Межбюджетные трансферты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых в федеративных государствах должны быть заложены принципы бюджетного федерализма.
В бюджетном законодательстве особое место занимают вопросы развития межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. Данная тема является более актуальной в связи с принятием изменений в Бюджетный кодекс РФ (Федеральный закон от 26.04.2007 г. 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 366.00 Кб (Скачать документ)

      - субсидий бюджетам субъектов РФ;

      - субвенций бюджетам субъектов  РФ;

      - иных межбюджетных трансфертов  бюджетам субъектов РФ;

      -межбюджетных  трансфертов бюджетам государственных  внебюджетных фондов.

      Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации  в 2011 году (в %) представлена

      ПРИЛОЖЕНИЕ 2 
 

     В доход бюджета Республики Татарстан  поступило средств в объеме 35,7 млрд. рублей.         

 Наибольший  объем субсидий, субвенций составляют  следующие:

      - субсидии  на проведение 27-й Всемирной летней Универсиады в 2013 году 10,5 млрд. руб.;

      - субсидии на поддержку сельхозпроизводителей  9,1 млрд. руб.;

      - субвенции на обеспечение жильем ветеранов 1,5 млрд. руб.;

      - субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан  1,6 млрд. руб.;

      - субсидии на автомобильные дороги 1,5 млрд. руб.;

     - субсидии и субвенции в области содействия занятости 1,5 млрд. руб.

      Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных  формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции.

      Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые  на безвозмездной и безвозвратной  основе без установления направлений  и (или) условий их использования. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации.

      Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации или  юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

      Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

      Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный  характер. Отличительной чертой субвенций  и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции  и субсидии разграничиваются по объемам  финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

      В случаях и порядке, которые предусмотрены  федеральными законами и (или) принятыми  в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть представлены иные межбюджетные трансферты.

      Данные  о прогнозируемых расходах федерального бюджета по подразделу «Прочие межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера» на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов приведены в следующей таблице.

      Таблица 2

      Прочие  межбюджетные трансферты бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований общего характера на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов (в млн. рублей)

  2010 2011 2012 2013
сводная бюджетная роспись проект проект проект
Подраздел 14 03. Прочие межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований общего характера 72 406,7 46 496,3 11 685,8 10 355,7
в том  числе:        
изменения к предыдущему году:        
сумма   -25 910,4 -34 810,5 -1330,1
%   -35,8 -74,9 -11,4
1)   Субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации   27 832,5 0,0 0,0
изменения к предыдущему году:        
сумма     -27 832,5  
%     -100  
2) Субсидии  на развитие города Сочи как  горноклиматического курорта   4 000,0 3 000,0 0,0
изменения к предыдущему году:        
сумма     -1 000,0  
%     -25  
3) Иные  межбюджетные трансферты на реализацию  программ  местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков   2 502,0 0,0 0,0
изменения к предыдущему году:     -2 502,0  
сумма     -100  
%        
4) Иные  межбюджетные трансферты на развитие   и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации   576,7 576,7 576,7
5) Федеральные  целевые программы   7 840,4 4 364,4 6 034,2
изменения к предыдущему году:        
сумма     -3 476,0 1 669,8
%     -44,3 38,3
5) Прочие  межбюджетные трансферты   3 744,7 3 744,7 3 744,8

      В составе указанных прочих межбюджетных трансфертов общего характера предусматриваются  межбюджетные трансферты (межбюджетные субсидии и иные межбюджетные трансферты), не отнесенные в связи с неопределенностью их функциональной направленности на соответствующие разделы (подразделы) классификации расходов бюджетов.

Основной  объем межбюджетных трансфертов в 2011 году приходится на субсидии, связанные с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (27 832,5 млн. рублей). На 2012 - 2013 годы субсидии на указанные цели не предусматриваются.

      В 2011- 2013 годах на развитие и поддержку  социальной, инженерной и инновационной  инфраструктуры наукоградов Российской Федерации предусматриваются межбюджетные трансферты в объеме 576,7 млн. рублей ежегодно, что соответствует объему бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в 2010 году.

