Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:55, курсовая работа
Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых в федеративных государствах должны быть заложены принципы бюджетного федерализма.
В бюджетном законодательстве особое место занимают вопросы развития межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. Данная тема является более актуальной в связи с принятием изменений в Бюджетный кодекс РФ (Федеральный закон от 26.04.2007 г. 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской
- субсидий бюджетам субъектов РФ;
- субвенций бюджетам субъектов РФ;
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
-межбюджетных
трансфертов бюджетам
Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году (в %) представлена
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
В доход бюджета Республики Татарстан поступило средств в объеме 35,7 млрд. рублей.
Наибольший объем субсидий, субвенций составляют следующие:
- субсидии на проведение 27-й Всемирной летней Универсиады в 2013 году 10,5 млрд. руб.;
- субсидии на поддержку сельхозпроизводителей 9,1 млрд. руб.;
- субвенции на обеспечение жильем ветеранов 1,5 млрд. руб.;
- субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 1,6 млрд. руб.;
- субсидии на автомобильные дороги 1,5 млрд. руб.;
- субсидии и субвенции в области содействия занятости 1,5 млрд. руб.
Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции.
Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации.
Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть представлены иные межбюджетные трансферты.
Данные о прогнозируемых расходах федерального бюджета по подразделу «Прочие межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера» на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов приведены в следующей таблице.
Таблица 2
Прочие межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов (в млн. рублей)
|
В составе указанных прочих межбюджетных трансфертов общего характера предусматриваются межбюджетные трансферты (межбюджетные субсидии и иные межбюджетные трансферты), не отнесенные в связи с неопределенностью их функциональной направленности на соответствующие разделы (подразделы) классификации расходов бюджетов.
Основной объем межбюджетных трансфертов в 2011 году приходится на субсидии, связанные с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (27 832,5 млн. рублей). На 2012 - 2013 годы субсидии на указанные цели не предусматриваются.
В
2011- 2013 годах на развитие и поддержку
социальной, инженерной и инновационной
инфраструктуры наукоградов Российской
Федерации предусматриваются
Как показывают результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, выделяемые из федерального бюджета средства для финансирования дополнительных расходов наукоградов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры направляются органами местного самоуправления наукоградов на развитие и поддержку преимущественно социальной и инженерной, а не инновационной инфраструктуры.
Согласно гл.16 Бюджетного кодекса РФ, также существуют фонды, формируемые для осуществления межбюджетных трансфертов. К бюджетам государственных внебюджетных фондов относятся:
- бюджет Пенсионного фонда РФ;
- бюджет Фонда социального страхования РФ;
- бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Функционирование каждого фонда осуществляется в соответствии со строго определенными целями и формами предоставления финансовой помощи.
Основная доля бюджетных ассигнований приходится на межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР). В 2011 - 2012 годах она составит 96,3 %, а в 2013 году - 96,7 %. На долю Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) соответственно приходится менее 4 % общих расходов федерального бюджета на трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Данные
об объемах межбюджетных трансфертов,
предоставляемых бюджетам государственных
внебюджетных фондов на 2011 год и на плановый
период 2012-2013 годов, приведены в следующей
таблице.
Таблица 3
Объем
межбюджетных трансфертов, предоставляемых
бюджетам государственных внебюджетных
фондов на 2011 год и на плановый период
2012-2013 годов
|
* Федеральный
закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ
(с изменениями). **) Сводная бюджетная
роспись на 1 сентября 2010 года.
Далее сравним формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, с формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных и местных бюджетов. Согласно ст. 135 БК РФ Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть оказана в следующих формах:
-
дотаций на выравнивание
- субсидий местным бюджетам;
-
субвенций местным бюджетам
-
субсидий федеральному бюджету
из бюджетов субъектов
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Формы,
порядок и условия
Из приведенного перечня межбюджетных трансфертов видно, что межбюджетные трансферты из региональных бюджетов могут предоставляться не только местным бюджетам, но и федеральному бюджету и бюджетам автономных округов, относящимся к региональным бюджетам. Другие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяются законом субъекта РФ. Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ определяются законом субъекта РФ. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным кодексом и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.