Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:55, курсовая работа
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Оценка финансового состояния и улучшение его на основе
управления стоимостью (теоретический аспект)…………………………….........5
1.1. Необходимость и сущность оценки стоимости предприятия…………5
1.2. Основные показатели финансового состояния предприятия………….8
1.3. Методические основы оценки финансового состояния предприятия...............................................................................................................12
Глава 2. Современное состояние оценки финансов предприятия………………18
2.1. Практика оценочной деятельности в России и за рубежом…………18
2.2. Международные стандарты оценки……………………………………23
Глава 3. Перспективы развития оценки финансового состояния предприятия в современных условиях……………………………………………..………………28
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы …………………………………………..…34
Приложение ...………………………………………………………………………36
№ 1. Оценка на основе концепции действующего предприятия.
№ 2. Оценка при наличии опасных и токсичных веществ.
№3 Оценка Установок, Машин и Оборудования;
№ 4. Оценка Бизнеса [17, c. 60].
Например, Руководство по применению и исполнению № 4 «Оценка Бизнеса» определяет предприятие как торговую, промышленную, сервисную или организационную организацию, занимающуюся той или иной экономической деятельностью а действующее предприятие - как функционирующий бизнес, и международных стандартах оценки под стоимостью действующего предприятия понимается стоимость бизнеса или доли в этом бизнесе как действующего предприятия, а также неосязаемые элементы стоимости в бизнесе, обусловленные такими факторами, как наличие подготовленных кадров, исправно работающего оборудования, необходимых лицензий, систем и процедур. Стоимость отдельных активов как компонентов действующего предприятия определяется на основе их вклада в общее целое и обычно рассматривается как их потребительская стоимость для конкретного бизнеса и его владельца. Но при этом ни одна из этих компонент рыночной стоимости не образует. В связи с этим и в международных стандартах оценки нет детального рассмотрения вопросов оценки бизнеса. Руководство по применению и исполнению № 4 содержит более обширные замечания по поводу процесса оценки бизнеса. Они включены, чтобы показать типичные примеры того, что обычно входит в оценки бизнеса, и дать основу для сравнения с другими типами оценок.
5. Пояснительные комментарии. Изданы МКСО для обеспечения оценщиков и их пользователей более доступным и менее формальным средством для получения ответа на вопрос относительно Стандартов оценки и их применения. Комментарии, как правило, не утверждаются МКСО, однако могут служить в качестве важных толкований в широком плане либо для раскрытия общих положений и их трактовки.
Каждый из вышеперечисленных Стандартов и Руководство предназначены для широкой области оценочной практики и содержат следующие разделы [14, c. 18]:
1. Введение.
2. Сфера применения.
3. Определения.
4. Взаимосвязь со Стандартами финансовой отчетности.
5. Требования Стандартов (Руководство по применению и исполнению).
6. Замечания.
7. Требования в отношении раскрытия информации.
8. Условия отступления.
9. Дата вступления в силу.
Таким образом, менеджерам приходится решать сложнейшую задачу: создавать стоимость, зарабатывая в долгосрочной перспективе прибыль, превышающую затраты на привлечение капитала. Если капитал не приносит требуемой отдачи, рынок снижает его стоимость до тех пор, пока рентабельность не достигнет конкурентного уровня. Стоимость уничтожается.
Глава 3. Перспективы развития оценки финансового состояния предприятия в современных условиях
На современном этапе развития экономики перед анализом хозяйственной деятельности как наукой ставятся новые задачи, определяются новые направления развития.
Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.
Понятие финансового анализа разграничивается на теоретический экономический анализ (по преимуществу качественный) и конкретно-экономический (по преимуществу количественный).
Теоретический анализ - база для конкретно-финансового анализа, а финансовый анализ в широком смысле охватывает все звенья, всю структуру народного хозяйства, т.е. сферу материального производства и непроизводственную сферу.
Методы и организация анализа различны в зависимости от иерархии той или иной хозяйственной системы. Учитывая особенности в методах и организации анализа, выделяют макро- и микрофинансовый анализ. Под макроэкономическим анализом выступает анализ результатов функционирования народного хозяйства в целом и в отраслевом, территориальном и программном разрезах. Микрофинансовый анализ предполагает анализ основных звеньев народного хозяйства (предприятий, организаций).
Рыночная экономика дает полную самостоятельность предприятий в определении производственной программы на основе изучения рынка, выборе партнеров, распоряжении своей продукцией и заказами. Экономические результаты деятельности любой формы подвержены колебаниям и зависят от множества факторов.
Анализ необходим собственникам средств производства. Руководителю компании надо знать конкурентов, партеров, клиентов. Необходимо определить уменьшение или увеличение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия.
Инвесторам анализ необходим в принятии управленческих решений. При предоставлении кредитов банку надо быть уверенным в надежности предприятия, а для этого необходим анализ балансов предприятий. Поставщики должны быть уверены в платежеспособности потребителей. Анализ проводят аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации.
В рыночной экономике сущность и роль анализа заметно изменяются. Такое положение обусловлено принципиальными различиями, внутренне присущими централизованно планируемому и рыночному типам экономики.
В условиях централизованного планирования предприятие не было свободно в формировании хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, а при развитии рыночных отношений предприятия разных форм собственности сами определяют хозяйственную политику. С помощью анализа хозяйственной деятельности определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования. При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. Но главное не в том, чтобы оценить и указать на ошибки, а в разработке путей устранения этих ошибок. Анализ должен показать пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.
