Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:18, курсовая работа
Цели и задачи работы определили её композицию.
Для достижения поставленных целей в данной курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
межбюджетные отношения - организация и совершенствование;
основы разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
формы межбюджетных отношений;
бюджетное регулирование и передача расходных полномочий;
совершенствование распределения доходов и расходов между бюджетами
Введение 3
1. Межбюджетные отношения - организация и совершенствование. 4
2. Основы разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной
системы 12
3. Формы межбюджетных отношений. 15
4. Бюджетное регулирование и передача расходных полномочий 16
5. Совершенствование распределения доходов и расходов между бюджетами 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Министерство Образования и Науки РФ
Академия Управления «ТИСБИ»
Экономический факультет
По дисциплине:
«Государственные
финансы»
На тему:
«Межбюджетные
отношения - организация
и совершенствование»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Межбюджетные отношения - организация и совершенствование. 4
2. Основы разграничения доходов и расходов между звеньями бюджетной
системы 12
3. Формы межбюджетных отношений. 15
4. Бюджетное регулирование и передача расходных полномочий 16
5. Совершенствование распределения доходов и расходов между бюджетами 21
Заключение 27
Список использованной
литературы 29
Введение.
Объектом настоящей курсовой работы являются межбюджетные отношения. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения. Уточнены пропорции распределения ресурсов между уровнями бюджетной системы, проведена корректировка бюджетных взаимосвязей, движения и направлений финансовых потоков путем реализации на практике новых подходов к разграничению доходов и расходов, к развитию механизма межбюджетных трансфертов. В тоже время анализ развития бюджетной системы Российской Федерации демонстрирует незавершенность реформы межбюджетных отношений. Указанных преобразований недостаточно для приведения бюджетных взаимосвязей в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют сохраняющаяся несбалансированность бюджетной системы, увеличивающаяся дифференциация социально-экономического положения субъектов Федерации, рост числа дотационных территорий. На региональном уровне организация межбюджетных отношений вообще не обладает достаточной теоретической и методической проработкой с учетом муниципальной реформы.
В связи с этим, важными остаются вопросы дальнейшего совершенствования организации и регулирования межбюджетных отношений, адекватного целям и задачам социально-экономического развития страны и ее территорий, разработки эффективного механизма реализации потенциала межбюджетного перераспределения.
Целью исследования является попытка анализа сущности механизма межбюджетных отношений, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: описать основные черты и принципы межбюджетных отношений Российской Федерации; рассмотреть особенности межбюджетных отношений; изучить понятие механизма межбюджетных отношений, рассмотреть его принципы и элементы.
Цели и задачи работы определили её композицию.
Для достижения поставленных целей в данной курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
Межбюджетные
Межбюджетные
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:
- выравнивание бюджетной обеспеченности,
- стимулирование роста налогового потенциала,
- финансовое управление территориальным развитием,
- снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.
Основы межбюджетных отношений были сформированы в 1994 году и с тех пор, продолжают процесс "постоянного совершенствования и оптимизации". В те годы государство четко осознало, что состоит оно из трех уровней власти, и "каждый из них желает жить как хочет, но чтобы всем было хорошо". Общество в полной мере ощутило на себе все прелести поиска путей решения. Вырвавшись из тоталитарной системы и увидев в демократии, прежде всего, неограниченную свободу, а не новый уровень ответственности и самодисциплины, власть начала широкомасштабные эксперименты по выстраиванию новых моделей взаимодействия как между регионами, так и внутри них. Как следствие, слабого понимания самой властью своих действий, а еще более их последствий, курс руководства страны был ознаменован "метаниями" от крайности к крайности (от неограниченного суверенитета, до идей жесткого вертикального выстраивания всех ветвей власти с отменой выборности ключевых фигур регионов и муниципальных образований). Конечным пунктом такой финансовой и политической демократии стал дефолт 17 августа 1998 года.
Начало
Перед государством стояла тяжелая задача коренного изменения почти всех сфер своей деятельности, включая бюджетную и налоговую.
Конституция РФ концептуально разделила сферы деятельности различных уровней власти, но при наличии даже политической воли, реализовать конституционные установки в жизнь оказалось практически невозможно, так как отсутствовал механизм финансового (проще бюджетного) обеспечения деятельности того или иного уровня власти.
Начало практического
внедрения конституционных норм
сразу натолкнулось на принципиальные
проблемы: ряд "округло" и вроде
бы понятно прописанных
В условиях значительных
циклических колебаний
Прогнозируемый
- воздействие на формирование инфраструктуры регионов и муниципалитетов для решения федеральных проблем развития экономики;
- софинансирование структурных инвестиционных проектов, создающих точки роста и новые рабочие места;
- обеспечение инновационной составляющей экономического роста за счет развития научно-исследовательских центров;
- выравнивание доступности услуг образования и здравоохранения для жителей конкретных регионов.
В дальнейшем могут быть сформулированы следующие принципы разграничения полномочий между бюджетами трех уровней:
- принцип зависимости разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы от потребностей общества в целом и конкретного гражданина в соответствующих общественных благах;
- принцип осуществления конкретных расходов с учетом максимизации полезного эффекта при минимизации расходов, включая затраты на администрирование и последующий контроль;
- принцип обеспечения "потенциала действий" как способности соответствующего уровня власти осуществлять полномочия по финансированию первоочередных направлений региональной экономической политики в случае изменения макроэкономических условий в национальной хозяйственной системе;
- принцип обеспечения возможности для всех уровней бюджетной системы оперативного реагирования на изменяющиеся макроэкономические условия.
Реализация этих принципов позволяет создать устойчивую в своей основе, но открытую к изменениям систему разграничения бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы. Формирование системы разграничения бюджетных полномочий на основе сформулированных выше принципов, дает возможность повысить роль межбюджетных отношений в стимулировании экономического роста в регионах и муниципалитетах.
Это позволяет определить следующие приоритеты развития МБО:
- умеренная децентрализация бюджетных полномочий;
- обеспечение конкуренции между регионами и муниципалитетами за инвестиции при недопущении конкуренции в налоговой сфере;
- повышение эффективности системы предоставления межбюджетных трансфертов;
- совершенствование распределения налогов между уровнями бюджетной системы;
- разграничение собственности на природные ресурсы между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.
Необходимость умеренной децентрализации бюджетных полномочий объясняется тем, что некоторые налоги эффективнее собирать на местном уровне. Это утверждение верно и в отношении расходов (например, на благоустройство). Но парадокс в том, что те же аргументы могут использоваться для обоснования централизации доходов и расходов на более высоком уровне бюджетной системы. В частности, косвенные налоги проще собирать на федеральном уровне, а расходы на образование и здравоохранение можно осуществлять из федерального бюджета. Поэтому решение вопроса о степени децентрализации бюджетных доходов и расходов может быть найдено, во-первых, при анализе влияния исследуемого явления на экономическое развитие территорий; во-вторых, при оценке продуктивности конкуренции территориальных образований за привлечение инвестиций.
В сфере межбюджетных
отношений в России до сих пор
остаются нерешенными некоторые
актуальные проблемы. Одна из них - правовой
статус участников межбюджетных отношений,
связанная с недостаточной
Информация о работе Межбюджетные отношения - организация и совершенствование