Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:48, курсовая работа
Объект исследования – налоги, как основа формирования бюджета
Предмет исследования - роль налогов в государственном бюджете.
Цель работы - проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Сущность и экономическое содержание налогов……………………………...5
1.1 Элементы налогов………………………………………………………..5
1.2 Функции налогов …………………..…………………………………….6
1.3 Классификация налогов ………………………………………………....8
2 Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь в 2006-2011 годах..…………………..……………………………………..15
2.1 Развитие налоговой системы Республики Беларусь в 2006-2011 годах………………………………………………………………………………..15
2.2 Основные актуальные направления налогов Республики Беларусь….18
3 Зарубежный опыт налогообложения. Налоговая система США……………...26
Заключение…………………………………………………………………….........31
Список используемой литературы…………………………………………...........33
Примечание
– Источник: [7,23]
Третьим
важным шагом явилось введение для
отдельных категорий
Четвёртым важным шагом явилось сокращение периодичности предоставления налоговой отчётности. Если в 2006 году по всем налогам отчётным периодом признавался календарный месяц, то по состоянию на 01 июля 2011 года отчётным периодом по большинству налогов признаётся календарный квартал, а по некоторым (например, налог на прибыль и экологический налог) можно отчитываться один раз в год.
Итак,
на современном этапе основной задачей
является снижение налоговой нагрузки
на плательщиков и создание равных условий
хозяйственной деятельности.
2.2.
Основные актуальные
направления налогов
в Республике Беларусь.
Основным аспектом государственной политики является вопрос наполняемости доходной части бюджета. Республика Беларусь является государством с социально-ориентированной экономикой, поэтому имеется значительное количество масштабных государственных социальных программ, требующих финансирования, основным источником которого выступают налоги. С другой стороны, значительная налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования сдерживает деловую активность, и снижают привлекательность страны для потенциальных инвесторов. Это вынуждает государство проводить гибкую налоговую политику. Руководством Республики Беларусь в рамках программы по повышению инвестиционной привлекательности поэтапно проводится политика снижения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства.
Ключевым моментом в этом вопросе является отмена некоторых налогов и снижение ставок по действующим. Так, начиная с 2006 года произошли следующие изменения:
1. Отменён чрезвычайный (чернобыльский) налог, взимаемый в размере 4% от фонда заработной платы;
2. Отменен сбор в поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, аграрной науки, взимаемый по ставке 2% от выручки без НДС..
3. Отменен сбор с пользователей автомобильных дорог. Взимавшийся по ставке 1% от выручки без НДС.
4. Отменены целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)), ставка по которым составляла 3% от суммы прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.
5. С 01.01.2009 изменена с прогрессивной со шкалой ставок от 9 до 30% на пропорциональную в размере 12% ставка подоходного налога. Этот шаг был предпринят в целях противодействия сокрытию доходов.
Как отметили представители Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, "Принятое решение (о введении единой ставки подоходного налога) себя оправдало. Уже по итогам 2009 года был отмечен рост поступлений подоходного налога в бюджет. Кроме того, росла доля налога в консолидированном бюджете. Если ранее она составляла порядка 11%, то на сегодняшний день выросла до 16%". [20]
6. С 01.01.2010 года снижена с 35% до 34% ставка отчислений по обязательному социальному страхованию
Также важным инструментом налоговой политики Республики Беларусь в стимулировании деловой активности и повышении инвестиционной привлекательности является создание налоговых преференций для субъектов хозяйствования, действующих в особых условиях. Здесь можно выделить следующие шаги:
1.
Создание свободных
Для резидентов СЭЗ определены следующие льготные условия налогообложения:
-
ставка налога на прибыль
-прибыль
от реализации товаров (работ,
услуг) собственного
- в отношении импортозамещающих товаров уплачивается 50% от начисленной суммы НДС;
-резиденты СЭЗ освобождаются от уплаты налога на недвижимость.
