агентстве по промышленности.
  12. Положение о Департаменте топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
  13. Приказ МПР РФ от 01.11.2005 №298 «Об утверждении классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов».
  14. Приказ МПР РФ от 31.12.1999 №133 «Об утверждении порядка освобождения организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы».
  15. Письмо МНС РФ от 23.05.2001 №ВТ-6-04/415 «О платежах за добычу нефти и отчислениях на воспроизводство минерально-сырьевой базы».
  16. Регламент организации деятельности и взаимодействия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти.
  17. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.

II. КНИГИ, УЧЕБНИКИ, МОНОГРАФИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 687 с.
  2. Желтиков В.П. Экономическая география. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 384 с.
  3. Козырева В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 258 с.
  4. Петров В.В., Поляков Г.А., Полякова Т.В., Сергеев В.М. Долгосрочные перспективы российской нефти. – М.: ФАЗИС, 2010. – 200 с.
  5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2010.– 495 с.

III. СТАТЬИ, ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ

  1. Арутюнов В.С. Арабы пока умнее нас. // Эксперт. – 2010. – №19. – С. 111-113.
  2. Гурвич Е. Нефтегазовая рента в Российской экономике. // Вопросы экономики. – 2010. – №11. – С. 4-24.
  3. Крищекова Е., Окунева Е. Система регулирования нефтяного   комплекса России. // Вопросы экономики. – 2009. – №7. – С. 70-85.
  4. Немировский Н. Нефтяной сектор российской экономики: к совершенствованию государственного регулирования инвестиционных процессов. // Российский экономический журнал. – 2009. – №4. – С. 36-46.
  5. Нефть и газ. // Эксперт. – 2009. – №36. – С. 11-13.
  6. Паскачев И.А. Проблемы налогообложения нефтегазового сектора и пути их решения. // Налоговая политика и практика. – 2010. – №6. – С. 4-10.
  7. Сердюков В.В. Экономико-математическая  модель налогообложения нефтегазового комплекса. // Финансы. – 2008. – №11. – С. 73-75.
  8. Яковлев Я.Я. Нефтяная отрасль России: реалии и перспективы. // Аналитический обзор. – 2009. – №2. – С. 3-15.

IV. ИСТОЧНИКИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. www.cbr.ru – Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.
  2. www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
  3. www.minpromtorg.gov.ru – Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
  4. www.minenergo.gov.ru – Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации.
  5. www.garant.ru 
  6. www.rbc.ru
  7. www.neftegas.ru
  8. www.gazprom.ru
  9. www.tek-russia.ru – электронный журнал «ТЭК. Стратегии развития».
  10. http://www.burneft.ru/archive/issues/2009-10/2
  11. http://www.the-discoverer.ru/geo-1723.html
  12. http://www.ifs.ru/special/special/special/special/special/special/16/Oil-0500.htm#W100

Информация о работе Методы и формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность