Методы и формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание

Топливная промышленность сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. На долю топливно-энергетического комплекса приходится более 30% произведенного ВВП России, половина налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более 50% поступающей в Россию валютной выручки. Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом топливной промышленности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….5
1.1. Структура топливной промышленности Российской
Федерации………………………………………………………....5
1.2. Современное состояние топливной промышленности
Российской Федерации…………………………………………...8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая
воздействие государственных финансов на топливную
промышленность в Российской Федерации……………………13

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
ТОПЛИВНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ……………………18
2.1. Формы и методы воздействия государственных финансов:
теоретические подходы………………………………………….18
2.2. Формы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………18
2.3. Методы воздействия государственных финансов на
топливную промышленность……………………………………20

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………….26
3.1. Проблемы развития топливной промышленности……………..26
3.2. Перспективы развития топливной промышленности………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Топливная промышленность.doc

— 484.00 Кб (Скачать документ)

Административная форма проявляется  в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия промышленности.

Экономическая форма в свою очередь  делится на:

    • Косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты.
    • Прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Косвенные формы, используемые в государственной нефтедобывающей промышленности, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самой топливной промышленности, а другой на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для развития новаторских идей.

К наиболее действенным методам  косвенных форм топливной промышленности можно отнести экономические методы. К ним относятся:

    • ценовое регулирование
    • налоговое и амортизационное регулирование
    • кредитная и фондовая политика
    • разработка и реализация федеральных, межрегиональных региональных программ

Сложившаяся система государственного управления топливной промышленности пользуется как административным регулированием, так и экономическими методами.

Так же к косвенным  формам относятся:

    • кредитная политика
    • налоговая политика
    • аналитическая деятельность (сбор и обработка данных, необходимая для прогнозирования).

Рассмотрев формы воздействия  государственных финансов на топливную промышленность, можно сделать следующий вывод:

Выбор тех или иных форм воздействия зависит от экономического состояния в стране, или же стратегией развития нефтедобывающей промышленности.

 

 

    1. Методы воздействия государственных финансов на

                     топливную промышленность

 

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных  методов:

  1. Экономические:
    • Финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование)
    • Налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы)
    • Таможенные
    • Тарифные (по естественным монополиям)
    • Банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использование резервов и прибыли ЦБ)
  2. Институциональные:
    • Новые инвестиционные институты (Пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, фондовые облигационные займы, эмиссия ценных бумаг)
    • Механизмы банкротства
    • Управление госимуществом в промышленности
  1. Бюджетные и законодательные:
  • Федеральные и региональные программы
  • Целевые законы

4.  Административные  и социально политические:

    • Государственное управление (органы и функции, правовой инструментарий)
    • Общественно-государственный диалог бизнес-власть (механизм рефлексии)

Одним из главных методов влияния государства на топливную промышленность является система налогообложения.

Специфика отрасли топливно-энергетического комплекса заключается в том, что объектом ее основной деятельности являются природные ресурсы, а их собственником – государство. В связи с этим при налогообложении данной отрасли государство получает не только «стандартную» долю доходов, необходимую для выполнения общественных функций, но и дополнительную плату за свои природные ресурсы. Другими важными факторами при выборе специфических налоговых режимов для минерально-сырьевого сектора выступают ограниченность и невозобновляемость природных ресурсов. Получение государством дополнительных доходов от сектора ТЭКа связано с понятием экономической ренты, которая рассматривается как часть произведенной стоимости, принадлежащая обществу.

Экономическая рента  в нефтегазовом секторе представляет собой разницу между стоимостью произведенной продукции и затратами на ее добычу. Данные затраты, кроме прямых издержек, содержат и некоторую норму прибыли, обеспечивающую инвестиционную привлекательность производства. Таким образом, рента – это часть произведенной нефтяными компаниями прибыли, которая переходит к государству. Вместо понятия «рента» журналисты, а зачастую и экономисты-государственники часто используют термин «сверхприбыль»: по их мнению, задача государства состоит в эффективности изъятии подобной сверхприбыли у нефтяных компаний [29].

Расчет точной величины экономической ренты является достаточно сложной задачей. Затраты на добычу нефти разнятся по конкретным месторождениям. Кроме того, объективно определить ту часть прибыли, которая должна оставаться у добывающих компаний для дальнейшего инвестирования в производство и которая не входит в состав ренты, практически невозможно. В связи с этим в мире создан целый ряд налоговых механизмов, цель которых  – изъятие ренты. Проанализируем российскую систему налогообложения нефтяной отрасли и рассмотрим динамику бюджетных поступлений по соответствующим налогам и сборам.

Налоговые доходы федерального бюджета РФ от нефтяной промышленности можно разбить на «специальные», то есть связанные с добычей и  экспортом (таможенные пошлины и  платежи за пользование недрами), и «общие» (платежи, относящиеся  к налогу на прибыль, налог на добавленную стоимость, которой уплачивается лишь с продукции, идущей на внутренний рынок, и д.р.). Изменяя «специальные» налоги, государство имеет возможность напрямую влиять на поступления от добывающих экспортно-ориентированных секторов экономики, увеличивая налоговую нагрузку на эти отрасли, то есть регулировать уровень изъятия ренты. В настоящее время природная рента в этом секторе изымается за счет двух специальных налоговых инструментов: НДПИ и экспортных пошлин. Благодаря введению прогрессивной шкалы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (с максимальной ставкой 65%) и привязке ставки НДПИ на нефть к мировым ценам на нее, уровень изъятия природной ренты в нефтяном секторе последовательно рос, достигнув 81% в среднем в 2006–2009 гг. (рис. 1.). В газовом секторе ставка экспортных пошлин составляет лишь 30%, а ставка НДПИ фиксирована в рублях и не менялась с 2005 по 2010 г. В результате доля природной ренты, изымаемая в бюджет в газовом секторе, на протяжении 2001–2009 гг. оставалась устойчиво низкой, колеблясь (в зависимости от изменения внутренних и внешних цен) около среднего уровня 38% (рис. 2.). Для столь радикального различия в налогообложении двух углеводородных секторов серьезных экономических причин нет [24].

 

            

Рис. 1. Природная рента, изымаемая в бюджет, в структуре поставок

           нефти и нефтепродуктов в 2007-2009 гг. (долл./т.)

 

       

Рис. 2. Природная рента, изымаемая в бюджет, в структуре поставок

           газа в 2007-2009 гг. (долл./тыс.м.куб.)

Правительство также  может гибко использовать «общие»  налоги для перераспределения налоговой  нагрузки между различными отраслями, в том числе между экспортными  отраслями и секторами, ориентированными на внутренний спрос [28].

Инвестиции в нефтяной отрасли осуществляются главным образом в производство сырья. Новые нефтегазоносные провинции Европейского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока гораздо скромнее по запасам полезных ископаемых, чем Западная Сибирь, и их детальная разведка и добыча будет требовать значительных капиталовложений.

         Так же к методам можно отнести:

    • снятие излишних административных и технических барьеров;
    • предоставление налоговых каникул и экономических преференций предприятиям, внедряющим инновационные технологии, предприятиям осуществляющих экспорт продукции глубокой переработки нефти;
    • безвозмездная помощь в организации мониторинга, анализа и информации о состоянии и тенденциях развития рынка ТЭКа.

         Сейчас идет активное:

        • создание условий для сохранения высокой степени конкуренции, и как следствие для поддержания эффективности нефтегазовой отрасли за счет обеспечения равных и прозрачных условий хозяйствования для всех участников нефтегазового рынка;
        • содействие всеми имеющимися в распоряжении государства политическими и экономическими инструментами расширению участия российских нефтегазовых копаний в мировых товарных рынках, в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в других странах;
        • поддержка в освоении российскими нефтегазовыми компаниями зарубежных проектов, выгонных для Российского государства
        • поощрение кооперирования компаний в освоении новых нефтегазоносных провинций на территории России и за ее пределами;
        • использование долгосрочных механизмов государственного регулирования, направленных на улучшение инвестиционного климата в отрасли топливной промышленности;
        • поддержка развития малых и средних независимых компаний и обеспечение закрепленного в действующем законодательстве равнодолевого доступа к нефтетранспортной инфраструктуре.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

                   ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

                      3.1. Проблемы воздействия государственных финансов    на топливную промышленность

 

Одной из важнейших проблем топливной промышленности остается ухудшение состояния сырьевой базы отрасли.