2.
Программа стимулирования
а) Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. N 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности». Согласно этого документа организации и индивидуальные предприниматели, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять с 01.01.2008 по 31.12.2012 года особый порядок налогообложения:
-
освобождение от уплаты налога
на прибыль по товарам (
-
освобождение от налога на
недвижимость со стоимости
-
освобождаются от обложения
б) Указ Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. N 265 «О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы». Этим документом установлено, что в 2007 - 2010 годах организации, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в малых и средних городских поселениях, согласно приложению:
уплачивают налог на прибыль в размере 50 процентов ставки, установленной законодательством;
освобождаются от уплаты налога с пользователей автомобильных дорог и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Высвобождаемые средства остаются в распоряжении этих организаций и направляются ими на выполнение основных показателей, предусмотренных бизнес-планами их развития и программами социально-экономического развития малых и средних городских поселений, в которых они расположены.
Также предусмотрено применение пониженных ставок налога при упрощенной системе налогообложения, производящих товары (работы, услуги) в сельской местности. Применяется ставка 5% для плательщиков, не уплачивающих НДС и 3% для плательщиков налога при упрощённой системе налогообложения с НДС.
3.
Создание льготных условий для
организаций с иностранными
Согласно п.8 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. N 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли прибыль коммерческих организаций с иностранными инвестициями (за исключением организаций в форме открытых акционерных обществ), доля иностранного инвестора в уставном фонде которых более 30 процентов, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности. Данная льгота распространяется на коммерческие организации с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых до 1 января 2005 года составляла более 30 процентов.[17]
4. В целях создания благоприятных условий для разработки резидентами Парка высоких технологий конкурентоспособной наукоемкой продукции, Указом Президента РБ от 31 декабря 2007 г. N 703 «О некоторых вопросах налогообложения резидентов парка высоких технологий» установлено, что резиденты Парка высоких технологий освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров по перечню, а также освобождаются от уплаты местных налогов и сборов.[18]
5. Также предусмотрен ряд стандартных льгот, которыми могут пользоваться все плательщики при выполнении определённых условий:
- применение ставки НДС 0% при реализации товаров на экспорт;
-
освобождение от НДС при
Однако, с целью компенсации вышеперечисленных мер по снижению налоговой нагрузки, направленных на повышение деловой активности, и для увеличения доходной части бюджета Правительством принимаются определённые меры:
1.
Чтобы частично
2.
Осуществляется регулярное планомерное
повышение ставок акцизов на подакцизные
товары. В Республике Беларусь акцизами
облагаются: алкогольная и спиртосодержащая
продукция, табачная продукция, легковые
автомобили и микроавтобусы, автомобильное
топливо и моторное масло. Изменение ставок
акцизов по основным подакцизным товарам
начиная с 01.01.2007г по 01.11.2011г представлено
в таблице 3.
Таблица 3 – Изменение ставок акцизов в 2007-2011годах.
№ п/п | Наименование продукции | Ставка акциза, рублей за единицу | |||
01.01.07 | 01.01.08 | 01.07.09 | 01.01.11 | ||
1 | Спирт этиловый из пищевого сырья | 5270 | 5920 | 7300 | 9420 |
2 | Алкогольная продукция свыше 28% | 12450 | 14010 | 17270 | 22160 |
3 | Пиво (0,5-7%) | 150 | 160 | 210 | 350 |
4 | Сигареты с фильтром | 5280 | 7380 | 11470 | 15310 |
5 | Масло моторное | 87900 | 94050 | 105370 | 124040 |
6 | Бензин (АИ-92) | 829120 | 886910 | 993640 | 1169720 |
7 | Дизельное топливо | 532630 | 569740 | 638290 | 751400 |
Примечание
– Источник: [19]
На
основании вышеизложенного
1.
Налоговая политика Республики
Беларусь характеризуется
Информация о работе Налоги и их роль в формировании доходов бюджета