Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

1.НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА...................................................................................................6

1.1 Понятие доходов бюджетов...........................................................................6

1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета.............................................12

1.3.Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов..................................................................................................................15

2. АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ............................18

2.1 Структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ...................18

2.2 Динамика неналоговых доходов федерального бюджета РФ....................20

3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ.............................................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28

Список использованной литературы...................................................................30

Словарь терминов………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 55.76 Кб (Скачать документ)

      К возмездным доходам относятся  всякого рода сборы, которые рассматриваются в качестве платы за определенные государственные услуги (например, сбор за государственную регистрацию юридических лиц), плата за пользование государственным имуществом, в том числе объектами, находящимися в собственности государства или субъекта Российской Федерации (например, арендная плата за землю или иную недвижимость), государственная пошлина.

      Ряд доходов бюджета (например, государственные сборы, государственная пошлина) носят относительно возмездный характер. При названных платежах получаемая плательщиком государственная услуга не имеет точно выраженной стоимости, поэтому трудно говорить, получил ли плательщик эквивалент тем денежным суммам, которые были взысканы с него государством.

      К безвозмездным доходам относятся,  например, налоги – уплачивая налоги налогоплательщик ничего взамен не получает.

      По способу движения денежных  средств доходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на безвозвратные и возвратные.

      К безвозвратным доходам относятся  налоги, средства, полученные в качестве финансовой помощи из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и т. п.), пожертвования граждан и юридических лиц.

     К возвратным доходам относятся те поступления, которые образуют долг субъекта Российской Федерации, требующий своего погашения.

      В зависимости от вида правового  акта, лежащего в основании получения дохода доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на:

    • доходы, основанные на односторонне-властном  велении, например, налоги;

    • доходы, основанные на соглашении  органа, представляющего субъект Российской Федерации, с плательщиком. Примером такого рода доходов выступают, доходы, полученные в результате размещения государственного займа;

    • доходы, основанные на одностороннем  акте плательщика. Примером такого рода доходов выступают денежные средства, поступившие из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи, пожертвования граждан, юридических лиц, международных организаций, применительно к которым в настоящее время обычно используется термин «грант», и т. п.

      В зависимости от назначения  платежа доходы бюджета субъекта Российской Федерации могут подразделяться на общие (универсальные) и целевые (специальные).

      Большая часть платежей носит  общий характер, т. е. поступая  в бюджет, они обезличиваются, смешиваются с другими поступлениями и распределяются без всякой связи со своим источником. Однако могут существовать и целевые доходы. Они предназначены для финансирования строго определенных расходов субъекта Российской Федерации, определяемых конкретной его функцией. В качестве таковых обычно выступают доходы целевых бюджетных фондов.

К целевым  бюджетным фондам относятся фонды  денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов  или иных поступлений и используемые по отдельной смете. Речь идет о доходах:

    • территориальных дорожных фондов (налог на пользователей автомобильных  дорог, налог с владельцев транспортных  средств, прочие поступления);

    • территориальных экологических  фондов;

    • территориальных фондов воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

    • Федерального агентство по атомной энергии;

    • целевых бюджетных фондов  субъектов РФ, утверждаемых законодательными (представительными) органами субъектов  РФ.

      Средства целевого бюджетного  фонда не могут быть использованы  на цели, не соответствующие назначению  целевого бюджетного фонда. Доходы  целевых бюджетных фондов в  составе доходов бюджетов всех  уровней бюджетной системы РФ  учитываются отдельно. 
 
 

1.2 Особенности неналоговых  доходов бюджета

      Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их от налоговых.

      Большинство неналоговых платежей  имеет двусторонний характер. То  есть субъекты правоотношений  по поводу уплаты большинства  неналоговых платежей имеют взаимные  права и обязанности. Так, государство  как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано  совершить соответствующие действия  в пользу плательщиков этих  платежей, например предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либо услуги и т.п. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характер возмездности.

