Межбюджетные трансферты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых в федеративных государствах должны быть заложены принципы бюджетного федерализма.
В бюджетном законодательстве особое место занимают вопросы развития межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. Данная тема является более актуальной в связи с принятием изменений в Бюджетный кодекс РФ (Федеральный закон от 26.04.2007 г. 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 366.00 Кб (Скачать документ)

      К настоящему времени в Республике Татарстан в сфере межбюджетных отношений с местными бюджетами  уже многое сделано. В Республике Татарстан проделана значительная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы обеспечения деятельности муниципальных образований. Передача государственных полномочий осуществлялась одновременно с наделением финансовыми и материальными ресурсами. Также происходило закрепление дополнительных источников формирования бюджетов муниципальных образований.

      В 2006 – 2007 годах были отработаны механизмы  функционирования органов местного самоуправления, их взаимодействия с  республиканскими и федеральными органами исполнительной власти.

      С каждым годом в республике увеличивается  число самодостаточных муниципальных образований.

      В то же время еще не до конца отработаны эффективные стимулы развития собственной  экономики территорий и наращивания  доходной базы; по-прежнему не соответствует  нормативным расходным обязательствам доходная часть бюджетов ряда муниципальных образований.

      Именно  на этом необходимо в дальнейшем сконцентрировать свои усилия, разработать действенные  механизмы, побуждающие муниципальные  образования к наращиванию своей  экономической базы, налоговых поступлений, созданию новых эффективных рабочих мест, а также к привлечению инвестиций, к контролю финансовой дисциплины.

      Таким образом, для дальнейшего развития и совершенствования межбюджетных отношений в Республике Татарстан  следует продолжить работу по созданию необходимых условий для сокращения чрезмерных различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований и обеспечению возможности формирования республиканскими и местными органами власти сбалансированных бюджетов, не лишая муниципалитетов заинтересованности и ответственности по наращиванию налогового потенциала территорий, рациональному и эффективному расходованию бюджетных средств.

      В заключение отметим: за последние годы произошли принципиальные изменения  в межбюджетных отношениях, повысились качество и эффективность системы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета. Для дальнейшего совершенствования финансовой помощи регионам необходимо учитывать следующее:

      - Федеральная финансовая поддержка бюджетов других уровней должна формироваться как единая система, цель которой – создание стабильных условий функционирования и развития региональных и муниципальных финансов, обеспечивающих максимально эффективное использование финансовых ресурсов для предоставления государственных и муниципальных услуг.

      - Финансовая поддержка должна производиться таким образом, чтобы расходуемые средства по одному направлению создавали синергетический эффект: не только не нарушали общих задач и принципов, решаемых по другим направлениям, но и усиливали положительный эффект за счет комплексного характера финансовой помощи. Для этого необходим мониторинг системы межбюджетных трансфертов с целью выявления оптимального сочетания ее составляющих и своевременного исключения, несогласованных между собой механизмов.

      - Необходимо обеспечение стабильности распределения финансовой помощи. Бюджетным кодексом предусмотрено законодательное закрепление разграничения поступлений в бюджеты разных уровней от федеральных налогов и сборов, а также установление обязанности региональных властей осуществлять трехгодичное закрепление за местными бюджетами распределяемых между ними налогов. В связи с этим необходимо в течение этого периода отказаться от внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство.

      - Должны быть определены цели и задачи каждого элемента системы межбюджетных трансфертов. Установление нескольких целей для одной формы поддержки может привести к тому, что ни одна из них не будет достигнута эффективно.

      - Установление на федеральном уровне общих принципов и требований к формам и механизмам выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

      - Распределение финансовой помощи должно производиться по единой методике на основе прозрачных формул с проверяемыми (воспроизводимыми) расчетами и с использованием объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов либо по заранее установленным условиям и процедурам конкурсного отбора.

      - В расчетах бюджетной обеспеченности необходима объективная и прозрачная оценка относительных различий в расходных потребностях в расчете на душу населения или потребителя бюджетных услуг и фактически поступивших (начисленных) налоговых доходах. Необходимы методы сравнения налогового потенциала различных территорий с учетом уровня и структуры развития региональной экономики.

      - Методики и процедуры распределения финансовой помощи должны быть установлены федеральными законами и принимаемыми на их основе нормативно-правовыми актами Правительства РФ.

      - Переход на бюджетирование, ориентированное на результат. Для чего необходимо определить перечень показателей результативности и эффективности предоставления трансфертов, чтобы на основе мониторинга принимать обоснованные решения:

      а) оптимизации используемых инструментов межбюджетного регулирования;

      б) совершенствования методологии финансовой поддержки регионов;

      в) установления объемов соответствующего финансирования;

      г) оценки финансово-экономических последствий от изменения структуры и параметров составляющих всей системы межбюджетной поддержки и каждого направления в частности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     В ходе выполнения данной работы проведено  комплексное исследование теоретических  и практических аспектов межбюджетных отношений. В заключение сделаем  основные выводы.

     Межбюджетные  отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

     Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

     Хотелось  бы отметить, что главное является направленность межбюджетных трансфертов  на повышение финансовой самостоятельности и ответственности непосредственно самих субъектов, регионов и муниципальных образований. Также поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы регионального и федерального бюджетов. Итак, рассмотрев структуру доходов местных бюджетов, стало очевидно, главная финансовая основа местных органов власти – местные бюджеты. Именно благодаря им общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В основном из этих источников финансируется развитие отраслей местной промышленности и коммунального хозяйства.

