Налоги и их роль в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

Объект исследования – налоги, как основа формирования бюджета

Предмет исследования - роль налогов в государственном бюджете.

Цель работы - проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Сущность и экономическое содержание налогов……………………………...5

1.1 Элементы налогов………………………………………………………..5

1.2 Функции налогов …………………..…………………………………….6

1.3 Классификация налогов ………………………………………………....8

2 Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь в 2006-2011 годах..…………………..……………………………………..15

2.1 Развитие налоговой системы Республики Беларусь в 2006-2011 годах………………………………………………………………………………..15

2.2 Основные актуальные направления налогов Республики Беларусь….18

3 Зарубежный опыт налогообложения. Налоговая система США……………...26

Заключение…………………………………………………………………….........31

Список используемой литературы…………………………………………...........33

Работа состоит из  1 файл

курсовая госбюджет.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)
 

     Примечание  – Источник: [7,23] 

   Третьим важным шагом явилось введение для  отдельных категорий плательщиков особых режимов налогообложения. Так, настоящим прорывом в сфере упрощения налоговой системы стало принятие 19.03.2007 г. Указа № 119 "Об упрощённой системе налогообложения".[11] Данный документ позволил индивидуальным предпринимателям и малым субъектам предпринимательской деятельности осуществлять уплату единственного налога (либо двух при применении упрощённой системы налогообложения с уплатой НДС). При этом не требовалось осуществлять обязательного ведения бухгалтерского и налогового учёта, налоговой базой признавалась валовая выручка без учета затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), что значительно упростило порядок осуществления хозяйственной деятельности.  С 1 июля 2007 г., когда произошел переход с патентной системы УСН на нынешний механизм, число плательщиков УСН возросло в 36 раз. К 1 апреля 2011 г. количество ее «пользователей» достигло 115 245.[1] При этом, количество применяющих упрощённую систему налогообложения субъектов продолжает увеличиваться.

   Четвёртым важным шагом явилось сокращение периодичности предоставления налоговой отчётности. Если в 2006 году по всем налогам отчётным периодом признавался календарный месяц, то по состоянию на 01 июля 2011 года отчётным периодом по большинству налогов признаётся календарный квартал, а по некоторым (например, налог на прибыль и экологический налог) можно отчитываться один раз в год.

     Итак, на современном этапе основной задачей является снижение налоговой нагрузки на плательщиков и создание равных условий хозяйственной деятельности. 

   2.2. Основные актуальные направления налогов в Республике Беларусь. 

   Основным аспектом государственной политики является вопрос наполняемости доходной части бюджета. Республика Беларусь является государством с социально-ориентированной экономикой, поэтому имеется значительное количество масштабных государственных социальных программ, требующих финансирования, основным источником которого выступают налоги. С другой стороны, значительная налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования сдерживает деловую активность, и снижают привлекательность страны для потенциальных инвесторов.  Это вынуждает государство проводить гибкую налоговую политику.  Руководством Республики Беларусь в рамках программы по повышению инвестиционной привлекательности  поэтапно проводится политика снижения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства.

   Ключевым  моментом в этом вопросе является отмена некоторых налогов и снижение ставок по действующим. Так, начиная  с 2006 года произошли следующие изменения:

   1. Отменён чрезвычайный (чернобыльский) налог, взимаемый в размере 4% от фонда заработной платы;

   2. Отменен сбор в поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, аграрной науки, взимаемый по ставке 2% от выручки без НДС..

   3.  Отменен сбор с пользователей автомобильных дорог. Взимавшийся по ставке 1% от выручки без НДС.

   4. Отменены целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)), ставка по которым составляла 3% от суммы прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

   5. С 01.01.2009 изменена с прогрессивной со шкалой ставок от 9 до 30% на пропорциональную  в размере 12% ставка подоходного налога. Этот шаг был предпринят в целях противодействия сокрытию доходов.

   Как отметили представители Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, "Принятое решение (о введении единой ставки подоходного налога) себя оправдало. Уже по итогам 2009 года был отмечен рост поступлений подоходного налога в бюджет. Кроме того, росла доля налога в консолидированном бюджете. Если ранее она составляла порядка 11%, то на сегодняшний день выросла до 16%". [20]

    6.  С 01.01.2010 года снижена с 35% до 34% ставка отчислений по обязательному социальному страхованию

   Также важным инструментом налоговой политики Республики Беларусь в стимулировании деловой активности и повышении  инвестиционной привлекательности является создание налоговых преференций для субъектов хозяйствования, действующих в особых условиях. Здесь можно выделить следующие шаги:

   1. Создание свободных экономических  зон. 