Начиная с 1994 года, объемы прироста запасов нефти компенсируют ее добычу лишь на 80%. Таким образом, продолжается, по существу, «поедание» ранее разведанных запасов нефти [21. C.45].

Извлекаемые разведанные  запасы нефти и газового конденсата в России с 1987 года в результате добычи и потерь уменьшились на 1,6 млрд. т., в том числе по разрабатываемым месторождениям - на 1 млрд.т.

Важной и значимой по своим долговременным последствиям причиной отставания работ по приросту запасов углеводородов является отсутствие достаточного задела по региональным работам современного уровня. Прямым следствием этого является невозможность создания даже минимально необходимого фронта работ, в первую очередь, в новых перспективных провинциях.

Недостаточные приросты обусловлены почти четырехкратным сокращением объемов геологоразведочных работ на нефть вследствие значительного уменьшения финансирования и отсутствия эффективного механизма перераспределения средств на геологоразведочные работы между субъектами Федерации. Последнее обстоятельство привело к тому, что основные объемы геологоразведочных работ были сконцентрированы в добывающих регионах с высокой степенью разведанности ресурсов нефти: Западная Сибирь и Урало-Поволжье.   

В пределах высокоперспективных  районов Восточной Сибири геологоразведочные работы на нефть были практически прекращены.

Месторождения, открываемые  в настоящее время, как правило, относятся к группе мелких и очень  мелких месторождений. Их средние запасы составляют около 1 млн. тонн.

Компаниями же разрабатываются  в основном высокопродуктивные запасы (в балансе компаний их порядка 45%), в результате чего их доля снижается и увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов. По прогнозам специалистов к 2010 году доля трудноизвлекаемых запасов достигнет 70%.

Снижение суммарных  текущих запасов углеводородного сырья в России, сопровождаемое в последние годы ростом объемов добычи нефти, уже напрямую угрожает энергетической безопасности страны.

Обеспеченность экономики  Российской Федерации необходимыми объемами полезных ископаемых во многом зависит от того, насколько рационально используется ее минерально-сырьевая база и, в частности, от роли государства в обеспечении действенного управления и контроля в области недропользования.

Важной проблемой развития топливной промышленности продолжает оставаться состояние производственных фондов отрасли. Например: за период с 1991 по 1999 гг. выбытие мощностей по добыче нефти превысило их ввод на 280 млн. т.

Необходимо признать, что сегодня отрасль работает в режиме истощения всего производственного  потенциала, «проедая» запас прочности, обеспеченный массированными инвестициями, осуществленными в 70-ые - 80-ые годы. По возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию основные производственные фонды отрасли топливной промышленности приближаются к критическому уровню (рис. 3.).

Рис. 3. Степень износа основных фондов отраслей топливной 

            промышленности

Топливная промышленность – одна из отраслей, в наибольшей степени загрязняющих природную среду. Она оказывает негативное влияние на  природные комплексы на всех стадиях – от добычи до использования.  Но особое разрушительное воздействие на природу оказывает добыча угля открытым способом и потери нефти при её добыче и транспортировки.

К сожалению, в России технологии не позволяют исключить такого рода воздействия.  Поэтому, строго говоря, при добыче топлива необходимо предусмотреть и затраты на восстановление  природной среды в районах его добычи и транспортировки.

 

 

3.2. Перспективы  воздействия государственных финансов  на 

       нефтедобывающую промышленность

Информация о работе Методы и формы воздействия государственных финансов на топливную промышленность