Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:03, курсовая работа
Государственная гарантия – это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, при котором государство-гарант дает обязательство полностью или частично отвечать за исполнение лицом, которому предоставляется гарантия, обязательства перед третьими лицами. Гарантия должна выдаваться в письменной форме, в противном случае она является недействительной. Государство несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Его обязательство перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. При этом государство вправе потребовать от получателя гарантии полного возмещения той суммы, которая была уплачена третьему лицу.
Введение 3
Глава 1 Система обязательного медицинского страхования
1.1Модели системы ОМС 6
1.2 Расчет и использование фонда медицинского страхования 15
Глава 2 Развитие медицинского страхования в России 27
Глава 3 Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения 30
Заключение 32
Библиографический список 36
6. Отсутствие механизма реализации нормы ст. 13 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ” в части представления налоговых льгот страхователям, заключающим договоры добровольного медицинского страхования, тормозит развитие добровольного медицинского страхования.
Решение перечисленных проблем может быть достигнуто принятием следующих решений:
1) принятие Постановления Правительства России об утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования РФ;
2) подготовка проекта Указа Президента РФ о мерах по контролю за соблюдением администрациями субъектов РФ требований федерального законодательства и принятых на основе его нормативных актов по обязательному медицинскому страхованию;
3) обеспечение реализации системы обязательного медицинского страхования в полном объеме на уровне субъектов РФ под угрозой ответственности и отзыва лицензии;
4) определение форм и методов контроля за деятельностью Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования, имея в виду внесение изменений в Положение о фондах обязательного медицинского страхования;
5) подготовка проекта Постановления Правительства РФ об утверждении Единых правил обязательного медицинского страхования;
6) изменение условий лицензирования в связи с новыми правилами обязательного медицинского страхования;
7) утверждение Единых
правил размещения средств
В комплексе проводимых социально-экономических реформ важнейшее место отводится страховой медицине. Переход к ней обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении и развитием сектора платных услуг. Медицинское страхование позволяет каждому человеку напрямую сопоставлять необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерять потребности в медицинской помощи и возможность ее получения необходимо вне зависимости от того, кем производятся затраты: непосредственно индивидуумом, предприятием, предпринимателем, профсоюзом или обществом в целом [2].
В экономико-социальном отношении переход на страховую медицину в России является объективной необходимостью, которая обусловлена социальной
незащищенностью пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточной
технической оснащенностью. Низкий уровень заработной платы медицинских
кадров, обусловленный недостатком бюджетных средств, приводит к социальной незащищенности работников государственного здравоохранения.
Неудовлетворительная обеспеченность объектов медико-индустриального комплекса оборудованием и инструментарием, медикаментозными средствами, большая степень износа существующего медицинского оборудования обусловили их невысокий организационно-технический уровень. Плановые методы хозяйствования, использовавшиеся в нашей стране, предполагали централизованное управление как народным хозяйством в целом, так и отдельными его отраслями, в том числе и здравоохранением.
Система управления народным хозяйством и отраслями была построена таким образом, что все важные хозяйственные, экономические и финансовые решения принимались централизовано на государственном уровне. Поэтому основным источником финансирования здравоохранения был государственный бюджет. Кризис экономики страны привел к падению производства изделий медицинского назначения, разрыву внешнеэкономических связей, закрытию ряда нерентабельных объектов медицинской промышленности. Растущий дефицит бюджета обусловил нехватку финансовых средств, обострение
ситуации в отраслях, финансировавшихся по остаточному принципу.
Для кардинального преодоления кризисных явлений в сфере охраны здоровья необходимо преобразование экономических отношений, разгосударствление и приватизация собственности, а также переход здравоохранения на путь страховой медицины.
