Налоги и их роль в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

Объект исследования – налоги, как основа формирования бюджета

Предмет исследования - роль налогов в государственном бюджете.

Цель работы - проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Сущность и экономическое содержание налогов……………………………...5

1.1 Элементы налогов………………………………………………………..5

1.2 Функции налогов …………………..…………………………………….6

1.3 Классификация налогов ………………………………………………....8

2 Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь в 2006-2011 годах..…………………..……………………………………..15

2.1 Развитие налоговой системы Республики Беларусь в 2006-2011 годах………………………………………………………………………………..15

2.2 Основные актуальные направления налогов Республики Беларусь….18

3 Зарубежный опыт налогообложения. Налоговая система США……………...26

Заключение…………………………………………………………………….........31

Список используемой литературы…………………………………………...........33

Работа состоит из  1 файл

курсовая госбюджет.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………….3

1  Сущность и экономическое содержание налогов……………………………...5

    1.1 Элементы налогов………………………………………………………..5

    1.2 Функции налогов …………………..…………………………………….6

    1.3 Классификация налогов ………………………………………………....8

2  Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь в 2006-2011 годах..…………………..……………………………………..15

        2.1 Развитие налоговой системы Республики Беларусь в 2006-2011 годах………………………………………………………………………………..15

       2.2 Основные актуальные направления налогов Республики Беларусь….18

3 Зарубежный  опыт налогообложения. Налоговая система США……………...26

Заключение…………………………………………………………………….........31

Список используемой литературы…………………………………………...........33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

  В течение нескольких тысячелетий налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

  Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики.

  В то же время налоги – уникальная экономическая категория, которая будоражит умы человечества с древних времён. Её уникальность заключается в степени воздействия на экономическую и социальную жизнь общества и в тесноте связи со всеми, без исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения страны. Налоги во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики, оказывающие влияние на формирование структуры производства и потребления общественного продукта, на процесс накопления и инвестирования капитала, ценообразование, развитие научно-технического прогресса, экологию, объём доходов государственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества.

  Почему  данная тема так актуальна в наше время? С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике появились новые формы собственности, экономические виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством – добровольной уплаты налогов в зависимости от величины получаемого дохода.

  Существует  множество проблем системы налогов, спорность многих положений законодательных актов, сложность понимания существующих аспектов налогообложения. Однако реформирование налоговой политики должно сделать налогообложение более рациональным и совершенным

  Объект  исследования – налоги, как основа формирования бюджета

  Предмет исследования - роль налогов в государственном бюджете.

  Цель работы - проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе Республики Беларусь.

  Для реализации поставленной  цели, задачами настоящей работы являются:

  1. Раскрыть сущность и содержание налогов;
  2. Рассмотреть функции и виды налогов;
  3. Обозначить особенности налоговых поступлений в бюджет и проанализировать налоговую систему Республики Беларусь;
  4. Изучить особенности налогообложения в США.

  Для решения поставленных задач при подготовке курсовой работы были использованы нормативные акты Республики Беларусь, материалы периодических изданий, научных публикаций и информация официальных сайтов Национального банка, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам. 
 

  1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ
 

     Налоги  – это обязательные платежи организаций и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взимаемые государством в форме распределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.[5] 

     1.1 Элементы налогов.

     Элементы  налогов – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую  сущность налога. В практике налогообложения  распространены следующие общепризнанные элементы налога:

