Межбюджетные отношения - организация и совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы определили её композицию.
Для достижения поставленных целей в данной курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
межбюджетные отношения - организация и совершенствование;
основы разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
формы межбюджетных отношений;
бюджетное регулирование и передача расходных полномочий;
совершенствование распределения доходов и расходов между бюджетами

Содержание

Введение 3
1. Межбюджетные отношения - организация и совершенствование. 4
2. Основы разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной
системы 12
3. Формы межбюджетных отношений. 15
4. Бюджетное регулирование и передача расходных полномочий 16
5. Совершенствование распределения доходов и расходов между бюджетами 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования и  Науки РФ

Академия  Управления «ТИСБИ»

Экономический факультет

Кафедра дистанционного обучения

Курсовая  работа

 
 

    По  дисциплине:

    «Государственные финансы» 

      На  тему:

      «Межбюджетные отношения - организация и совершенствование» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

Казань 2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 3

1. Межбюджетные отношения - организация и совершенствование. 4

2. Основы разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной

 системы 12

3. Формы межбюджетных отношений. 15

4. Бюджетное регулирование и передача расходных полномочий 16

5. Совершенствование распределения доходов и расходов между бюджетами 21

Заключение 27

Список использованной литературы 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Объектом  настоящей курсовой работы являются межбюджетные отношения. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения. Уточнены пропорции распределения ресурсов между уровнями бюджетной системы, проведена корректировка бюджетных взаимосвязей, движения и направлений финансовых потоков путем реализации на практике новых подходов к разграничению доходов и расходов, к развитию механизма межбюджетных трансфертов. В тоже время анализ развития бюджетной системы Российской Федерации демонстрирует незавершенность реформы межбюджетных отношений. Указанных преобразований недостаточно для приведения бюджетных взаимосвязей в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют сохраняющаяся несбалансированность бюджетной системы, увеличивающаяся дифференциация социально-экономического положения субъектов Федерации, рост числа дотационных территорий. На региональном уровне организация межбюджетных отношений вообще не обладает достаточной теоретической и методической проработкой с учетом муниципальной реформы.

       В связи с этим, важными остаются вопросы дальнейшего совершенствования организации и регулирования межбюджетных отношений, адекватного целям и задачам социально-экономического развития страны и ее территорий, разработки эффективного механизма реализации потенциала межбюджетного перераспределения.

       Целью исследования является попытка анализа сущности механизма межбюджетных отношений, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: описать основные черты и принципы межбюджетных отношений Российской Федерации; рассмотреть особенности межбюджетных отношений; изучить понятие механизма межбюджетных отношений, рассмотреть его принципы и элементы.

       Цели  и задачи работы определили её композицию.

       Для достижения поставленных целей в  данной курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:

  • межбюджетные отношения - организация и совершенствование;
  • основы разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
  • формы межбюджетных отношений;
  • бюджетное регулирование и передача расходных полномочий;
  • совершенствование распределения доходов и расходов между бюджетами.
 
 
 
 
 
    1. Межбюджетные  отношения - организация и совершенствование.
 
 

        Межбюджетные отношения  — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

        Межбюджетные отношения  в России основаны на следующих принципах:

        - распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

        - разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

        - равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

        - выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

        - равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

        В соответствии с  этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

        Целями организации  системы межбюджетных отношений  могут быть:

        - выравнивание бюджетной обеспеченности,

        - стимулирование роста налогового потенциала,

        - финансовое управление территориальным развитием,

        - снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

        Основы межбюджетных отношений были сформированы в 1994 году и с тех пор, продолжают процесс "постоянного совершенствования и оптимизации". В те годы государство четко осознало, что состоит оно из трех уровней власти, и "каждый из них желает жить как хочет, но чтобы всем было хорошо". Общество в полной мере ощутило на себе все прелести поиска путей решения. Вырвавшись из тоталитарной системы и увидев в демократии, прежде всего, неограниченную свободу, а не новый уровень ответственности и самодисциплины, власть начала широкомасштабные эксперименты по выстраиванию новых моделей взаимодействия как между регионами, так и внутри них. Как следствие, слабого понимания самой властью своих действий, а еще более их последствий, курс руководства страны был ознаменован "метаниями" от крайности к крайности (от неограниченного суверенитета, до идей жесткого вертикального выстраивания всех ветвей власти с отменой выборности ключевых фигур регионов и муниципальных образований). Конечным пунктом такой финансовой и политической демократии стал дефолт 17 августа 1998 года.

        Начало последовательной работы по реформированию межбюджетных отношений приходится на 1997 год. В решение данной проблемы включились все структуры государства (Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации).

        Перед государством стояла тяжелая задача коренного  изменения почти всех сфер своей  деятельности, включая бюджетную и налоговую.