Хозяйственная самостоятельность ставит перед предприятием принципиально новые задачи при планировании дальнейшего развития. Предприятие формирует методы стратегического анализа, оценки влияния внешней среды на решение поставленных задач, выбор наиболее экономичных методов достижения поставленных целей.
Существует прямая связь между уровнем аналитической подготовки руководителя, качеством принимаемых им решений и степенью реализации намеченных целей. Чем сложнее задачи, сложнее хозяйственная обстановка, тем более качественным и тщательным должен быть анализ, предшествующий принятию решений. Финансовый анализ способствует уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения.
Финансовый анализ имеет большое значение не только в процессе принятия решения. Функция финансового анализа состоит в оценке закономерностей развития хозяйственных процессов, их динамики, степени напряженности, размера и характера отклонений от плана и нормативов, причин и факторов этих отклонений: в оценке состояния и использования ресурсов, результатов работы, выявлении резервов и путей повышения эффективности производства.
Анализ является своеобразным связующим звеном между всеми функциями управления, он представляет собой творческий процесс, инструмент, обеспечивающий возможность научного управления производством.
Если учет и контроль поставляют информацию, то финансовый анализ должен сделать ее пригодной для принятия решения. В условиях управления по отклонениям финансовый анализ направлен прежде всего на сопоставление фактических результатов с принятой базой, выявление отклонений от требуемого состояния и оценку его величины, причин, последствий, определение путей ликвидации или уменьшения с тем, чтобы обосновать оперативное планирование и регулирование производства.
Определяя и обосновывая направления регулирования производства, финансовый анализ в процессе исполнения решений получает новую информацию, он замыкает старый виток управления и начинает новый.
Объектом финансового анализа, предметом исследования могут быть как собственно предприятие, так и все виды производимой продукции, все этапы жизненного цикла каждого из исследуемых изделий, все факторы производства изделия, все виды хозяйственной деятельности, поставщики, потребители, конкуренты.
Анализ - промежуточное звено между экономической информацией об объекте и принятием решения. Каждый руководитель должен знать, что делается на управляемом объекте. Анализ - один из элементов механизма управления производством. Он позволяет повысить уровень научного обоснования управленческих решений.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый анализ, выделившись в последнее время в самостоятельную стадию управленческого цикла, играет еще и обеспечивающую роль по отношению к планированию, стимулированию, организации, контролю и регулированию производства. Функции управления реализуются в следующей последовательности: анализ - планирование текущее и оперативное - учет - контроль - анализ - регулирование - анализ - планирование на будущий период. Главное в этой цепочке то, что анализ должен “упреждать” принятие и завершать исполнение решений, оценивая эффективность их реализации.
Заключение
Для решения поставленных задач в начале курсовой мною переработано множество источников информации в виде книг, учебных пособий, статей с конкретных сайтов сети Интернет, нормативных документов и пр. Вся полученная информация изучена и сгруппирована по главам, для достижения поставленной цели.
Подводя итог проведенному в курсовой работе исследованию можно констатировать, что оценка финансового состояния предприятия представляет собой сложную систему, требующую постоянного совершенствования.
Первостепенное значение приобретает овладение новыми формами и методами управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Каждое предприятие, организация должны планировать свою деятельность с учетом реальных финансовых возможностей: предполагаемой прибыли, налогов и неналоговых платежей, условий привлечения кредитных ресурсов, режима инвестиций и т. п. Эффективность хозяйственных и финансовых операций во многом зависит от умения рассчитать доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, потребность в оборотных активах, результативность намечаемых вложений.
Совершенствование финансово-кредитных отношений, требует учета особенностей организации финансов предприятия, обусловленных формами собственности, отраслевой спецификой, объемами хозяйственной деятельности.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования. В современном механизме управления это является его наиболее слабым звеном. Речь идет в конечном счете о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов.
При изучении опыта зарубежных предприятий стало очевидно, что одним из важнейших факторов успеха на рынке является умение своевременно реагировать на изменения в потреблении, менять, исходя из этого, технико-экономическую политику, организационную структуру производства. Общим для всех зарубежных предприятий является также жесткая нацеленность на рынок, на удовлетворение конкретных потребностей, на функционирование в условиях стратегии «продукт-рынок», т. е. выбор области, в которой будет протекать деятельность предприятия.
В настоящее время наиболее убедительные и достоверные результаты при анализе различных сфер деятельности предприятия дает диагностика финансового состояния предприятия. Следует отметить, что методы анализа финансовой отчетности и бухгалтерского баланса являются и самыми распространенными в практике бизнеса повсеместно, причем как для крупного бизнеса, так и для мелких и средних фирм. Формально финансы являются лишь одним аспектом деятельности предприятия, однако в то же время деньги являются всеобщим эквивалентом оценки всех процессов бизнеса. Любой аспект бизнеса отражается на финансовом положении организации, что определяет некоторый финансовый результат, выраженный в денежной форме.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2011)
2.Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации"
3. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно – практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 272 с.
4. Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 342 с.
5. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управления стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 322 с.
6. Григорьев В.В. Оценка предприятий. – М., 1998. -320 с.
7. Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий. Имущественный подход: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998. – 344 с.
8. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 336 с.
9. Коупленд Том, Колер Тим, Мудрин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. – 345 с.
10. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Под ред. Н.А. Абдулова. – М.: ЭКМОС, 2000. – 322 с.
11. Попова Р. Г., Самонова И. Н., Добросердова И. И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2010. - 208 с.
Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия