Министерство финансов как орган государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание

Дискуссии о значении финансовой политики и стратегии государства в современной России свидетельствуют о необходимости исследования роли Минфина в финансовом секторе. Главными проблемами современного развития государственных и муниципальных финансов являются проблемы вертикального и горизонтального выравнивания бюджетов всех уровней Бюджетной системы Российской Федерации (БС РФ).

Содержание

Введение
1. Финансовая система: история и современность
2. Министерство финансов РФ
2.1 Общие понятия, полномочия
2.2 Функции и задачи Минфина России
3. Структура Министерства финансов РФ
3.1 Департаменты и отделы в Министерстве финансов РФ
3.2 Структура Министерства финансов РФ на региональном и местном уровне
4. Министерство финансов РФ как субъект государственного финансового контроля.
4.1 Сущность и значение финансового контроля
4.2 Органы, осуществляющие финансовый контроль
5. Анализ деятельности Министерства финансов РФ
за 2010-2011 гг.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Вятского государственного гуманитарного университета в г. Ижевске

 

 

 

 

             

 

 

 

курсовая  работа

по дисциплине

государственные и муниципальные финансы

 

на тему

«Министерство финансов РФ как субъект государственного финансового контроля»

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

3 курс, ГМУ – 34 «НП»

Русских Ю.В.

 

Проверил преподаватель:

Кириллова О.А.

Дата______________________

Оценка ___________________

Подпись___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск

2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение             

1. Финансовая система: история и современность             

2. Министерство финансов РФ             

2.1 Общие понятия, полномочия             

2.2 Функции и задачи Минфина России             

3. Структура Министерства финансов РФ

3.1 Департаменты и отделы в Министерстве финансов РФ             

3.2 Структура  Министерства финансов РФ на региональном и местном уровне             

4. Министерство финансов РФ как субъект государственного финансового контроля.             

4.1 Сущность и значение финансового контроля             

4.2 Органы, осуществляющие финансовый контроль             

5. Анализ деятельности Министерства финансов РФ             

за 2010-2011 гг.             

Заключение             

Список литературы             

Приложение № 1 « Основные показатели федерального бюджета             

на 2012 год и период до 2014 года»             

Приложение № 2              26

Приложение №3              34

 

             


Введение

 

 

 

Дискуссии о значении финансовой политики и стратегии государства в современной России свидетельствуют о необходимости исследования роли Минфина в финансовом секторе. Главными проблемами современного развития государственных и муниципальных  финансов являются проблемы вертикального и горизонтального выравнивания бюджетов всех уровней Бюджетной системы Российской  Федерации (БС РФ).

Необходимость исследования правового статуса Министерства финансов Российской Федерации как субъекта государственного финансового контроля определяется рядом факторов.

Во-первых, возрастающей необходимостью эффективного управления публичными финансами. В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста. Роль Минфина России невозможно переоценить, но для этого необходимо трезво и четко представлять права и обязанности такого государственного органа как Минфин России, его реальные возможности и ограничения, что предопределяет актуальность изучения его правового статуса.

Во-вторых, многовековое существование российского государства породило огромное многообразие и богатство форм и методов государственного управления во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области финансов. К сожалению, изучение истории и правового статуса отдельных государственных органов и учреждений России, их роли в жизни российского общества на различных этапах его развития пока не стали предметом активного научного изучения. Между тем в условиях административной реформы опора на сокровищницу национального государственного строительства и управления, несомненно, также может помочь в понимании того, какими путями сегодня лучше решать стоящие проблемы в области управления публичными финансами. Но для этого отечественный опыт надо знать, а, следовательно, изучать, анализировать, делать соответствующие выводы.

В условиях рыночных отношений резко возрастают роль и значение финансов. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей национального хозяйства, финансовое положение широких слоев населения. В многовековой истории развития государств, и России в частно­сти. бывали времена финансового благополучия. Но, как показывает опыт, такие периоды чаше всего длились недолго. В чем причина фи­нансовой нестабильности? Как Министерство финансов контролирует ситуацию в стране? Какова роль Минфина в обеспечении эф­фективного развития финансов?

Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение, раскрытие роли и правового статуса Министерство финансов как субъекта государственного финансового контроля

В соответствии с целями поставлены следующие задачи:

1. изучить правовой статус Министерство финансов.

2.показать, что Министерство финансов является субъектом гос.финансового контроля.

3.выявить существующие проблемы в финансовой политике государства и найти возможные пути их решения

4. анализировать деятельность Министерства финансов за 2010-2011 гг..

Структура КУРСОВОЙ работы подробно раскрывает поставленные задачи.

Существует множество литературы освещающей финансовую политику, государственные и муниципальные  финансы. При написании работы я опиралась в основном на нормативно-правовые документы. Так же мне понравился учебник «Государственные и муниципальные  финансы» авторы Бабич А.М, Павлова Л.Н. Он подробно рассматривает правовой статус,структуру, функции и задачи Минфина. Достаточно широко в своих работах данную тему изучают Барулин С.В., Деева А.И. и другие авторы.

 


1. Финансовая система: история и современность

 

 

 

Российский опыт финансовых реформ, даже с большой натяжкой назвать удовлетворительным нельзя. Первое десятилетие преобразований (1990-2000 гг.)  было однозначно провальным, когда вялотекущая экономическая стагнация, чередовалась с ярко выраженными кризисными периодами («черный вторник» 1993г., кризис межбанковского рынка 1995г., финансовый кризис 1998 г. и т.д.). Процессы, протекающие в российской экономике с 2000 г. до середины 2008 г., главным итогом которых стал наметившийся экономический рост, достигающий в отдельные годы 8%, некоторые апологеты существующей системы поспешили представить как долгожданную отдачу, оправдывающую ранее проведенные преобразования. Лица, наделенные властью, не только не могут решить существующие проблемы, но и не хотят, а проблем этих даже в период экономического роста было не мало:

■                   хронический дефицит многих региональных и преобладающего числа местных бюджетов, свидетельствовавший о неэффектив­ности механизма бюджетною федерализма;

■                   рост государственного долга за счет финансового сектора и эко­номических субъектов;

■                   вымирание (отсутствие экономической деятельности) многих малых городов, признанных кем-то «бесперспективными» и пр.

высокая убыточность предприятий во многих отраслях (сельское хозяйство, авиа-, машино-, станкостроение и др.), при том что ряд из них являются стратегическими, с точки зрения как со­хранения текущей, так и обеспечения будущей безопасности страны.

Нельзя отрицать действительно положительных изменений: устойчивый профицит федерального и ряда территориальных бюджетов, сокращение федеральной составляющей государственного долга, снижение количества нерентабельных экономических субъектов, увеличение количественных параметров по всем основным направлениям финансовой деятельности: налогообложению, страхованию, кредитованию, инвестированию и пр. (12) Все это сфера деятельности Минфина, рассмотрим его влияние на финансовую политику более подробно.

2. Министерство финансов РФ

 

 

2.1 Общие понятия, полномочия

 

Особую роль в функционировании государственных финансов играет Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.(4)

Основные полномочия Министерство финансов РФ:

•  организует работу по составлению проекта федерального бюджета, составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

• разрабатывает программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;

• принимает в пределах своей компетенции нормативные акты; получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета отчеты;

• предоставляет бюджетные ссуды и бюджетные кредиты в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;

• предоставляет от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств;

• проводит проверки: финансового состояния получателей бюджетных средств

                                                                                                                           и пр. (7)

Осуществляя государственный контроль, Минфин России имеет право:

             ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

             взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ. (7)

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами (аналогичными правам Минфина России). (4)

 

2.2 Функции и задачи Минфина России

В связи с передачей Министерству финансов РФ функций Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности министерства как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты.(4)

Минфин России осуществляет нижеследующие функции:

                  проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки- поступлений и расходования средств федерального бюджета;

                  контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

                  проводит документальные ревизии и проверки финансовохозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;(7)

                  организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

• подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

Информация о работе Министерство финансов как орган государственного контроля