  1. Субъект налога (плательщик). Плательщиком налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которого, в соответствии с налоговым кодексом РБ, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины.[6]
  2. Объект налога (налоговая база) – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, отдельные виды деятельности), которые в соответствии с законодательством подлежат обложению налогом. Часто название налога вытекает из объекта (земельный налог, налог на недвижимость и т.д.) Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливается применительно к каждому налогу, сбору.
  3. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в абсолютных суммах (в рублях, евро, базовых величинах). Процентные ставки бывают: пропорциональные (в % к облагаемому доходу), прогрессивные (ставки, увеличивающиеся с ростом объекта налогообложения) и регрессивные (ставки понижаются по мере роста объекта налогообложения).
  4. Налоговые льготы. Предоставляются отдельным категориям плательщиков, предусмотренным налоговым законодательством, преимущественно с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде освобождения от уплаты налога, сбора; налоговые вычеты уменьшают налоговую базу; понижение налоговой ставки; возмещение суммы уплаченного налога, сбора. Налоговые льготы должны способствовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны. В зависимости от сферы применения различают общие и специальные налоговые льготы.
  5. Порядок и сроки уплаты. Налоговый период – это календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретно налогу, сбору, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога и сбора. Сроки уплаты устанавливаются налоговым и таможенным законодательством применительно к каждому налогу, сбору. Они могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также, указанием на событие, которое должно наступить или произойти, действие которое должно быть совершено. В налоговой практике существует 3 способа уплаты налогов: кадастра, уплата у источника, уплата по налоговой декларации. Порядок уплаты налога это технические приемы внесения плательщиком суммы налога в бюджет.
  6. Источник уплаты – это то, из чего будут платить налоги в бюджет (выручка от реализации, затраты, прибыль, заработная плата и т.д.)[5]
 

     1.2 Функции налогов.

     Функции любой экономической категории  раскрывают ее сущность, содержание и значение. Функция показывает, каким образом реализуется общественное значение данной экономической категории.[4,с 78]

     В экономической литературе присваиваются  самые разные трактовки функций налогов. Базовую основу составляют функции финансов - распределительная и контрольная.[5]

     По  мере становления и развития товарно-денежных отношений возникает необходимость то стимулировать, то сдерживать воспроизводство, воздействовать на платежный спрос населения, - все это делается с помощью налогов. В числе налоговых функций выделяют:

  1. Фискальная (из лат fiscus «корзина, касса; казна») функция. Проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами необходимыми для осуществления его деятельности. Этой функции присуще единственное свойство как, максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета. Рост налогов приводит к увеличению издержек производства, росту цен и это может стать причиной снижения темпом экономического роста.
  2. Стимулирующая функция.  Исходя из понятия «стимул» означающее,  побуждение к действию, можно заключить, что побудить можно и поощрив и наказав. Функция реализуется через систему льгот и санкций. Действующие льготы по налогообложению направлены на стимулирование: финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, развитие малых форм предпринимательства, занятости инвалидов, благотворительной и социально-культурной деятельности и т.д. Стимулирование – это создание таких условий, при которых органы экономики заинтересованы действовать в направлениях выгодном государству и повышать эффективность производства.
  3. Распределительная функция – вытекает из сущности налогов, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта и направление части его на воспроизводство израсходованных средств производства, а другой части в централизованный фонд государственных  ресурсов (бюджет).
  4. Регулирующая функция. Налоги, активно участвуя в перераспределительном, процессе оказывают воздействие на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. С помощью этой функции государство регулирует свои взаимоотношения с плательщиками налогов.
  5. Контрольная функция. Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний  экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Контрольная функция способствует количественному и качественному определению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном итоге определить необходимость реформирования налоговой системы.[10]
 

    1.3 Классификация налогов.

   Классификация налогов — группировка законодательно установленных налогов, сборов и  других платежей, обусловленная целями и задачами их систематизации и сопоставления. В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания, распределения налогов по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.

   Наиболее  существенное значение для современной  теории и практики налогообложения имеют следующие основные виды классификации налогов:

   1) по способу взимания налогов;

   2) по органу, который устанавливает налоги;

   3) по целевой направленности введения налога;

   4) по субъекту-налогоплательщику;

   5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

   6) по порядку ведения бухучета;

   7) по срокам уплаты.

   1. Классификация по способу взимания налогов:

   а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;

   б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, работы, услуги;

   в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т.п.).

   Классификация по способу взимания налогов в  экономической литературе определяется как традиционная. Несмотря на довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам, она получила широкое распространение. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три разряда:

   1) прямые налоги;

   2) косвенные налоги;

   3) пошлины и сборы.

   Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными — налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

   Прямые  налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные налоги. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют земельный, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль юридических лиц, налоги на недвижимость юридических и физических лиц.

Информация о работе Налоги и их роль в формировании доходов бюджета