Налоговый потенциал территории и методы его оценки ( на примере Республики Татарстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение формирования налогового потенциала Республики Татарстан, выявление механизмов его увеличения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- изучить теоретические основы определения налогового потенциала;
- рассчитать налоговый потенциал Татарстана;
- предложить механизм эффективного управления налоговым потенциалом региона.

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы налогового потенциала 9
1.1 Понятие налогового потенциала и его сущность 9
1.2.Методы оценки налогового потенциала 13
2. Налоговый потенциал Республики Татарстан 17
2.1. Расчет налогового потенциала 17
3. Совершенствование управления налоговым потенциалом региона. 23
3.1. Механизм эффективного управления налоговым потенциалом регион 23
Заключение 26
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Налоговый потенциал РТ 2012.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

2. Фискальный (налоговый потенциал в "узком" смысле).

3. Межбюджетный.

Два первых подхода являются концептуальными и рассматриваются  большинством авторов. Межбюджетный подход анализируется гораздо меньшим  числом разработчиков.

Один из исследователей ресурсного подхода, Н.Д. Матрусов, акцентирует внимание на необходимости разработки системы оценки национального богатства исходя из постулата, обусловливающего социально-экономическое благополучие и безопасность России. В первую очередь речь идет о масштабности вовлечения и эффективности использования национального богатства во всех сферах жизнедеятельности общества. В этом направлении первым шагом, по его мнению, должно стать "...последовательное выявление, инвентаризация и объективная оценка природных ресурсов, экономического капитала и человеческих ценностей региона, составляющих в совокупности его национальное богатство".

Н.Д. Матрусов определяет налоговый потенциал в "широком" смысле - как "...совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе "население - хозяйство - территория", в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона".[5]

В связи с этим при  решении масштабных задач, связанных  с совершенствованием налоговой системы и реформированием межбюджетных отношений, а также перспективами регионального развития, необходимо опираться на фискальную оценку налогового потенциала. Таким образом, в "широком" смысле налоговый потенциал - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории.

В теории фискального  подхода под налоговым потенциалом  понимается максимально возможная  сумма налоговых платежей на данной территории.

При использовании  налогового потенциала исходят из приоритетов  фискального подхода, а именно либо из совокупности налоговых баз, либо как суммы налоговых потенциалов федерального и регионального бюджета (фискальный подход). Это максимум налоговых поступлений, которые может при идеальных условиях обеспечить территория (субъект РФ или муниципальное образование). Также под  налоговым потенциалом страны понимается  "совокупность всех видов налогов на продукцию, производство и прибыль, подоходных и социальных налогов, которые реально можно собрать в рамках данной территории в определенный временной период", таким образом данный показатель характеризует финансовые возможности государства (региона).

В данном контексте налоговые  поступления являются продуктом  двух основных факторов: налоговой  базы и налоговой ставки. Первый во многом зависит от налогооблагаемой базы, второй - от уровня налоговых ставок и благосостояния (платежеспособности) общества. Таким образом, налоговый потенциал представляет собой ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи, т.е. финансовые ресурсы, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступить в бюджет (ресурсный подход).

Другим подходом к  сущности налогового потенциала территории является подход, обосновывающий его  определение с позиции формирования доходной части бюджета и выравнивания межрегиональной асимметрии (межбюджетный подход). Если занять позицию конечного получателя налоговых поступлений, то налоговый потенциал обернется потенциальным бюджетным доходом на душу населения, который может быть получен соответствующими органами власти за финансовый год при использовании единых для территории условий налогообложения. Здесь налоговый потенциал, как правило, рассматривается с позиции максимально возможных налоговых платежей, которые могут поступить в распоряжение общества, при определенных институциональных условиях, сформированных для предприятий и домохозяйств. Таким образом, его можно определить и как потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен исходя из реализуемых межбюджетных отношений.

Исследователи, использующие налоговый потенциал регионов для  целей межбюджетного выравнивания, указывают на необходимость определения  данного понятия в соответствии с целями анализа и оценки, а  также методики, используемой для  самой оценки. Исходя из этого, они определяют налоговый потенциал как "...способность региональных налогоплательщиков финансировать оказание государственных услуг в регионе при условии применения одинаковых для всех административно-территориальных образований правил налогообложения (налоговых ставок и состава налоговых льгот)".