        Конституция РФ концептуально  разделила сферы деятельности различных  уровней власти, но при наличии  даже политической воли, реализовать  конституционные установки в  жизнь оказалось практически  невозможно, так как отсутствовал механизм финансового (проще бюджетного) обеспечения деятельности того или иного уровня власти.

        Начало практического  внедрения конституционных норм сразу натолкнулось на принципиальные проблемы: ряд "округло" и вроде  бы понятно прописанных государственных  функций и сфер интересов различных уровней власти не только по-разному понимались каждым субъектом и трактовались "как ему удобно", но даже по тем позициям, где расхождений не было, построение реального жизнеспособного механизма не получалось в силу непрофессионализма отдельных исполнителей или инертности структур как федерального, так и регионального уровней.

        В условиях значительных циклических колебаний экономической  системы современные подходы  к межбюджетным отношениям не позволяют  в полной мере эффективно решать возникающие проблемы межбюджетных отношений, в частности обеспечивать поддержку регионов, на которых в наибольшей степени сказывается кризисное состояние мировой экономики.

        Прогнозируемый переход  на стадию экономического роста позволяет  поставить перед межбюджетными отношениями новые задачи. Главными из них являются:

        - воздействие на формирование инфраструктуры регионов и муниципалитетов для решения федеральных проблем развития экономики;

        - софинансирование структурных инвестиционных проектов, создающих точки роста и новые рабочие места;

        - обеспечение инновационной составляющей экономического роста за счет развития научно-исследовательских центров;

        - выравнивание доступности услуг образования и здравоохранения для жителей конкретных регионов.

        В дальнейшем могут быть сформулированы следующие принципы разграничения полномочий между бюджетами трех уровней:

        - принцип зависимости разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы от потребностей общества в целом и конкретного гражданина в соответствующих общественных благах;

        - принцип осуществления конкретных расходов с учетом максимизации полезного эффекта при минимизации расходов, включая затраты на администрирование и последующий контроль;

        - принцип обеспечения "потенциала действий" как способности соответствующего уровня власти осуществлять полномочия по финансированию первоочередных направлений региональной экономической политики в случае изменения макроэкономических условий в национальной хозяйственной системе;

        - принцип обеспечения возможности для всех уровней бюджетной системы оперативного реагирования на изменяющиеся макроэкономические условия.

        Реализация этих принципов позволяет создать  устойчивую в своей основе, но открытую к изменениям систему разграничения  бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы. Формирование системы разграничения бюджетных полномочий на основе сформулированных выше принципов, дает возможность повысить роль межбюджетных отношений в стимулировании экономического роста в регионах и муниципалитетах.

        Это позволяет определить следующие приоритеты развития МБО:

        - умеренная децентрализация бюджетных полномочий;

        - обеспечение конкуренции между регионами и муниципалитетами за инвестиции при недопущении конкуренции в налоговой сфере;

        - повышение эффективности системы предоставления межбюджетных трансфертов;

        - совершенствование распределения налогов между уровнями бюджетной системы;

        - разграничение собственности на природные ресурсы между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.

        Необходимость умеренной  децентрализации бюджетных полномочий объясняется тем, что некоторые налоги эффективнее собирать на местном уровне. Это утверждение верно и в отношении расходов (например, на благоустройство). Но парадокс в том, что те же аргументы могут использоваться для обоснования централизации доходов и расходов на более высоком уровне бюджетной системы. В частности, косвенные налоги проще собирать на федеральном уровне, а расходы на образование и здравоохранение можно осуществлять из федерального бюджета. Поэтому решение вопроса о степени децентрализации бюджетных доходов и расходов может быть найдено, во-первых, при анализе влияния исследуемого явления на экономическое развитие территорий; во-вторых, при оценке продуктивности конкуренции территориальных образований за привлечение инвестиций.

        В сфере межбюджетных отношений в России до сих пор  остаются нерешенными некоторые  актуальные проблемы. Одна из них - правовой статус участников межбюджетных отношений, связанная с недостаточной регламентацией отношений центра и субъектов  Федерации при неопределенности статуса последних. С провозглашением Конституцией РФ равенства субъектов Федерации все республики в составе России имеют на практике существенно больше прав по сравнению с другими субъектами - краями, областями, округами. Такое неравенство ущемляет их бюджетные права и снижает эффективность межбюджетных отношений. Необходимо также в законодательном порядке определить статус третьего уровня бюджетной системы, т.е. контрагента органов власти субъекта Федерации по межбюджетным отношениям внутри страны. На практике создаются муниципалитеты с урезанными бюджетными правами в части установления местных налогов, получения отчислений от регулирующих налогов и финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

Информация о работе Межбюджетные отношения - организация и совершенствование