Система медицинского страхования даст отрасли ряд дополнительных преимуществ:
1. расширение финансовых возможностей за счет активного привлечения
внебюджетных ресурсов, прежде всего средств хозрасчетных предприятий;
2. децентрализация управлений лечебно-профилактической деятельности путем передачи субъектам Федерации и территориям основных прав по созданию и использованию фондов обязательного медицинского страхования;
3.повышение эффективности применения хозяйственной самостоятельности объектов социально-медицинского комплекса; создание предпосылок для перехода к рынку медицинских услуг при сохранении их преимущественной бесплатности для социально незащищенных слоев населения;
4. усиление социальной и экономической ответственности персонала
медучреждений за результаты своей работы;
5. создание материальной заинтересованности граждан и предприятий в улучшении условий труда и оздоровлении образа жизни, природоохранной деятельности, заболеваемости за счет проведения комплекса мер по ее профилактике.
Основными принципами организации страховой медицины являются:
1. сочетание обязательного и добровольного характера медицинского
страхования, его коллективной и индивидуальной форм;
2. всеобщность участия граждан в программах обязательного медицинского страхования;
3.разграничений функций и полномочий между Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования;
4. обеспечение равных прав застрахованных;
5. бесплатность предоставления лечебно-диагностических услуг в рамках
обязательного медицинского страхования.
Вывод: Можно сказать, что к настоящему моменту в России созданы минимально необходимые правовые основы для введения обязательного медицинского страхования. территориальный фонды обязательного медицинского страхования [2]. В сегодняшних условиях переходного периода развития страны главным является сохранение функциональной работоспособности отрасли здравоохранения и обеспечения социальных гарантий гражданам при их обращении за медицинской помощью в ЛПУ системы ОМС. Для этого необходимо добиться увеличения совокупной доли валового национального дохода, направляемой на охрану здоровья населения.
Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС.
Сегодня тариф страхового взноса 3.6% от фонда оплаты труда - не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть - это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально-значимые виды медицинской помощи.
Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить , так как рост активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30% и т.д.. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.
Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять. Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.
Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц .
Еще одна острая проблема - это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.
В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:
· исполнение Закона РФ « О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным;
· в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 - 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС;
· разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.
Вывод: Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.
Договор медицинского страхования, и особенно обязательного, является в условиях новой экономической политики основным документом, регулирующим отношения сторон в сфере страховой медицины. Договор обязательного медицинского страхования имеет ряд особенностей, связанных с формой договора, условиями и порядком его заключения. Это обусловлено тем, что правоотношения обязательного медицинского страхования регулируются большим количеством нормативных правовых актов, различных по своей юридической силе. Главенствующее положение здесь, как и в случае регулирования иных гражданских правоотношений, занимает Гражданский кодекс Российской Федерации.
Глава 48 ГК РФ (ст. 927 - 970) включает в себя общие правила для всех видов страховых обязательств, которые могут возникать из договора страхования, специальных видов страхования, обязательного страхования. Согласно п. 2 ст. 927 ГК РФ договор обязательного страхования подлежит заключению только в случаях, прямо предусмотренных законом. Нормативным актом, устанавливающим обязательность медицинского страхования, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Согласно Закону медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ получение медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статьей 4 Закона установлено, что обязательное медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор обязательного медицинского страхования должен содержать перечень медицинских услуг, соответствующих программе обязательного медицинского страхования.
Разумеется, одной из основных проблем страховой медицины была до сих пор проблема финансирования. Вызвана она была, как известное, не нехваткой средств, поступающих от страхования, а тем, что эти средства направлялись не только на лечение застрахованного работающего, но и на лечение неработающего населения. Лечение этой последней категории должно было оплачиваться за счет средств бюджетов субъектов Федерации, но реальных денежных сумм на счета больничных учреждений за эти услуги не поступало.
В настоящее время существуют планы полностью заместить новым законодательством действующий Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Новый проект Федерального закона называется «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Однако против него имеется ряд существенных возражений. Смысл вводить обязательное медицинское (негосударственное) страхование есть только в том случае, если оплачиваемый им объем медицинских услуг будет шире того минимума, который предоставлен нам государственным страхованием. Тем не менее, попыток подобного сравнения пока не предпринимается. Если же расширение такого объема услуг не предусматривается, то логичным будет предположение о готовящейся замене обязательного государственного на обязательное негосударственное страхование. Правда, вопрос совмещения двух видов страхования может быть решен не только путем расширения «зоны обслуживания» одного из них, но и за счет уменьшения «государственного сектора».