Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа
Топливная промышленность сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. На долю топливно-энергетического комплекса приходится более 30% произведенного ВВП России, половина налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более 50% поступающей в Россию валютной выручки. Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом топливной промышленности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….5
1.1. Структура топливной промышленности Российской
Федерации………………………………………………………....5
1.2. Современное состояние топливной промышленности
Российской Федерации…………………………………………...8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая
воздействие государственных финансов на топливную
промышленность в Российской Федерации……………………13
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
ТОПЛИВНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……………………18
2.1. Формы и методы воздействия государственных финансов:
теоретические подходы………………………………………….18
2.2. Формы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………18
2.3. Методы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………….26
3.1. Проблемы развития топливной промышленности……………..26
3.2. Перспективы развития топливной промышленности………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ
Административная форма
Экономическая форма в свою очередь делится на:
Косвенные формы, используемые в государственной нефтедобывающей промышленности, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самой топливной промышленности, а другой на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для развития новаторских идей.
К наиболее действенным методам косвенных форм топливной промышленности можно отнести экономические методы. К ним относятся:
Сложившаяся система государственного управления топливной промышленности пользуется как административным регулированием, так и экономическими методами.
Так же к косвенным формам относятся:
Рассмотрев формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность, можно сделать следующий вывод:
Выбор тех или иных
форм воздействия зависит от экономического
состояния в стране, или же стратегией
развития нефтедобывающей
топливную промышленность
Реализация целей
4. Административные и социально политические:
Одним из главных методов влияния государства на топливную промышленность является система налогообложения.
Специфика отрасли топливно-
Экономическая рента в нефтегазовом секторе представляет собой разницу между стоимостью произведенной продукции и затратами на ее добычу. Данные затраты, кроме прямых издержек, содержат и некоторую норму прибыли, обеспечивающую инвестиционную привлекательность производства. Таким образом, рента – это часть произведенной нефтяными компаниями прибыли, которая переходит к государству. Вместо понятия «рента» журналисты, а зачастую и экономисты-государственники часто используют термин «сверхприбыль»: по их мнению, задача государства состоит в эффективности изъятии подобной сверхприбыли у нефтяных компаний [29].
Расчет точной величины экономической ренты является достаточно сложной задачей. Затраты на добычу нефти разнятся по конкретным месторождениям. Кроме того, объективно определить ту часть прибыли, которая должна оставаться у добывающих компаний для дальнейшего инвестирования в производство и которая не входит в состав ренты, практически невозможно. В связи с этим в мире создан целый ряд налоговых механизмов, цель которых – изъятие ренты. Проанализируем российскую систему налогообложения нефтяной отрасли и рассмотрим динамику бюджетных поступлений по соответствующим налогам и сборам.
Налоговые доходы федерального бюджета РФ от нефтяной промышленности можно разбить на «специальные», то есть связанные с добычей и экспортом (таможенные пошлины и платежи за пользование недрами), и «общие» (платежи, относящиеся к налогу на прибыль, налог на добавленную стоимость, которой уплачивается лишь с продукции, идущей на внутренний рынок, и д.р.). Изменяя «специальные» налоги, государство имеет возможность напрямую влиять на поступления от добывающих экспортно-ориентированных секторов экономики, увеличивая налоговую нагрузку на эти отрасли, то есть регулировать уровень изъятия ренты. В настоящее время природная рента в этом секторе изымается за счет двух специальных налоговых инструментов: НДПИ и экспортных пошлин. Благодаря введению прогрессивной шкалы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (с максимальной ставкой 65%) и привязке ставки НДПИ на нефть к мировым ценам на нее, уровень изъятия природной ренты в нефтяном секторе последовательно рос, достигнув 81% в среднем в 2006–2009 гг. (рис. 1.). В газовом секторе ставка экспортных пошлин составляет лишь 30%, а ставка НДПИ фиксирована в рублях и не менялась с 2005 по 2010 г. В результате доля природной ренты, изымаемая в бюджет в газовом секторе, на протяжении 2001–2009 гг. оставалась устойчиво низкой, колеблясь (в зависимости от изменения внутренних и внешних цен) около среднего уровня 38% (рис. 2.). Для столь радикального различия в налогообложении двух углеводородных секторов серьезных экономических причин нет [24].
Рис. 1. Природная рента, изымаемая в бюджет, в структуре поставок
нефти и нефтепродуктов в 2007-2009 гг. (долл./т.)
Рис. 2. Природная рента, изымаемая в бюджет, в структуре поставок
газа в 2007-2009 гг. (долл./тыс.м.куб.)
Правительство также
может гибко использовать «общие»
налоги для перераспределения
Инвестиции в нефтяной отрасли осуществляются главным образом в производство сырья. Новые нефтегазоносные провинции Европейского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока гораздо скромнее по запасам полезных ископаемых, чем Западная Сибирь, и их детальная разведка и добыча будет требовать значительных капиталовложений.
Так же к методам можно
Сейчас идет активное:
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
3.1. Проблемы воздействия государственных финансов на топливную промышленность
Одной из важнейших проблем топливной промышленности остается ухудшение состояния сырьевой базы отрасли.
Начиная с 1994 года, объемы прироста запасов нефти компенсируют ее добычу лишь на 80%. Таким образом, продолжается, по существу, «поедание» ранее разведанных запасов нефти [21. C.45].
Извлекаемые разведанные запасы нефти и газового конденсата в России с 1987 года в результате добычи и потерь уменьшились на 1,6 млрд. т., в том числе по разрабатываемым месторождениям - на 1 млрд.т.
Важной и значимой по своим долговременным последствиям причиной отставания работ по приросту запасов углеводородов является отсутствие достаточного задела по региональным работам современного уровня. Прямым следствием этого является невозможность создания даже минимально необходимого фронта работ, в первую очередь, в новых перспективных провинциях.
Недостаточные приросты
обусловлены почти
В пределах высокоперспективных районов Восточной Сибири геологоразведочные работы на нефть были практически прекращены.
Месторождения, открываемые в настоящее время, как правило, относятся к группе мелких и очень мелких месторождений. Их средние запасы составляют около 1 млн. тонн.
Компаниями же разрабатываются в основном высокопродуктивные запасы (в балансе компаний их порядка 45%), в результате чего их доля снижается и увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов. По прогнозам специалистов к 2010 году доля трудноизвлекаемых запасов достигнет 70%.
Снижение суммарных
текущих запасов углеводородног
Обеспеченность экономики Российской Федерации необходимыми объемами полезных ископаемых во многом зависит от того, насколько рационально используется ее минерально-сырьевая база и, в частности, от роли государства в обеспечении действенного управления и контроля в области недропользования.
Важной проблемой развития топливной промышленности продолжает оставаться состояние производственных фондов отрасли. Например: за период с 1991 по 1999 гг. выбытие мощностей по добыче нефти превысило их ввод на 280 млн. т.
Необходимо признать,
что сегодня отрасль работает
в режиме истощения всего
Рис. 3. Степень износа основных фондов отраслей топливной
промышленности
Топливная промышленность – одна из отраслей, в наибольшей степени загрязняющих природную среду. Она оказывает негативное влияние на природные комплексы на всех стадиях – от добычи до использования. Но особое разрушительное воздействие на природу оказывает добыча угля открытым способом и потери нефти при её добыче и транспортировки.
К сожалению, в России технологии не позволяют исключить такого рода воздействия. Поэтому, строго говоря, при добыче топлива необходимо предусмотреть и затраты на восстановление природной среды в районах его добычи и транспортировки.
3.2. Перспективы
воздействия государственных
нефтедобывающую промышленность
Информация о работе Методы и формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность