Налоги и их роль в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

Объект исследования – налоги, как основа формирования бюджета

Предмет исследования - роль налогов в государственном бюджете.

Цель работы - проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Сущность и экономическое содержание налогов……………………………...5

1.1 Элементы налогов………………………………………………………..5

1.2 Функции налогов …………………..…………………………………….6

1.3 Классификация налогов ………………………………………………....8

2 Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь в 2006-2011 годах..…………………..……………………………………..15

2.1 Развитие налоговой системы Республики Беларусь в 2006-2011 годах………………………………………………………………………………..15

2.2 Основные актуальные направления налогов Республики Беларусь….18

3 Зарубежный опыт налогообложения. Налоговая система США……………...26

Заключение…………………………………………………………………….........31

Список используемой литературы…………………………………………...........33

Работа состоит из  1 файл

курсовая госбюджет.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 4 – Состав и структура  налоговых доходов  бюджета.

№ п/п Наименование  показателя 2010 2009 2008
Млн. р. % Млн. р. % Млн. р. %
1 Налог на доходы и прибыль 3 535 322 7,8 2 881 435 6,8 3 538 658 7,7
2 Налог на добавленную  стоимость 11 784 903 25,9 8 198 341 19,4 8 066 515 17,6
3 Сбор в поддержку  сельхоз-производителей и сбор с пользователей автодорог   0,0 1 406 515 3,3 2 630 658 5,7
4 Акциз 4 348 879 9,6 3 475 322 8,2 3 730 613 8,1
5 Налог на приобретение транспортных средств   0,0 60 612 0,1 91 372 0,2
6 Налоги на отдельные виды деятельности 71 919 0,2 62 904 0,1 52 507 0,1
7 Сбор за проезд автомобильных транспортных средств 233 501 0,5 173 380 0,4 146 568 0,3
8 Регистрационные сборы 15 096 0,0 12 698 0,0 11 386 0,0
9 Экологический налог 95 467 0,2 457 975 1,1 380 958 0,8
10 Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5 776 215 12,7 7 969 517 18,9 10 612 552 23,1
11 Отчисления  в инновационные фонды             1 449 868 3,2 1 492 855 3,5 1 748 914 3,8
12 Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые  доходы 511 298 1,1 279 303 0,7 356 478 0,8
13 Отчисления  по государственному социальному страхованию 17 619 049 38,8 15 799 407 37,4 14 496 529 31,6
14 Итого налоговые доходы республиканского бюджета 45 441 517 100 42270264 100 45 863 708 100
15 Объём валового внутреннего продукта 163000000 х 136800000 х 128800000 х
16 Налоговая нагрузка на ВВП 27,9% х 30,9% х 35,6% х
 

     Примечание  – Источник: [13,14,15] 

   Как видно из таблицы, в Республике Беларусь идёт быстрое снижение налоговой нагрузки на валовой внутренний продукт, так, если в 2008  году через налоги распределялось 35,6% ВВП, то в 2010 году уже 27,9%. Всё это делает Республику Беларусь привлекательнее для национальных и иностранных инвесторов.

   Также произошло значительное изменение  структуры налогов. Отменены сборы  от выручки в поддержку сельхозпроизводителей  и с пользователей автодорог, которые в 2008 году составляли 5,7% от всех налоговых доходов. Вместе с тем значительно большую роль стали играть другие косвенные налоги: доля НДС возросла с 17,6% до 25,9%, а акцизов с 8,1% до 9,6%. При этом доля прямых налогов в структуре изменяется в пределах колебаний, а не тенденции.

   Значительно снизились налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности (12,7% в 2010 году против 23,1% в 2008 году), в значительной мере это было обусловлено отменой таможенного оформления при торговле с Российской Федерацией и Республикой Казахстан в рамках создания Таможенного союза.

   В Республике Беларусь главную роль продолжают играть косвенные налоги.

   2. Республика Беларусь имеет достаточно  сложную, но постепенно упрощающуюся налоговую систему. По сравнению с 2006 годом произошли значительные изменения в составе и порядке администрирования налоговых платежей. Была принята Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, в которой определён закрытый перечень налогов и порядок их расчета. Отдельные налоги и сборы были упразднены, по большинству оставшихся отчетные периоды изменены с месяца на квартал.

   3. С целью повышения деловой  активности, улучшения инвестиционного  климата, противодействия уклонению от уплаты налогов постепенно снижается налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования и физических лиц. Это выражается в отмене ряда налогов и сборов, создании особых режимов налогообложения, создания льготных условий для отдельных категорий плательщиков или видов деятельности.

   4. Для возможности сохранения в  Республике Беларусь социально-ориентированной  модели экономики проводятся  мероприятия по вовлечению в налоговый оборот дополнительных сумм. В основном это касается регулярного увеличения ставок  акцизов на подакцизные товары. 
 
 
 

3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.  НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США.

   Соединенные Штаты - федеративная республика с автономными региональными правительствами и местными органами власти. Налоги наложены в Соединенных Штатах на каждом из этих уровней.[8]

   Американская  система налогообложения считается  одной из самых сложных в мире, имеет свои особенности, выделяющие ее среди других налоговых систем зарубежных стран, но в ней, наряду с достоинствами, есть и недостатки, которые требуют от правительства США определенных доработок.

   Отношения в области налогообложения регулируются Кодексом внутренних доходов США. Все предприятия, зарегистрированные в США, а также граждане и физические лица-резиденты США, обязаны платить налоги в США независимо от места извлечения доходов.[9]

   В силу того, что Соединенные Штаты  являются федеративным государством, налоги на доходы и иные налоги взимаются как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, а в некоторых случаях – муниципалитетами.

   На  федеральном уровне:

Основными федеральными налогами в США являются: 
1) личный подоходный налог; 
2) налог на доходы корпораций; 
3) отчисления на социальное страхование.

   На  уровне штатов:

   Налоговая система США отличается значительной децентрализацией. Каждый штат имеет свою налоговую систему, налоговые поступления не перераспределяются между отд. штатами. Действует принцип параллельности взимания налогов (при совпадающих правах на обложение налогами), в соответствии с которым наиболее крупные налоги могут взиматься на двух или трех бюджетных уровнях.

   На  местном уровне:

В США  насчитывается почти 85 тыс. районов, входящих в юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, и в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в бюджет, а также устанавливать величину расходов полученных средств. При этом функция по определению налогов и всевозможных мероприятий по сбору средств, которыми могут воспользоваться местные органы власти, лежит на правительствах штатов. Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении не так много источников поступлений, приносящих в их бюджеты основную долю средств. Таковыми являются: налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, налог с продаж, лицензионные сборы, другие налоги и текущие платежи, поступления из бюджетов вышестоящих органов власти.

Анализ  структуры и ставок местных налогов  в США позволяет классифицировать их по четырем основным группам.[21]

   В отличие от федеральных налогов  налоги местных органов самоуправления характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки едины и не учитывают доходов налогоплательщиков.

   Органом, занимающимся администрированием налогов  в Соединенных Штатах, является Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS), являющаяся самым крупным структурным  подразделением Министерства финансов США.

        Налоговая система США нацелена  на обложение налогами доходов   резидентов,  граждан и корпораций Соединенных Штатов,  получаемых ими во всем мире,  а также находящихся в США доходных источников нерезидентов этой страны.  Максимальная налоговая ставка, применяемая к доходам физических лиц,  составляет 31 процент; максимальная ставка, применяемая к прибылям корпораций - 34 процента.

        Необычным аспектом этой системы  является налогообложение  доходов  (полученных во всем мире) граждан  США,  не являющихся резидентами Соединенных Штатов.  Во многих странах налогом облагаются доходы резидентов этих стран, получаемые ими во всем мире, но только немногие страны облагают налогом доходы (получаемые во всем мире) своих граждан, которые не являются резидентами этих стран.[2]

        Соединенные Штаты всегда оставляют  за собой право облагать  налогом   своих граждан и резидентов в соответствии со своим внутренним налоговым законодательством,  включая в некоторых случаях и бывших граждан США.

        Соединенные Штаты избегают международного двойного  налогообложения своих резидентов, граждан и корпораций путем предоставления кредита по подоходному налогу США для иностранных подоходных налогов, уплаченных по иностранным доходным источникам. Кредитуемые иностранные подоходные налоги могут возмещать (компенсировать) налоги США в  той  же пропорции,  в  какой облагаемые налогом иностранные доходные источники соотносятся с мировыми налогооблагаемыми источниками доходов.  Это соотношение  существует отдельно для каждой категории доходов (пассивный доход,  доход от оказания финансовых услуг,  доход от  транспортировки грузов, доход от бизнеса и т.п.). Договоры, заключаемые между странами в целях избежания двойного налогообложения,  могут гарантировать  предоставление  кредита,  но  они обычно не изменяют внутренние налоговые стандарты договаривающихся сторон.

        Кредит для  иностранных налогов  на корпоративную прибыль возможен  только в том случае,  если  иностранный налог удовлетворяет  требованиям американских стандартов подоходного налога. Одно из важнейших требований состоит в предоставлении права вычетов из налогооблагаемой прибыли всех  значительных  деловых расходов.  Если иностранный налог не соответствует этим стандартам,  то он не может претендовать на кредит, его можно только вычесть из облагаемого дохода, а это, конечно, менее благоприятный результат,  который не будет способствовать  заинтересованности американских инвесторов.

        Если доходный источник,  находящийся  в США,  не связан с ведением  бизнеса в Соединенных Штатах (дивиденды,  арендная плата, пошлина, доходы от процентов и т.п.),  то подоходный налог уплачивается по итогам года  по  ставке  30 процентов.  Прирост капитала в результате продажи ценных бумаг обычно не облагается налогом,  если  плательщик  является нерезидентом,  исключение составляют некоторые ценные бумаги, подкрепленные недвижимой собственностью в Соединенных Штатах.[21]

        Доходы, полученные от сдачи в  наем недвижимой собственности,  облагаются налогом либо по ставке 30 процентов как валовая сумма дохода, либо по обычной ставке как чистый доход по выбору самого плательщика.

        В Соединенных Штатах доходы  от бизнеса облагаются налогом  дважды: первый раз как прибыль  предприятия,  а затем еще   раз,  когда  прибыль распределяется между держателями акций предприятия. Так, например, если иностранная компания действует в США через свою дочернюю фирму,  то прибыль  дочерней  фирмы облагается корпоративным налогом по ставке 34 процента и часть прибыли после уплаты этого налога,  распределенная  в виде дивидендов, облагается налогом по ставке 30 процентов.

   Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% централизованных доходов и расходов в стране.[8]

   Проведенный выше краткий анализ системы налогов в США позволяет сделать вывод о ее комплексном и многоуровневом характере. Данная система обладает большим количеством специфических особенностей, вызванных как многовековой историей развития этого государства, так и тем фактом, что США являются носителем англосаксонской системы права. Отдельно следует отметить ярко выраженную социальную направленность системы налогов США. Из характерных особенностей системы налогов в США следует отметить, во-первых, то, что налоговое законодательство США не содержит перечня федеральных, региональных и местных налогов, более того, штаты США обладают правом на установление на своей территории любых налогов и это право ограничено лишь обязанностью соблюдать конституционные принципы налогообложения. Во-вторых, в Соединенных Штатах не существует налога на добавленную стоимость, но практически все штаты взимают налог с продаж. В-третьих, компании являются плательщиками федерального корпорационного налога, но в большинстве случаев они также платят и корпорационный налог штатов. В-четвертых, налог на социальное обеспечение уплачивают как работники, так и работодатели. В-пятых, система налогов США в большей степени ориентирована на прямые налоги, а поступления от налога на доходы физических лиц существенно превышают объем средств, получаемых от сбора корпорационного налога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоги и их роль в формировании доходов бюджета