     Территориальные бюджеты являются каналом для  проведения общегосударственных экономических  и социальных задач, через них  распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества.

     Органы  местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных  потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных  образований. При этом круг финансовых мероприятий постепенно расширяется. Сейчас финансируется не только народное образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, строительство и содержание дорог, но и высшие, средние специальные учебные заведения, мероприятия по правопорядку, внутренней безопасности, охране окружающей среды. Через местные бюджеты осуществляется важное практически для всех регионов выравнивание экономического и социального развития территорий. Таким образом, местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие своих местностей, производственной и непроизводственной сфер. Результатом проводимой государством политики стал переход функций регулирования этих процессов от центральных органов власти к местным.

     Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться их законодательной основе, досконально рассмотреть структуру доходов.

     Таким образом, поставленные в курсовой работе задачи выполнены, а цель работы –  достигнута. 
 
 
 
 

Приложение 1

Рис.1. Структура бюджетной системы РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации  в 2011 году (в %) представлена

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      В приложении 2 приведена классификация  исторических этапов раз-вития межбюджетных отношений в России.

      Приложение 2 

      Классификация исторических этапов развития межбюджетных отношений в России [17]

      1 ЭТАП - до Революции  1917 г., развитие бюджетных отношений. Включает три периода
 
      1 период
      До  XVIII в. Зарождение бюджетных отношений. Налоги поступают в казну со всей территории государства. Государственные доходы не отделены от доходов государя. Нет единой системы финансовых органов.
 
      2 период
      XVIII в. Характеризуется двумя петровскими финансовыми преобразованиями. С 1703 г. доходная часть бюджета формируется за счет постоянных доходных источников, прежде всего, оброчных сборов, что направлено на обеспечение устойчивости бюджета. С 1715 г. начинаются изменения в управлении финансами. Формируются независимые самостоятельные централизованные учреждения - коллегии.
 
      3 период
      Начало  XIX в. до революции 1917 г. Учреждено Министерство Финансов России, что свидетельствует о централизованном управлении финансами. Россия в экономическом развитии отстает от мировых стран. Первая мировая война приводит к росту расходов и бюджетному дефициту.
      2 ЭТАП - с 1917 г.  по 1990 г., советский этап развития  межбюджетных отношений.

      В целом сохраняется преемственность централизованного управления бюджетными отношениями. Можно выделить восемь периодов, обусловленных проводимой Правительством финансовой политикой

 
      1 период 
      1917-1920 гг. Национализация банков, предприятий.  Организация двухуровневой бюджетной  системы: государственный и местные бюджеты. Значительная подчиненность местных бюджетов государственному.
 
      2 период
      1921 г. политика военного коммунизма. Нарушение товарно-денежного оборота,  кризис финансовых отношений,  по существу, ликвидация доходной  части бюджета, переход к единому общегосударственному бюджету.
 
      3 период
      1921-1924 гг. Новая экономическая политика. В условиях бюджетного дефицита  и сметно-бюджетного финансирования  промышленности для обслуживания  всего производственного потенциала  не хватало сырьевых, топливных и финансовых ресурсов. Осуществлен возврат к двухуровневой бюджетной системе, разграничение доходов и расходов между бюджетами.
 
      4 период
        С середины 20-х гг. до налоговой  реформы 1930 г. В результате  образования СССР организована  трехуровневая бюджетная система.

      До 1927 г. формировались ориентировочные  бюджеты. Основной способ регулирования  межбюджетных отношений - отчисления от государственных налогов и доходов. Для этого периода характерно интенсивное образование местных  бюджетов с тенденцией их децентрализации.

 
      5 период
      1930-1940 гг. Влияние налоговой реформы  1930 г. на укрепление доходов  местных бюджетов. Изменяется состав  регулирующих доходов. Субвенции  отменены, так как они не отвечают  требованиям плановой экономики.  С 1938 г. местные бюджеты утверждаются в составе государственного бюджета.
 
      6 период
      1941-1945 гг. Великая отечественная война.  Все бюджетные средства используются  согласно военному времени. Осуществляется  их централизованное формирование  и распределение. 
 
      7 период
      1945-1965 гг. Восстановление бюджетных отношений.  Самостоятельность местных бюджетов  отсутствует, взаимоотношения с  центром строятся на индивидуальной  основе. Отсутствует долговременная  бюджетная политика.
      8 период       1965-1990 гг. Проводится политика самостоятельности регионов, но межбюджетные отношения по существу не менялись и носили централизованный характер.
      3 ЭТАП - с 1990 г.  по настоящее время, становление  и развитие бюджетного федерализма.  Включает два периода. 
 
      1 период
      1990-1994 гг. Переходный период. Распад СССР. Формирование звеньев бюджетной системы России. Формирование доходов бюджетов на основании налоговых законов. Новые теоретические разработки в области совершенствования межбюджетных отношений на принципах федерализма.
      2 период       С 1994 г. по настоящее время. Развитие бюджетного федерализма.
 
 
 

3 Бюджетная система  Российской Федерации. Александров  И.М. Изд-во Дашков и К. –  М.: 2006 

4 Бюджетный кодекс  Российской Федерации. Принят  ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 – ФЗ 

  1. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / А.З. Селезнев; под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. - 383 с.
 

17.  Иванова, О.Б. Совершенствование межбюджетных отношений в условиях становления бюджетного федерализма [Текст]: науч.-практ. пособие / О.Б. Иванова, Л.В. Богославцева, Ю.Д. Джамурзаев. - Ростов н/Д., 2007.

Информация о работе Межбюджетные трансферты