Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:59, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение формирования налогового потенциала Республики Татарстан, выявление механизмов его увеличения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- изучить теоретические основы определения налогового потенциала;
- рассчитать налоговый потенциал Татарстана;
- предложить механизм эффективного управления налоговым потенциалом региона.
Введение 6
1. Теоретические основы налогового потенциала 9
1.1 Понятие налогового потенциала и его сущность 9
1.2.Методы оценки налогового потенциала 13
2. Налоговый потенциал Республики Татарстан 17
2.1. Расчет налогового потенциала 17
3. Совершенствование управления налоговым потенциалом региона. 23
3.1. Механизм эффективного управления налоговым потенциалом регион 23
Заключение 26
Список используемой литературы 29
Во второй главе курсовой работы был произведен расчет налогового потенциала территории на примере Республики Татарстан на основе метода, основанного на валовом региональном продукте (ВРП). Метод, основанный на показателях ВРП, определяется как суммарная стоимость товаров, работ и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов муниципальных образований (земли, труда и капитала) за данный период времени, и включающий все доходы, генерируемые внутри региона, независимо от места проживания работников или регистрации предприятий. Рассчитывая налоговый потенциал на основе ВРП необходимо также учитывать индекс потребительских цен (инфляцию), оказывающий прямое воздействие на динамику поступления налогов и сборов. Показатель отношения объема поступивших налогов и сборов к ВРП характеризует налоговую нагрузку. При сравнении этого показателя за ряд лет можно сделать вывод об уровне собираемости налогов.
Другим показателем, который позволит выявить действительные тенденции в изменении динамики поступлений налогов, является темп роста поступлений налогов в реальном выражении. Он вычисляется путем деления темпа роста поступлений налогов на индекс потребительских цен (ИПЦ), выражающий уровень инфляции, и полученный результат умножить на 100 . При этом, используя показатели темпа роста поступлений налогов и сборов в номинальном выражении и темпов роста инфляции, можно рассчитать, какой прирост налоговых поступлений получен за счет инфляции, а какой – за счет других факторов.
Налоговый потенциал рассчитывается с помощью валового регионального продукта и стандартной ставки налогообложения. Валовой региональный продукт рассматривается как потенциальная налоговая база обложения по всем взимаемым налогам. Стандартная ставка рассчитывалась как отношение налоговых доходов бюджетной системы к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Расчеты показали, что стандартная ставка в 2007 – 2011 годах наибольшего значения достигла в 2008 году. Можно сказать, что в среднем налоговый потенциал имеет тенденцию к увеличению.
Также расчет выявил невысокую налоговую активность. При норме индекса налоговой активности равного 1 он фактически составил 0,6 . Это говорит о том, что в бюджет региона поступает больше половины от потенциально возможного объема налогов, но вместе с тем свидетельствует о том, что в регионе имеются собственные ресурсы для роста доходов бюджета и населения. Однако, наблюдаются значительные расхождения между рассчитанным и фактическим налоговым потенциалом региона. Наличие данного обстоятельства говорит о том, что налоговые доходы республики могут быть достаточно выше, чем имеется сейчас.
В третьей главе были выделены механизмы эффективного управления налоговым потенциалом региона и предложены концепции формирования регионального налогового потенциала.
На процесс формирования налогового потенциала региона оказывают существенное влияние следующие ключевые блоки: нормативно-законодательный; экономический; бюджетный.
В основе предлагаемой концепции формирования регионального налогового потенциала лежат следующие положения:
1. Концепция формирования
налогового потенциала состоит
из следующих базовых
2. Концепция составлена
на основе иерархического
3. Концепция формирования
налогового потенциала
Таким образом, каждый регион должен стремиться к увеличению своего налогового потенциала, используя все возможности.