Налоговый потенциал территории и методы его оценки ( на примере Республики Татарстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение формирования налогового потенциала Республики Татарстан, выявление механизмов его увеличения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- изучить теоретические основы определения налогового потенциала;
- рассчитать налоговый потенциал Татарстана;
- предложить механизм эффективного управления налоговым потенциалом региона.

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы налогового потенциала 9
1.1 Понятие налогового потенциала и его сущность 9
1.2.Методы оценки налогового потенциала 13
2. Налоговый потенциал Республики Татарстан 17
2.1. Расчет налогового потенциала 17
3. Совершенствование управления налоговым потенциалом региона. 23
3.1. Механизм эффективного управления налоговым потенциалом регион 23
Заключение 26
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Налоговый потенциал РТ 2012.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)
  • Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) предполагает использование детальной информации по налоговым базам отдельных налогов;
  • Упрощенный метод предполагает использование данных по десяти основным налогам, которые составляют почти 90% всех налоговых доходов региона;
  • Фактический метод предусматривает расчет налогового потенциала исходя из фактических значений налоговых сумм с учетом льгот и недоимок.
  • Метод оценки налогового потенциала  через валовой региональный продукт (ВРП)
  • Метод регрессионного анализа.

 

Во второй главе курсовой работы был произведен расчет налогового потенциала территории на примере Республики Татарстан на основе метода, основанного на валовом региональном продукте (ВРП). Метод, основанный на показателях ВРП, определяется как суммарная стоимость товаров, работ и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов муниципальных образований (земли, труда и капитала) за данный период времени, и включающий все доходы, генерируемые внутри региона, независимо от места проживания работников или регистрации предприятий. Рассчитывая налоговый потенциал на основе ВРП необходимо также учитывать индекс потребительских цен (инфляцию), оказывающий прямое воздействие на динамику поступления налогов и сборов. Показатель отношения объема поступивших налогов и сборов к ВРП характеризует налоговую нагрузку. При сравнении этого показателя за ряд лет можно сделать вывод об уровне собираемости налогов.

Другим показателем, который позволит выявить действительные тенденции в изменении динамики поступлений налогов, является темп роста поступлений налогов в реальном выражении. Он вычисляется  путем деления темпа роста поступлений налогов на индекс потребительских цен (ИПЦ), выражающий уровень инфляции, и полученный результат умножить на 100 . При этом, используя показатели темпа роста поступлений налогов и сборов в номинальном выражении и темпов роста инфляции, можно рассчитать, какой прирост налоговых поступлений получен за счет инфляции, а какой – за счет других факторов.

Налоговый  потенциал  рассчитывается с помощью  валового регионального продукта и стандартной  ставки  налогообложения. Валовой  региональный продукт рассматривается  как потенциальная налоговая  база обложения по всем взимаемым налогам. Стандартная ставка рассчитывалась как отношение налоговых доходов бюджетной системы к валовому внутреннему продукту (ВВП).

Расчеты показали, что  стандартная ставка в 2007 – 2011 годах  наибольшего значения достигла в 2008  году. Можно сказать, что в среднем налоговый потенциал имеет тенденцию к увеличению.

Также расчет  выявил невысокую налоговую активность. При норме индекса налоговой активности равного 1 он фактически составил 0,6 . Это говорит о том, что в бюджет региона поступает больше половины  от потенциально возможного объема налогов, но вместе с тем свидетельствует о том, что в регионе имеются собственные ресурсы для роста доходов бюджета и населения. Однако, наблюдаются значительные расхождения между рассчитанным и фактическим налоговым потенциалом региона. Наличие данного обстоятельства говорит о том, что налоговые доходы республики могут быть достаточно выше, чем  имеется  сейчас.

В третьей главе были выделены механизмы эффективного управления налоговым потенциалом региона и предложены концепции формирования регионального налогового потенциала.

На процесс формирования налогового потенциала региона оказывают  существенное влияние следующие  ключевые блоки: нормативно-законодательный; экономический; бюджетный.

В основе предлагаемой концепции формирования регионального налогового потенциала лежат следующие положения:

1. Концепция формирования  налогового потенциала состоит  из следующих базовых элементов:  анализ, определение возможностей  региона в плане ресурсов, формирование налоговых обязательств, выделение конечного результата.

2. Концепция составлена  на основе иерархического принципа.

3. Концепция формирования  налогового потенциала представляет  собой непрерывный процесс, который  подлежит постоянной корректировке.

Таким образом, каждый регион должен стремиться к увеличению своего налогового потенциала, используя все возможности.

 

Список используемой литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая по состоянию на 10 июля  2012 г.
  2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор – Пресс, 2004.
  3. Боровикова Е.В. Налоговое и бюджетное планирование в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях: теория и практика. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2007. 336 с.
  4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.- М.: ГУ ВШЭ, 2001
  5. Дзагоева М.Р. Институциональный подход к исследованию налогового потенциала и налогового бремени // Вестник финансовой академии. 2004. N 1. С. 56 - 65.
  6. Кадочников П., Луговой О. Моделирование динамики налоговых поступлений и оценка налогового потенциала территорий. М.: ИППП, 2001.
  7. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 2005
  8. Морозова Т.Г. Региональная экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
  9. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2003
  10. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  11. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2005. – 719с.
  12. Сабитова Н.М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. – 2003. – №2.
  13. Трунин И.В. оценка налогового потенциала субъектов Федерации и разработка методики распределения Фонда финансовой поддержки регионов на 2000г. -М.:ИППП, 2004г. ;
  14. http://www.nalog.ru (Федеральная Налоговая Служба).
  15. http://www.minfin.ru (Министерство Финансов РФ)
  16. http://minfin.tatarstan.ru/rus/otcet.htm
  17. http://1997-2011.tatarstan.ru
  18. http://www.gks.ru ( Федеральная Служба Государственной статистики)
  19. http://www.businesspress.ru (Обзор прессы)
  20. http://mert.tatar.ru/rus/RT2009.htm
  21. http://info.tatcenter.ru/section/37/
  22. http://www.r16.nalog.ru/
  23. http://nic.pirit.info/200612/147.htm
  24. http://www.tatstat.ru/
  25. http://tatarstan.ru/
  26. http://tatarstan.ru/about/economy.htm
  27. http://www.minregion.ru/
  28. http://www .mfsk.ru
  29. http://www. rt-online.ru
  30. http://info.minfin.ru/gdp.php

 


Информация о работе Налоговый потенциал территории и методы его оценки ( на примере Республики Татарстан)