      В отличие от налогов, которые  всегда являются обязательными  платежами, неналоговые доходы  могут иметь форму обязательных  и добровольных платежей. Большая  часть неналоговых доходов формируется  за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается  принудительным взысканием в  определенном порядке в случае  неуплаты в предусмотренных случаях.  Однако основания уплаты обязательных  неналоговых и налоговых платежей  неодинаковы: налоги уплачиваются  при наличии налогооблагаемого  объекта, а основанием уплаты  обязательных неналоговых платежей  является совершение компетентными  органами в пользу юридических  и физических лиц определенных  действий (предоставление тех или  иных прав, выполнение работ, услуг). Уплата добровольных платежей, включаемых  в группу неналоговых доходов  государства, основана на соответствующем  волеизъявлении юридических и  физических лиц. Методы привлечения  дополнительных денежных средств  на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы.

      Особенностью неналоговых платежей  является и то, что для них  в большей степени, чем для  налогов, характерен признак целевой  направленности в использовании  поступлений по ним. Целевое  направление использования неналоговых  доходов государства устанавливается  при введении неналоговых платежей  и закрепляется в правовых  актах, определяющих порядок исчисления  и взимания каждого конкретного  платежа. Неналоговые доходы государства,  как правило, аккумулируются в  государственных бюджетных и  внебюджетных фондах, формируемых  на федеральном уровне и на  уровне субъектов Российской  Федерации. Однако поступления  по некоторым неналоговым доходам  государства могут передаваться  органам местного самоуправления  для зачисления их в соответствующие  местные бюджеты в порядке,  установленном законодательством.

      По отношению к неналоговым  доходам, как правило, не определяются  конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые  элементы.

      Неналоговые платежи обязательного  характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом.

      В целом неналоговые доходы  отличаются от налоговых субъектным  составом, содержанием прав и  обязанностей участников финансовых  правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Зарубежный опыт  формирования неналоговых  доходов

      В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

      Во всех странах большую часть  доходов всех бюджетов составляют налоги.

      В Центральных и Европейских  странах доля налогов 80 - 90%, в  США - 95%. В территориальных и  местных бюджетов налоги составляют  более 50%.

Финансовая  система Великобритании включает в  себя четыре традиционных звена:

    • государственный бюджет;

    • местные бюджеты;

    • специальные внебюджетные фонды;

    • финансы государственных предприятий.

   Основная часть расходов финансируется  из консолидированного фонда  (98%), который формируется преимущественно  налоговыми поступлениями (95%).

   К неналоговым поступлениям относят  доходы от продажи государственной  собственности, административные  взыскания и др.

   Доходная часть национального  фонда займов формируется за  счет процентов, поступающих от  корпораций и местных органов  власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов.

   Бюджетное устройство США является  федеративным и состоит из  трёх уровней:

    • федеральный бюджет;

    • бюджеты 50 штатов – членов  федерации;

    • бюджетов 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, тауншипов и т.п.).

   Доля налоговых поступлений в  общей сумме поступлений бюджета  США колеблется на уровне 90 процентов.  Соответственно доля неналоговых  доходов составляет порядка 10%.

   Таможенные пошлины и многочисленные  прочие источники вносят гораздо  меньший вклад в доходную часть  американского бюджета, по сравнению  со сбором налогов.

   К неналоговым доходам региональных  бюджетов относятся доходы от  предприятий, находящихся в муниципальной  собственности, арендной платы,  санкций, налагаемых за нарушение  законодательства, добровольных взносов  юридических и физических лиц.

   В формировании доходной части  региональный бюджетов участвуют  и такие поступления из вышестоящих  органов, как дотации и субвенции,  при помощи которых государство  имеет возможность покрывать  дефицит местных бюджетов.

   Основную долю в структуре  неналоговых доходов местных  бюджетов зарубежных стран составляют  доходы от государственной собственности  муниципалитетов.

   Можно отметить, что по неналоговым  доходам местных бюджетов зарубежных  стран наблюдается следующая  структура, так в доходы США  поступает порядка 12% неналоговых  доходов из общей суммы доходной  части, Франции – 15%, Германии  порядка 31%, Англии – 34%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ  ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА РФ 

2.1 Структура неналоговых  доходов бюджета

        В российском законодательстве к неналоговым доходам бюджетов относятся:

    • доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением  имущества автономных учреждений, а также имущества государственных  и муниципальных унитарных предприятий,  в том числе казенных;

Информация о работе Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры