Налоги и их роль в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

Объект исследования – налоги, как основа формирования бюджета

Предмет исследования - роль налогов в государственном бюджете.

Цель работы - проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Сущность и экономическое содержание налогов……………………………...5

1.1 Элементы налогов………………………………………………………..5

1.2 Функции налогов …………………..…………………………………….6

1.3 Классификация налогов ………………………………………………....8

2 Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь в 2006-2011 годах..…………………..……………………………………..15

2.1 Развитие налоговой системы Республики Беларусь в 2006-2011 годах………………………………………………………………………………..15

2.2 Основные актуальные направления налогов Республики Беларусь….18

3 Зарубежный опыт налогообложения. Налоговая система США……………...26

Заключение…………………………………………………………………….........31

Список используемой литературы…………………………………………...........33

Работа состоит из  1 файл

курсовая госбюджет.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

   Косвенными  налогами являются акцизы, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, сбор с заготовителей, а также отменённые в настоящее время в Республике Беларусь налог на услуги, налог с продаж в розничной торговой сети, сбор в поддержку производителей сельхозпродукции.[5]

   2. Классификация в зависимости  от органа, устанавливающего налоги (в условиях Республики Беларусь  данная классификация неприменима,  так как исчерпывающий перечень налогов определён в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь и местные органы управления могут только устанавливать коэффициенты к ставкам налогов, а не определять их состав, исключать или вводить новые налоги):

   а) федеральные налоги, элементы которых  определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти;

   б) региональные налоги устанавливаются  законодательными органами субъектов  федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;

   в) местные налоги вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РБ и нормативно-правовыми  актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (сбор с владельцев собак, сбор с заготовителей).

   3. Классификация по целевой направленности  введения налогов:

   а) общие налоги, предназначенные для  формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

   б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, отчисления в инновационные фонды).

   4. Классификация по субъекту-налогоплательщику.

   а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, подоходный налог с  физических лиц);

   б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль);

   в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

   5. Классификация по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

   а) закрепленные налоги, которые непосредственно  и целиком поступают в тот  или иной бюджет;

   б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством.

   Данная  форма классификации налогов, иначе  именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется в Республике Беларусь и в Российской Федерации.

   6. Классификация по характеру отражения в бухгалтерском учете:

   а) включаемые в себестоимость или цену продукции;

   б) уменьшающие финансовый результат;

   в) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

   г) удерживаемые из доходов работника.

   7. Классификация по срокам уплаты:

   а) срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

   б) периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.[4]

   По  состоянию на 2011 год Особенной  частью налогового кодекса определены следующие виды налогов и сборов, которые можно классифицировать следующим образом: 

Таблица 1 – Классификационная группировка налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь в 2011г.

Наименование  налога, сбора По способу взимания По целевой направлен-ности По субъекту
1 Налог на добавленную  стоимость Косвенный Общий Организации, ИП и физические лица
2 Акциз Косвенный Общий Организации, ИП и физические лица
3 Налог на прибыль Прямой Общий Организации
4 Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство Прямой Общий Организации
5 Подоходный  налог с физических лиц Прямой Общий Физические лица
6 Налог на недвижимость Прямой Общий Организации, ИП и физические лица
7 Земельный налог Прямой Общий Организации, ИП и физические лица
8 Экологический налог Прямой Общий Организации, ИП
9 Налог на добычу природных ресурсов Сборы и пошлины Общий Организации, ИП
10 Сбор за проезд автотранспорта иностранных государств по автодорогам общего пользования РБ Сборы и пошлины Целевой Организации и  физические лица
11 Оффшорный сбор Сборы и пошлины Общий Организации, ИП
12 Гербовый сбор Сборы и пошлины Общий Организации, и  физические лица
13 Консульский сбор Сборы и пошлины Общий Организации, и  физические лица
14 Государственная пошлина Сборы и пошлины Общий Организации, и  физические лица
15 Патентные пошлины Сборы и пошлины Общий Организации, и  физические лица
16 Налог за владение собаками Сборы и пошлины Общий физические лица
17 Курортный сбор Сборы и пошлины Общий физические лица
18 Сбор с заготовителей Сборы и пошлины Общий Организации, ИП
19 Налог при упрощённой системе налогообложения Косвенный Общий Организации, ИП
20 Единый налог  с индивидуальных предпринимателей Сборы и пошлины Общий ИП и физические лица
21 Единый налог  для производителей сельхозпродукции Косвенный Общий Организации,
22 Налог на игорный бизнес Прямой Общий Организации
23 Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности Прямой Общий Организации
24 Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр Прямой Общий Организации
25 Сбор за осуществление  ремесленной деятельности Сборы и пошлины Общий физические лица
26 Сбор за оказание услуг в сфере агроэкотуризма Сборы и пошлины Общий физические лица
27 Инновационные фонды  Сборы и пошлины Целевой Организации
28 Таможенные  пошлины Сборы и пошлины Общий Организации, ИП и физические лица
 

     Примечание  – Источник: [Собственная разработка] 

     В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Активное использование в отечественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.