      Как показывают результаты контрольных  мероприятий Счетной палаты, выделяемые из федерального бюджета средства для  финансирования дополнительных расходов наукоградов на развитие и поддержку  социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры направляются органами местного самоуправления наукоградов на развитие и поддержку преимущественно социальной и инженерной, а не инновационной инфраструктуры.

      Согласно  гл.16 Бюджетного кодекса РФ, также  существуют фонды, формируемые для осуществления межбюджетных трансфертов. К бюджетам государственных внебюджетных фондов относятся:

      - бюджет Пенсионного фонда РФ;

      - бюджет Фонда социального страхования РФ;

      - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

      Функционирование  каждого фонда осуществляется в  соответствии со строго определенными  целями и формами предоставления финансовой помощи.

      Основная  доля бюджетных ассигнований приходится на межбюджетные трансферты бюджету  Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР). В 2011 - 2012 годах она составит 96,3 %, а в 2013 году - 96,7 %. На долю Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) и   Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) соответственно приходится менее 4 % общих расходов   федерального бюджета на   трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

      Данные  об объемах межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам государственных  внебюджетных фондов на 2011 год   и на плановый период 2012-2013 годов, приведены в следующей таблице. 

      Таблица 3

      Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам государственных внебюджетных фондов на 2011 год   и на плановый период 2012-2013 годов 

  2009 2010 2011 2012 2013
отчет закон* сводная бюджетная роспись** проект проект проект
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов (млрд. рублей) - всего 2113,2 2755,1 2 571,2 2 432,8 2 659,1 2 899,7
в том  числе:            
1) Трансферты  бюджету ПФР 1 944,2 2 538,9 2 500,1 2 341,7 2 561,4 2 803,3
Изменение к предыдущему году            
млрд.рублей 487,3 594,7 555,9 -322,3 226,3 240,6
в% 33,4 30,6 26,3 -11,7 9,3 9
Изменение к сводной бюджетной росписи:            
млрд.рублей       -158,4    
в%       -6,3    
Доля  в общем объеме трансфертов, % 92 91,5 97,2 96,3 96,3 96,7
2) Трансферты  бюджету ФСС 131,1 61,5 66,4 69,9 74,5 77,6
Изменение к предыдущему году            
млрд.рублей 81,3 -69,5 -64,7 8,4 4,6 3,1
в% 163,3 -53 -49,4 13,7 6,7 4,2
Изменение к сводной бюджетной росписи:            
млрд.рублей       3,5    
в%       5,3    
3) Трансферты  бюджету ФОМС 37,9 4,7 4,7 21,2 23,2 18,8
Изменение к предыдущему году            
млрд.рублей -35,3 -33,2 0,0 16,5 2,0 -4,4
в% -48,2 -87,6 0 3,5 раза 9,4 -19
Изменение к сводной бюджетной росписи:            
млрд.рублей       16,5    
в%       3,5 раза    
4) Дополнительные  средства на покрытие дефицитов  бюджетов   150,0        

* Федеральный  закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями). **) Сводная бюджетная роспись на 1 сентября 2010 года. 

      Далее сравним формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, с формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных и  местных бюджетов. Согласно ст. 135 БК РФ Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть оказана в следующих формах:

      - дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений и дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности  муниципальных районов (городских  поселений);

      - субсидий местным бюджетам;

      - субвенций местным бюджетам автономных  округов, входящих в состав  краев, областей, для реализации  полномочий органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, передаваемых на основании  договоров между органами государственной  власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      - субсидий федеральному бюджету  из бюджетов субъектов Российской  Федерации;

      - иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

      Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных  образований из бюджетов субъекта Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

      Из  приведенного перечня межбюджетных трансфертов видно, что межбюджетные трансферты из региональных бюджетов могут предоставляться не только местным бюджетам, но и федеральному бюджету и бюджетам автономных округов, относящимся к региональным бюджетам. Другие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

      Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяются законом субъекта РФ. Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ определяются законом субъекта РФ. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным кодексом и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Межбюджетные трансферты