Налоговый потенциал территории и методы его оценки ( на примере Республики Татарстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение формирования налогового потенциала Республики Татарстан, выявление механизмов его увеличения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- изучить теоретические основы определения налогового потенциала;
- рассчитать налоговый потенциал Татарстана;
- предложить механизм эффективного управления налоговым потенциалом региона.

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы налогового потенциала 9
1.1 Понятие налогового потенциала и его сущность 9
1.2.Методы оценки налогового потенциала 13
2. Налоговый потенциал Республики Татарстан 17
2.1. Расчет налогового потенциала 17
3. Совершенствование управления налоговым потенциалом региона. 23
3.1. Механизм эффективного управления налоговым потенциалом регион 23
Заключение 26
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Налоговый потенциал РТ 2012.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 1. – Динамика темпов роста поступлений налогов и сборов [16, 26]

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

1. Поступление налогов  и сборов в консолидированный   бюджет Республики Татарстан,  млн.руб. [16]

63000,0

71000,0

100700,0

131400,0

104600,0

2. Темп роста в номинальном  выражении, %

-

112,7

141,8

130,5

79,6

3. Индекс потребительских  цен, % [26]

107,3

111,6

111,8

107,5

108,2

4. Темп роста в реальном  выражении 

(п. 2/п. 3)*100, %

-

101,0

126,9

121,4

73,6

5. ВРП, млн руб.[26]

675911,5

770729,6

923206,0

923444,0

965000,0

6. Налоговая нагрузка

(п. 1/п. 5)*100, %

9,3

9,2

10,9

14,2

10,8


 

Для более полного  анализа поступления налогов  необходимо обратиться к следующим  показателям.  Такими показателями являются, во-первых, ВРП и, во- вторых, индекс потребительских цен (инфляция), оказывающий прямое воздействие на динамику поступления налогов и сборов.

Первый показатель реальных тенденций в поступлении налогов  и сборов – это удельный вес  поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет в объеме ВРП. Валовой региональный продукт определяется как суммарная стоимость товаров (работ, услуг), произведенных с использованием экономических ресурсов региона за определенный период.

Соответственно, ВРП включает все доходы, генерируемые внутри региона. На практике в показателе ВРП значительную долю занимают доходы налоговых резидентов, поскольку большинство из них работают по месту проживания или месту регистрации. Показатель отношения объема поступивших налогов и сборов к ВРП характеризует налоговую нагрузку. При сравнении этого показателя за ряд лет можно сделать вывод об уровне собираемости налогов. В нашем случае видно, что постепенный рост наблюдается до 2010  года, в 2011 году показатель приблизился к 2009 г.

Необходимо заметить, что в краткосрочной перспективе  увеличение налоговой нагрузки способствует росту бюджетной безопасности, но увеличивает угрозу в долгосрочной перспективе вследствие угнетения  налогоплательщиков, от которых зависит  последующий рост налогооблагаемой базы.

Другим показателем, который  позволит выявить действительные тенденции  в изменении динамики поступлений  налогов, является темп роста поступлений  налогов в реальном выражении. Вычислить  его можно путем деления темпа  роста поступлений налогов на индекс потребительских цен (ИПЦ), выражающий уровень инфляции, и полученный результат умножить

на 100 . Так, например, в 2011  году темп роста поступлений составил 79,6 %, а ИПЦ – 108,2 %.

Темп роста в номинальном  выражении:

2007г.: -

2008г.: (71000,0*100)/63000,0=112,7%

2009г.: (100700,0*100)/71000,0=141,8%

2010г.: (131400,0*100)/100700,0=130,5%

2011г.: (104600,0*100)/131400,0=79,6%

Темп роста в реальном выражении:

2007г.: -

2008г.: (112,7/111,6)* 100 =101,0%

2009г.: (141,8/111,8)* 100 =126,9%

2010г.: (130,5/107,5)* 100 =121,4%

2011г.: (79,6/108,2)* 100 =73,6%

Разделив 79,6 % на 108,2  % и умножив на 100, мы получим 73,6  % – показатель темпа роста поступлений  налогов и сборов в реальном выражении. Иными словами, за год налоговые  поступления в действительности не выросли, а их прирост был обеспечен полностью инфляцией.

Рассмотрение практических аспектов оценки налогового потенциала региона должно получить свое дальнейшее развитие, поскольку это связано  непосредственно с вопросами  повышения качества планирования (прогнозирования) поступления налогов и сборов в бюджетную систему

страны.

Рассчитаем  налоговый  потенциал, использую  методику, основанную на объеме валового регионального продукта и стандартной ставки  налогообложения. Валовой региональный продукт рассматривается как потенциальная налоговая база обложения по всем взимаемым налогам. Стандартная ставка рассчитывалась как отношение налоговых доходов бюджетной системы к валовому внутреннему продукту (ВВП). Для Республики Татарстан расчет будет выглядеть следующим образом (таблица 2.)

Таблица 2 – Налоговый потенциал Республики Татарстан [16,26,30]

Показатели

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

1.ВРП, млрд.руб.[26]

675,9

770,7

923,2

923,4

965,0

2.Налоговые доходы  бюджетной системы, млрд..руб. [16]

5748,3

7360,2

7948,9

6288,3

7695,8

3.ВВП, млрд.руб.[30]

26917,2

33247,5

41428,6

39100,7

44491,4

4.Стандартная ставка, % (п.2/п.3)*100%

21,4

22,1

19,2

16,1

17,3

5.Налоговый потенциал  (п.1*п.4)

144,3

170,6

177,1

148,5

166,9


 

Стандартная ставка:

2007г.: (5748,3/26917,2)* 100 =21,4%

2008г.: (7360,2/33247,5)* 100 =22,1%

2009г.: (7948,9/41428,6)* 100 =19,2%

2010г.: (6288,3/39100,7)* 100 =16,1%

2011г.: (7695,8/44491,4)* 100 =17,3%

Расчеты показали, что стандартная ставка в 2007 – 2011 годах наибольшего значения достигла в 2008  году. Можно сказать, что в среднем налоговый потенциал имеет тенденцию к увеличению.

Налоговый потенциал:

2007г.: 675,9*21,4%=144,3

2008г.: 770,7 *22,1%=170,6

2009г.: 923,2*19,2%=177,1

2010г.: 923,4*16,1%=148,5

2011г.: 965,0*17,3%=166,9

Оценить использование налогового потенциала регионами можно с помощью индекса налоговой активности, который определялся как отношение фактических налоговых поступлений каждого региона в бюджетную систему и потенциальных налоговых доходов этого региона (табл.3)

 

Таблица 3. – Оценка использования налогового потенциала Республики Татарстан[16]

Показатели

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

Фактические налоговые  поступления в бюджетную систему, млрд.руб.[16]

63,00

71,00

100,70

131,40

104,60

Потенциальные налоговые  доходы (НП), млрд. руб.[16]

144,34

170,62

177,14

148,51

166,92

Индекс налоговой активности (п. 1/п. 2)

0,44

0,42

0,57

0,88

0,63


 

Индекс налоговой активности:

2007г.: 63,00/144,34=0,44

2008г.: 71,00/170,62=0,42

2009г.: 100,70/177,14=0,57

2010г.: 131,40/148,51=0,88

2011г.: 104,60/166,92=0,63

 

Рисунок 1  -  Динамика налогового потенциала Татарстана, млрд.руб.

Расчет выявил невысокую налоговую активность. При норме индекса налоговой активности равного 1 он фактически составил 0,6 . Это говорит о том, что в бюджет региона поступает больше половины  от потенциально возможного объема налогов, но вместе с тем свидетельствует о том, что в регионе имеются собственные ресурсы для роста доходов бюджета и населения. Однако, наблюдаются значительные расхождения между рассчитанным и фактическим налоговым потенциалом региона. Наличие данного обстоятельства говорит о том, что налоговые доходы республики могут быть достаточно выше, чем  имеется  сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование управления налоговым потенциалом региона.

3.1. Механизм эффективного управления налоговым потенциалом региона

Под налоговым потенциалом  региона предпочтительнее понимать располагаемый в настоящее время  и предвидимый в будущем совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть получены на соответствующей территории, через систему налогообложения исходя из особенностей развития экономики конкретного субъекта федерации.

Представляется справедливым, что налоговый потенциал субъекта РФ можно использовать не только в рамках межбюджетного регулирования, но и при решении других задач, а именно: согласовании концепции доходов государства с налоговой политикой страны; оценке и прогнозировании налоговых поступлений регионов РФ при подготовке проектов федерального бюджета; планировании и прогнозировании налоговых доходов.

Для увеличения налогового потенциала можно предложить следующее:

1. Оздоровление экономики  предприятий-налогоплательщиков, стабилизация  их финансового состояния. Решение этой проблемы возможно посредством стимулирования инвестиций в обновление и развитие собственной производственной базы, проведения разумной ценовой политики, реструктуризации задолженности по налоговым платежам и т. д. Все это бы, в конечном итоге способствовало значительному увеличению их налоговых возможностей, а, следовательно, и заметному росту налоговых поступлений в региональный бюджет. Привлечение в экономику инвестиций является одним из важнейших факторов, способствующих дальнейшему поступательному социально-экономическому развитию республики.

2. Совершенствование  действующего законодательства  в области налогообложения, предполагающее  упрощение системы федерального  и регионального налогообложения,  оптимизацию системы предоставления налоговых льгот, законодательное утверждение единой методики оценки налогового потенциала для всех регионов и страны в целом, ужесточение государственного контроля за финансовыми потоками экономических агентов и ответственности за нарушение законодательства, а также усиление контроля за легализацией  «теневых» средств.

3. Проведение эффективной  региональной налоговой политики, направленной на увеличение уровня  собираемости налогов.

4. Совершенствование  системы налогового администрирования,  в том числе совершенствование механизмов мобилизации, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, применение комплекса административно-уголовных мер для неплательщиков, совершенствование работы налоговых органов.

5. Повышение уровня деловой активности населения, вследствие создания условий для развития и укрепления малого бизнеса, преимущественно в сфере материального производства с тем, чтобы доходы от малого бизнеса стали одним из основных источников бюджета региона (в развитых странах доходы от малого бизнеса составляют 40% доходов бюджета).

6. Обеспечение легализации  теневой деятельности экономики,  осуществляемой посредством применения  мер, направленных на приостановление  процесса ухода новых хозяйствующих  субъектов в теневой сектор экономики, легализацию части «теневых» отношений и консолидацию сил банковских структур и государственных органов правопорядка в борьбе с теневой экономикой.

7. Улучшение инвестиционного  и инновационного климата.

8. Формирование и развитие  налоговой культуры, связанное с воспитанием законопослушного налогоплательщика и формированием позитивного отношения общества к уплате налогов как к конституциональной обязанности гражданина.

Следует отметить, что  каждое из названных выше направлений  включает в себя целый комплекс задач, реализация на практике которых будет способствовать более справедливому распределению общественного богатства, существенному пополнению доходов региональных бюджетов, а, следовательно, и повышению налогового потенциала региона, и, как следствие всего этого, улучшению социально-экономической ситуации в регионах и страны в целом. Потенциальным резервом увеличения налогового потенциала должны стать дополнительные доходы, полученные в результате более активной работы по совершенствованию налогового администрирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящей работе рассмотрена  проблема оценки налогового потенциала территории на примере Республики Татарстан.

В первой главе были изучены  теоритические основы определения  налогового потенциала и методы его оценки.

Налоговый потенциал представляет собой составную часть финансового потенциала совокупности объектов налоговых отношений, локализованных на данной хозяйственной территории; формирование налогового потенциала переходит в процесс реализации экономического потенциала хозяйственной территории; экономический потенциал следует определить в качестве главного фактора налогового потенциала.

Основным критерием  оценки потенциала признаются суммы  налогов и сборов, поступающих  в бюджет. Однако существуют и потенциальные суммы, которые при определенных обстоятельствах полностью или частично также поступят в казну. В связи с этим целесообразно рассматривать потенциал в двух аспектах: как фактический и рассчитанный налоговый потенциал. В настоящее время существует следующие несколько методов оценки налогового потенциала региона:

Информация о работе Налоговый потенциал территории и методы его оценки ( на примере Республики Татарстан)