     Вместе  с тем оценка места и роли НДС  в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, необработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. Последние считают, что данный налог не адаптирован к экономике Беларуси на этапе ее перехода к рынку, чем объясняются недостатки в формировании налогооблагаемой базы, технике исчисления НДС, и что, как следствие, вызывает недовольство налогоплательщиков.

     В Республике Беларусь в условиях обретения  государственности налоговая система и соответственно методология взимания НДС формировались форсированными темпами. В результате вплоть до 2000 г. в Беларуси применялся метод «бухгалтерских отчетов», который противоречит мировой практике и доказал свою неэффективность в республике.

     В условиях развития рыночных преобразований, активизации реальных экономических связей республики со странами СНГ проблемы совершенствования взимания НДС приобрели особую актуальность. Применяемый до 2000 г. метод исчисления НДС стал тормозом позитивных экономических процессов и глобализации межгосударственного экономического сотрудничества. Поэтому на основе теоретического опыта и методологических разработок в странах Европейского сообщества, Российской Федерации, собственного научного потенциала в Беларуси с начала 2000 г. стала внедряться общепринятая в международной практике зачетная модель взимания НДС.

     В Республике Беларусь применяются также и одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг). При этом на долю акцизов приходится около 10% доходов бюджета, а удельный вес налогов с розничного оборота незначителен.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006-2011 ГОДАХ .

2.1. Развитие налоговой системы Республики Беларусь в 2006-2011 годах. 

   В 2009 в рейтинге Paying Taxes Беларусь заняла последнее место по показателю простоты налогообложения. Этот рейтинг - часть проекта Doing Buisiness Всемирного банка, позволяющий сравнить законодательства, связанные с регулированием бизнеса и их применение в 183 странах. В рейтинге простоты налогообложения учитывались, в частности, число и периодичность уплаты налогов, а также время, необходимое среднему предпринимателю на оформление соответствующих документов.

   По  результатам данного исследования, чтобы расплатиться с государством, белорусский хозяйственник средней руки вынужден тратить 901 час в год. Это почти 40 процентов рабочего времени. Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико отмечает в этой связи, что принципы ведения бухгалтерского учета в стране "одинаковы и для огромного завода, и для маленькой парикмахерской". Количество налогов и документов, которые надо соответственно рассчитать и заполнить, даже если хозяйственная деятельность была приостановлена, - все это, по мнению экономиста, делает систему громоздкой и бестолковой.

   Белорусские предприниматели обязаны общаться с налоговыми инспекторами двенадцать раз в год: каждый месяц перечислять и каждый месяц отчитываться по уплаченным суммам. Еще одним бременем для бизнесмена являются разного рода отчисления в инновационные и инвестиционные фонды.

   Однако, политика Республики Беларусь в области налогового администрирования является очень динамичной и с 2009 года претерпела значительные позитивные изменения. Так, Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно  ставил задачу радикально упростить налоговую систему и порядок ведения бухучета (например, выступая 20.04.2010 года с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию).[24,с 175]

   Итак, рассмотрим основные изменение налоговой системы Республики Беларусь, начиная с 2006 по 2011 годы.

   Самым важным шагом в упрощении налоговой  системы Республики Беларусь за это время стало принятие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. Этот документ кодифицировал все уплачиваемые в Республике Беларусь налоги, чётко определил их перечень и механизм начисления и уплаты. До вступления его в силу уплата каждого налога регулировалась отдельными и, зачастую, не единственными нормативными документами. Так, например, уплата налога на прибыль регулировалась  Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль», Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) от 30.10.2008г № 210/161/151, Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль №19 от 31.01.2004г и ещё рядом отраслевых и ведомственных нормативно-правовых документов.

   Вторым  значительным шагом явилось сокращение количества уплачиваемых налогов. В настоящее время в стране взимаются 14 республиканских налогов и сборов, 3 местных и 8 особых режимов налогообложения, а также таможенные пошлины.

   Всё это упростило налоговую систему  Республики Беларусь и порядок ведения бухгалтерского учёта. Процесс сокращения количества налогов продолжается, следует отметить, что 2011 год не стал исключением и с 01 января 2011 были отменены, например, налог на производство и импорт пластмассовой тары и тары на основе бумаги и картона. (Таблица 2) 

Таблица 2 – Изменения  в налоговом законодательстве на 2011 г.

  2010 год 2011 год
Сбор  на развитие территорий 3% отмена
Налог на услуги 5% отмена
Экологический налог

- за перемещение  по территории РБ нефти и  нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводам транзитом

…………………………………………………

- за переработку  нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти

…………………………………………………

- за производство  и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более % летучих органических соединений

В твердых  суммах в зависимости от объекта налогообложения отмена
Подача  налоговой декларации по налогу на прибыль месячная  или квартальная годовая
Авансовые платежи по НДС и акцизам   отмена
Периодичность уплаты НДС ежемесячно  и чаще в зависимости от размера выручки самостоятельно плательщиком (месяц или квартал)
Налоговая нагрузка, в % к ВВП 25 24,6
Высвободившиеся денежные средства, млрд. рублей   700,0

Информация о работе Налоги и их роль в формировании доходов бюджета