Группа исследователей, занимающихся проблемами межбюджетных отношений, определяют налоговый потенциал  как "...возможные налоговые поступления, рассчитанные по налогооблагаемой базе с учетом действующих (прогнозных) ставок, установленного порядка их начисления в условиях стандартных налоговых условий и усилий". При этом они выделяют ряд методологических проблем.

В результате налоговые  доходы рассматриваются и как  составляющая результирующего параметра функционирования региона - валового регионального продукта. При этом в качестве ресурсов следует принимать источники формирования налогового потенциала, в числе которых могут быть обозначены величина добавленной стоимости в общей стоимости товаров и услуг, прибыль предприятий и организаций, доходы населения, объемы подакцизных и подлежащих таможенному обложению товаров и др.

Правомерность учета  стандартизованных условий налогообложения  при оценке налогового потенциала территории данная группа исследователей видит в том, что результатом данного усреднения будет расчетная величина, выравнивающая налоговые поступления до среднероссийского уровня. При этом индивидуальные возможности территории, которые должны быть выявлены при предполагаемой оценке, будут нивелированы. В результате величина налогового потенциала каждой конкретной территории будет привязана к усредненной оценке, являющейся гипотетической величиной и только с определенной долей допущения характеризующей ее собственные налоговые возможности. Однако именно данный подход к оценке налогового потенциала территорий наиболее распространен в мировой практике, и его использование производит несомненный практический эффект, так как позволяет по сравнению с действующей системой повысить объективность расчетов нормативов отчислений от налогов и величины трансфертных перераспределений.

В качественном аспекте  налоговый потенциал представляет собой систему экономических  отношений, которая сформирована следующими характеристиками: - налоговый потенциал существует в экономическом пространстве, и его содержание состоит в возможности отчуждения части доходов (и соответственно части финансовых потоков) совокупности субъектов налоговых отношений, т.е. в возможности институционально ограничить ресурсную базу процесса воспроизводства собственности в пользу ресурсной базы процесса воспроизводства власти, не подрывая при этом основы воспроизводства собственности;

- налоговый потенциал  есть способность какой-то совокупности  субъектов налоговых отношений  сформировать массу (поток) налоговых платежей при условии, что правовое поле и экономическая система налогообложения заданы;

- налоговый потенциал  представляет собой составную  часть финансового потенциала  совокупности объектов налоговых  отношений, локализованных на  данной хозяйственной территории; формирование налогового потенциала переходит в процесс реализации экономического потенциала хозяйственной территории; экономический потенциал следует определить в качестве главного фактора налогового потенциала;

- мера налогового потенциала определяет ресурсы воспроизводства собственности, экономического потенциала в целом, а значит, и меру налогового потенциала последующих периодов.

1.2. Методы оценки налогового потенциала

 

I. Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) предполагает использование детальной информации по налоговым базам отдельных налогов. Содержание этого метода заключается в расчете суммы бюджетных доходов, которые были бы собраны в регионе, если бы он прилагал для их сбора средний по региону уровень налоговых усилий при средних для региона ставках налогообложения. Для применения этого метода использованы данные по фактически собранным налогам, налоговым базам по всем рассматриваемым налогам.

Процедура расчета налогового потенциала методом РНС состоит из следующих этапов:

1) определение перечня классов доходов, по которым будет проводиться расчет налогового потенциала (несколько видов налоговых или 
неналоговых доходов могут быть объединены в один класс). Эти классы доходов должны включать все налоговые и неналоговые доходы 
региона;

2) определение состава стандартной налоговой базы для каждого класса доходов;

3) расчет репрезентативной (средней для края) ставки налогообложения путем деления суммы налоговых платежей по объединенным в один 
класс доходам с региона на сумму без налогообложения по этому классу доходов;

4) расчет налогового потенциала региона путем умножения по каждому классу доходов репрезентативной ставки на его 
налоговую базу.

В Российской Федерации одни и те же налоги по регионам, как правило, имеют одинаковые по своей структуре налоговые базы, особенно если речь идет о налогах, поступления от которых перераспределяются между федеральным и региональными бюджетами. Однако для квазиналоговых платежей состав нормативных налоговых баз может быть неодинаков в разных регионах или данные по нормативным налоговым базам могут отсутствовать. В подобных случаях необходимо использовать показатели, косвенно измеряющие налоговые базы таких налоговых компонентов, в таком случае эти показатели должны:

- тесно коррелировать с нормативной налоговой базой (то есть налоговой базой, выбранной в качестве стандартной);

-  иметь четко определенные характеристики (не допускать неоднозначных толкований);

-  иметь сопоставимые данные по региону.

В США примером косвенных показателей, отражающих размер нормативной налоговой базы, может служить объем потребления в том или ином регионе крепких алкогольных напитков (в галлонах), который служит мерой налоговой базы компонента «Некоторые налоги с продаж крепких алкогольных напитков". Кроме того, объем оборота розничной торговли и поступления от реализации по некоторым категориям предприятий сферы обслуживания служат косвенной мерой налоговой базы для компонента «Налоги с валовых продаж и с валовых поступлений от реализации».

Репрезентативная система включает основные налоги, зачисляемые в бюджеты регионов, и отражает доходные возможности, которые учитываются при распределении финансовых средств в рамках межбюджетного регулирования. Прочие виды налоговых и неналоговых доходов, не входящие в репрезентативную систему, не учитываются при расчете бюджетной обеспеченности регионов.

II. Упрощенный метод предполагает использование данных по десяти основным налогам, которые составляют почти 90% всех налоговых доходов региона, причем он применяется в случае недостатка данных для метода репрезентативной налоговой системы. Оценку налогового потенциала 
оставшихся налогов можно сделать без большой погрешности исходя из итога оценки по десяти налогам.

III. Фактический метод предусматривает расчет налогового потенциала исходя из фактических значений налоговых сумм с учетом льгот и недоимок. В основе этого метода лежит простая мысль о том, что полному использованию налогового потенциала (в рамках легального сектора) препятствуют только две вещи: неплатежи (недоимка) и льготы. Следовательно,

НП=Ф+3+Л,

Где Ф — фактические  поступления налогов,

3 — прирост задолженности  за отчетный период,

Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.

К недостаткам данного  метода можно отнести сложность  планирования полученного показателя, поскольку здесь не используется налоговая база, тогда как первые два метода с достаточно высокой  степенью надежности допускают перспективную  оценку налогового потенциала именно через планирование налоговой базы.

 

IV. Метод оценки налогового потенциала через валовой региональный продукт (ВРП) отражает вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории региона с использованием собственных экономических ресурсов (земли, труда, капитала) за некоторый период времени. Показатель ВРП определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением. Расчет индекса налогового потенциала, отражающего возможную собираемость налогов на территории субъекта РФ на основе данных о величине добавленной стоимости, создаваемых в различных отраслях и секторах экономики, ведет Росстат.

V. Метод регрессионного анализа позволяет количественно описать зависимость между исследуемой переменной (зависимой) и одной или несколькими независимыми переменными, так наличие данных по налоговым поступлениям, налоговой базе и численности населения в разрезе региона позволяет проследить зависимость между объемом бюджетных доходов, собранных на территории, и факторами, которые прямо или косвенно влияют на размер налоговых поступлений регионального бюджета.

Таким образом, налоговый потенциал — объективная оценка доходов, которые могут быть собраны на территории региона в планируемом году исходя из реальной обеспеченности налоговой базой; это прогноз доходов, рассчитанный в целях межбюджетного регулирования. Чтобы у региональных властей не возникало отрицательных стимулов, толкающих их к снижению мобилизации доходов в бюджет, оценка налогового потенциала должна быть по возможности свободной от влияния принимаемых на региональном уровне налоговых решений и мер по обеспечению собираемости налогов.

 

2. Налоговый потенциал Республики Татарстан

2.1. Расчет налогового потенциала

 

Индикатором состояния  налоговой сферы является налоговый потенциал. Но прежде чем перейти к его рассмотрению, необходимо проследить тенденции налоговых поступлений и оценить их характер. Как видно из таблицы 1 объем поступлений налоговых доходов в рассматриваемый период растет из года в год до 2010 г. Однако рост объемного показателя не позволяет в полной мере оценить ситуацию с поступлением налогов. Для этого необходимо определить темпы роста поступлений за текущий период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Такое сопоставление позволяет заметить тенденцию к снижению их роста в анализируемом периоде. Так, если в 2008  году темп роста поступлений составлял 112,7 %, то в 2011  году – лишь 79,6  %. Из этого можно сделать вывод о том, что объем налоговых поступлений растет, но темпы их роста из года в год заметно варьируются.

Информация о работе Налоговый потенциал территории и методы его оценки ( на примере Республики Татарстан)