Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

1.НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА...................................................................................................6

1.1 Понятие доходов бюджетов...........................................................................6

1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета.............................................12

1.3.Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов..................................................................................................................15

2. АНАЛИЗ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ............................18

2.1 Структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ...................18

2.2 Динамика неналоговых доходов федерального бюджета РФ....................20

3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ.............................................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28

Список использованной литературы...................................................................30

Словарь терминов………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 55.76 Кб (Скачать документ)

    • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

    • доходы от платных услуг,  оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

    • средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного  Российской Федерации, субъектам  Российской Федерации, муниципальным  образованиям, и иные суммы принудительного  изъятия;

    • средства самообложения граждан;

    • иные неналоговые доходы.

   Неналоговые доходы федерального  бюджета формируются:

    • доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности России - по нормативу  100%;

    • запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней  - по нормативу  100%;

    • части прибыли унитарных  предприятий, созданных Россией,  остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей - в размерах, устанавливаемых Правительством;

    • сборов за выдачу лицензий  на производство и оборот этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции - по нормативу 100 процентов;

    • таможенных пошлин и таможенных  сборов - по нормативу 100 процентов;

    • платы за использование лесов  в части минимального размера  арендной платы - по нормативу  100%;

    • платы за пользование водными  объектами, находящимися в федеральной  собственности, - по нормативу 100 процентов;

    • платы за пользование водными  биологическими ресурсами по  межправительственным соглашениям  - по нормативу 100 процентов;

    • платы за негативное воздействие  на окружающую среду - по нормативу  20 процентов;

    • консульских сборов - по нормативу  100 процентов;

    • патентных пошлин - по нормативу  100 процентов;

    • платы за предоставление  информации о зарегистрированных  правах на недвижимое имущество  - по нормативу 100 процентов;

    • прибыль Банка России, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, - по нормативам, установленным законом;

    • доходы от внешнеэкономической  деятельности. 
 
 
 
 

2.2 Динамика неналоговых  доходов Федерального  бюджета

      Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

      Большинство неналоговых платежей  имеет сравнительно небольшой  удельный вес в доходах бюджета,  однако порядок их исчисления  и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

      Роль и значение неналоговых  доходов в консолидированном  бюджете  отражены в таблице 1.

Таблица 1. Доходы  консолидированного бюджета РФ, млрд.руб

Статьи  дохода 2005 2006 2007 2008 2009 (за 9 месяцев)  
  КБРФ   ФБ      КБСРФ    КБРФ ФБ  КБСРФ    
Налоговые доходы 9617,7 5 232,5           4 385,2        5568,4              2 818,3           2 750,1            
Неналоговые доходы        4570,6          4041,9            528,7          2601,9              2294,9            307                
Безвозмездные поступления 1206  1,3               1204,7         1219,2              0 1219,2             
Доходы  от   предпринимательской деятельности 

и иной

приносящей доход         

            

80,2            0 80,2            46,6                1,3               45,3               
ИТОГО ДОХОДОВ             15474,7         9275,9            6198,8         9436,1              5114,4            4321,7             
 

           В таблице 2 отражено изменение доли каждой отдельной статьи доходов в структуре консолидированного бюджета РФ (консолидированный бюджет принят за 100%). 

      Таблица 2. Доли различных статей доходов в структуре консолидированного бюджета РФ, %

  2005 2006 2007 2008 2009
Налоговые доходы                                                        65,9%        63%          62,6%        62,2%        59%         
Неналоговые доходы                                                      26,5%        29,6%        26,6%        29,5%        27,6%       
Безвозмездные поступления                                               6,7%         6,5%         9,9%         7,8%         13%         
Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности      0,7% 0,8%         0,9%         0,5%         0,5%        
 

      Наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. При этом, доля налоговых доходов консолидированного бюджета РФ занимает более 65% в 2005 году, и уменьшается за анализируемый период. В 2009 году доля налоговых поступлений снизилась к уровню 59%.

      Следует отметить рост  в структуре доходов неналоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ.