   Для резидентов СЭЗ определены следующие  льготные условия налогообложения:

   - ставка налога на прибыль уменьшена  на 50%;

   -прибыль  от реализации товаров (работ,  услуг) собственного производства  освобождается от налогообложения  в течение 5 лет с даты ее объявления;

   - в отношении импортозамещающих  товаров уплачивается 50% от начисленной суммы НДС;

   -резиденты  СЭЗ освобождаются от уплаты  налога на недвижимость.

   2.  Программа стимулирования производства  в сельской местности и малых  городах. С этой целью были приняты 2 важнейших документа:

   а) Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. N 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности».  Согласно этого документа организации и индивидуальные предприниматели, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять с 01.01.2008 по 31.12.2012 года особый порядок налогообложения:

   - освобождение от уплаты налога  на прибыль по товарам (работам,  услугам) произведенным в сельской местности;

   - освобождение от налога на  недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности;

   - освобождаются от обложения ввозными  таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость при ввозе товаров по перечню.

   б) Указ Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. N 265 «О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы».  Этим документом установлено, что в 2007 - 2010 годах организации, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в малых и средних городских поселениях, согласно приложению:

   уплачивают  налог на прибыль в размере 50 процентов  ставки, установленной законодательством;

   освобождаются от уплаты налога с пользователей  автомобильных дорог и сбора  в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

   Высвобождаемые  средства остаются в распоряжении этих организаций и направляются ими  на выполнение основных показателей, предусмотренных  бизнес-планами их развития и программами социально-экономического развития малых и средних городских поселений, в которых они расположены.

   Также предусмотрено применение пониженных ставок налога при упрощенной системе налогообложения, производящих товары (работы, услуги) в сельской местности. Применяется ставка 5% для плательщиков, не уплачивающих НДС и 3% для плательщиков налога при упрощённой системе налогообложения с НДС.

   3. Создание льготных условий для  организаций с иностранными инвестициями для повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

   Согласно  п.8 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. N 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли прибыль коммерческих организаций с иностранными инвестициями (за исключением организаций в форме открытых акционерных обществ), доля иностранного инвестора в уставном фонде которых более 30 процентов, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности. Данная льгота распространяется на коммерческие организации с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых до 1 января 2005 года составляла более 30 процентов.[17]

   4. В целях создания благоприятных условий для разработки резидентами Парка высоких технологий конкурентоспособной наукоемкой продукции, Указом Президента РБ от 31 декабря 2007 г. N 703 «О некоторых вопросах налогообложения резидентов парка высоких технологий» установлено, что резиденты Парка высоких технологий освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров по перечню, а также освобождаются от уплаты местных налогов и сборов.[18]

   5. Также предусмотрен ряд стандартных льгот, которыми могут пользоваться все плательщики при выполнении определённых условий:

   - применение ставки НДС 0% при  реализации товаров на экспорт;

   - освобождение от НДС при производстве  и реализации по перечню товаров.

   Однако, с целью компенсации вышеперечисленных мер по снижению налоговой нагрузки, направленных на повышение деловой активности, и для увеличения доходной части бюджета Правительством принимаются  определённые меры:

   1. Чтобы частично скомпенсировать  потери по отменённым сбору в поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и сбору с пользователей автомобильных дорог с 01 января 2010 года была увеличена с 18% до 20% основная ставка по налогу на добавленную стоимость

   2. Осуществляется регулярное планомерное повышение ставок акцизов на подакцизные товары. В Республике Беларусь акцизами облагаются: алкогольная и спиртосодержащая продукция, табачная продукция, легковые автомобили и микроавтобусы, автомобильное топливо и моторное масло. Изменение ставок акцизов по основным подакцизным товарам начиная с 01.01.2007г по 01.11.2011г представлено в таблице 3. 

Таблица 3 – Изменение  ставок акцизов в 2007-2011годах.

№ п/п Наименование  продукции Ставка  акциза, рублей за единицу
01.01.07 01.01.08 01.07.09 01.01.11
1 Спирт этиловый из пищевого сырья 5270 5920 7300 9420
2 Алкогольная продукция  свыше 28% 12450 14010 17270 22160
3 Пиво (0,5-7%) 150 160 210 350
4 Сигареты  с  фильтром 5280 7380 11470 15310
5 Масло моторное 87900 94050 105370 124040
6 Бензин (АИ-92) 829120 886910 993640 1169720
7 Дизельное топливо 532630 569740 638290 751400
 

     Примечание  – Источник: [19] 

   На  основании вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

   1. Налоговая политика Республики  Беларусь характеризуется весьма динамичными процессами. Однако, можно сказать, что она является  разумной и последовательной. Чтобы нагляднее понять сущность происходящих процессов, рассмотрим состав и долю различных платежей в структуре налоговых доходов бюджета и налоговую нагрузку на валовой внутренний продукт Республики Беларусь в таблице 4. 

Информация о работе Налоги и их роль в формировании доходов бюджета