Министерство финансов как орган государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание

Дискуссии о значении финансовой политики и стратегии государства в современной России свидетельствуют о необходимости исследования роли Минфина в финансовом секторе. Главными проблемами современного развития государственных и муниципальных финансов являются проблемы вертикального и горизонтального выравнивания бюджетов всех уровней Бюджетной системы Российской Федерации (БС РФ).

Содержание

Введение
1. Финансовая система: история и современность
2. Министерство финансов РФ
2.1 Общие понятия, полномочия
2.2 Функции и задачи Минфина России
3. Структура Министерства финансов РФ
3.1 Департаменты и отделы в Министерстве финансов РФ
3.2 Структура Министерства финансов РФ на региональном и местном уровне
4. Министерство финансов РФ как субъект государственного финансового контроля.
4.1 Сущность и значение финансового контроля
4.2 Органы, осуществляющие финансовый контроль
5. Анализ деятельности Министерства финансов РФ
за 2010-2011 гг.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)
ext-align:justify">• участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

• участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

• участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета;

•  разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

• участвует в разработке проектов правовых актов; разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к своей компетенции, обязательные для исполнения на территории РФ;

• разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

• подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов;

•  разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового зако­нодательства и совершенствовании налоговой системы;

• координирует политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;

• участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

• проводит совместно с Банком России операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ; управляет государственным внутренним и внешним долгом России, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;

• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;

• подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;

• разрабатывает совместно с Министерством экономики РФ проекты программ государственных внешних заимствований, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

• участвует в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений;

•  участвует в работе по возврату кредитов иностранным государствам, осуществляет необходимые меры по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

•  устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;

• проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

• проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и др.(9)

К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:

• совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

•  разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

•  концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

• разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

•  осуществление государственного финансового контроля;

• обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом и др. (8)

 

 


3. Структура Министерства финансов РФ

 

3.1 Департаменты и отделы в Министерстве финансов РФ

 

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 в рамках административной реформы при разграничении нормотворческих и надзорных функций между министерствами, федеральными службами и агентствами в Министерстве финансов были образованы федеральные службы, подведомственные непосредственно ему:

                  Федеральная налоговая служба;

                  Федеральная служба страхового надзора;

                  Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

                  Федеральное казначейство (федеральная служба).(2)

Для выполнения своих задач и функций в Министерстве финансов РФ предусмотрены следующие департаменты и отделы:

- Административный департамент               , МТО, внедрения и эксплуатации задач, обеспечения безопасности информационных технологий, добычи и переработки драгоценных металлов и камней

- Департамент управления делами и контроля .              По обеспечению деятельности министра и заместителей министра, по контролю, отдел делопроизводства и архива, по связям с общественностью и СМИ

- Департамент бюджетной политики. Бюджетного законодательства, планирования, межгосударственных финансов, организации и исполнения федерального бюджета, методологии бюджетного учета, отчетности и бюджетной классификации

- Департамент бюджетной политики в отраслях экономики. Бюджетной политики в области транспорта, дорожного хозяйства и связи, в сфере землепользования, недропользования и экологии, в области гражданской промышленности и энергетики, в области сельского хозяйства и рыболовства, в области жилищных субсидий

- Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы.

- Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа.

- Департамент межбюджетных отношений. Сводный, организации бюджетного процесса в субъектах РФ, мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ, муниципальных образований, реформы ЖКХ, методологии межбюджетных отношений

- Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов.

- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики. Координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы.

- Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Регулирования финансово-бюджетного надзора и финансового мониторинга.

- Департамент финансовой политики. Пенсионной реформы, финансовых рынков и имущественных отношений.

- Правовой департамент. Правового обеспечения государственной долговой политики.

- Департамент долгосрочного финансового планирования. Анализа и прогнозирования

-  Департамент информационных ресурсов

- Департамент бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнерства

- Департаменте бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной и гражданской службы (6)

Руководитель Министерства финансов РФ имеет исключительное право дать разрешение на совершение следующих действий:

1) утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предос­тавление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета; введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

2) перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов в пределах 10% утвержденных расходов;

3) осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если ему поступило должностное представление Счетной палаты РФ или органов Федерального казначейства, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства главным распорядителем бюджетных средств.

Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при нецелевом использовании бюджетных средств. (7)

 

3.2 Структура  Министерства финансов РФ на региональном и местном уровне

На региональном уровне управление финансами осуществляют высшие органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. В составе администраций субъектов РФ имеются финансовые органы в виде министерств финансов в республиках, некоторых краях и областях, департаментов финансов, комитетов по финансам, финансовых управлений. Они непосредственно не подчиняются Министерству финансов РФ, но представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Министерство финансов РФ, координируют с ним кадровую и другую работу.

На местном уровне управление финансами осуществляют представительные и исполнительные органы местного самоуправления.(11)


4. Министерство финансов РФ как субъект государственного финансового контроля.

 

 

4.1 Сущность и значение финансового контроля

Финансовый контроль служит одним из видов управленческой деятельности, который обеспечивает обратную связь между субъектами и объектами управления, позволяет выявлять возникающие в процессе достижения целей отклонения, оценивать их влияние и определять причины возникновения. Контроль дает возможность устанавливать должностных лиц, ответственных за возникновение недостатков, и разрабатывать мероприятия по устранению последних, а также нарушений законодательства, предупреждать злоупотребления.

Финансовый контроль представляет собой одну из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне в виде системы наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и законодательству, а также выявления результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Поскольку финансовый контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества, то выделяют его различные виды: экономический, статистический, экологический, технический, административный, финансовый и др.

В широком смысле слова финансовый контроль охватывает проверку соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.(10)

Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. В отношении государственного финансового контроля его обязательность отмечена в таком международном документе, как Лимская Декларация руководящих принципов контроля, принятой IХ Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.: «Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».

Основными принципами финансового контроля являются законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, системность, разграничение функций и полномочий.(10)

Государственный финансовый контроль призван обеспечить:

полноту выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (налоговый, таможенный, валютный контроль);

соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований законодательства;

целевое, эффективное и рациональное использование государственных средств;

Информация о работе Министерство финансов как орган государственного контроля