      Безвозмездные перечисления в  консолидированный бюджет составили  6,7% в доходах на 2005 год, далее  происходит рост до уровня  в 13% в 2009 году благодаря поступлениям  денежных средств в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

      Доходы от предпринимательской  деятельности занимают очень  малую часть в доходах консолидированного  бюджета РФ, и занимают порядка  0,7% в 2005 году, и 0,5% в 2008 году. При  этом доходы от предпринимательской  деятельности сформированы преимущественно  за счет поступлений в консолидированный  бюджет субъектов РФ, в то время  как данные доходы в федеральный  бюджет поступают в весьма  малом объеме.

      В последние годы наряду с  налоговыми доходами произошел  и существенный рост неналоговых  доходов местных бюджетов, поступления  которых в отличие от налогов  и сборов в значительной степени  зависят от эффективности деятельности  органов местного самоуправления. Фактические поступления неналоговых  доходов в 2009 году составили  2601,9 млрд. руб., что превышает уровень  2005 года на 509,4 млрд. рублей, или 24,3%

      Рост неналоговых доходов к  уровню 2006 года по городским округам  составил 3,5% или 79,3 млрд. руб., по  поселениям 1,3% или 79,3 млрд. руб. По  муниципальным районам удельный  вес неналоговых доходов к  уровню 2006 года снизился на 4,8 или  17,7 млрд. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

      Считается, что налоговая форма поступления доходов имеет ряд преимуществ перед неналоговой, обладает наибольшей стабильностью, устойчивостью и предсказуемостью. Однако, по моему мнению, неналоговые источники доходов могут стать основой доходной базы регионального бюджета, так как их объем полностью зависит от активности и управленческой эффективности региональных органов власти.

      Стабильный рост неналоговых  доходов повышает диверсификацию  доходов по видам поступлений.  Если тенденция к росту доли  неналоговых доходов продолжится,  она может значительно улучшить  структуру бюджета, положительно  сказаться на уровне доходов.

      Серьезным резервом пополнения  доходной базы бюджетов РФ  является рост доходов от использования  государственной и муниципальной  собственности, что возможно лишь  при эффективном управлении государственными  активами, установлении жесткого  контроля со стороны государственных  органов за использованием объектов  недвижимости, находящихся в ведении  государственных и муниципальных   предприятий и организаций, эффективном  регулировании ставок арендной  платы.  Продажа неэффективной  муниципальной собственности инвесторам  будет способствовать снижению  затрат на содержание объектов, прежде всего, учреждений, финансируемых  за счет бюджетов.

      Политика государственных органов власти и органов местного самоуправления  в сфере управления региональной и муниципальной собственностью должна реализовываться путем оптимизации объема и состава находящейся у регионов собственности, осуществления мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, создания реестра показателей экономической эффективности, а также повышения эффективности управления находящимися в государственной и муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ.

      В методических рекомендациях  Минфина России отмечается, что  увеличению доходов от использования  муниципального имущества способствует  систематизация сведений о его  наличии и использовании. Для  большинства руководителей местных  администраций очевидно, что первым шагом к увеличению объёма неналоговых доходов бюджета является инвентаризация муниципальной собственности, а вторым - учет его использования. Практически это означает создание в муниципальном образовании информационной системы управления имущественно-земельным комплексом. В рамках такой подсистемы возможно ведение реестра, содержащего необходимые сведения по земельным участкам и объектам недвижимости, принадлежащим муниципальному образованию, а также финансовый учет отношений аренды, передачи прав, продажи собственности на основании соответствующих договоров.

   Неналоговые доходы чрезвычайно  разнообразны и по своей природе  имеют между собой мало общего, за исключением того отрицающего  признака, что они не могут  быть отнесены к налогам. Аппараты  извлечения неналоговых доходов  различны и по своему техническому  совершенству уступают налоговому  аппарату.

   Различить налоговые и неналоговые  сборы с достаточной степенью  определенности возможно по формальному  признаку: включение или невключение их в перечень взимаемых на территории Российской Федерации налогов и сборов. Разграничение необходимо для решения проблем, возникающих в рамках налоговых отношений, поскольку отнесение сбора к налоговому платежу означает распространение на него общего режима налогообложения. В бюджетной сфере разграничение необходимо для правильного учета доходов в рамках бюджетной классификации.

   В целях уменьшения неблагоприятных последствий отсутствия четких критериев деления фискальных сборов и неналоговых доходов необходимо принять следующие меры:

Информация о работе Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры