Оценка эффективности государственного финансового контроля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 05:51, курсовая работа

Описание

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью деятельности государства. И чем сложнее экономическая сфера, чем сложнее и многообразнее экономические отношения, тем более сложной задачей для государства является задача по обеспечению государственного финансового контроля.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена важностью деятельности выполняемой органами государственного финансового контроля в России, а также многими проблемами, с которыми связана эта деятельность.
В данной работе автор предлагает рассмотреть различные вопросы, связанные со структурной организацией и правовым обеспечением государственного финансового контроля, эффективностью его деятельности, а также уделить внимание развитию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы будут являться:
• Выработка представления о современной организации государственного финансового контроля в России путем анализа нормативных актов, а также монографической и учебной литературы.
• Выработка мнения об эффективности современного российского государственного финансового контроля через анализ результатов деятельности его органов и рассмотрение мнений различных экспертов в рассматриваемой области.
• Анализ путей развития деятельности органов государственного финансового контроля, а также необходимых и планируемых изменений в законодательной базе, на основе которой функционирует система государственного финансового контроля.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение фактических результатов деятельности государства по осуществлению государственного финансового контроля и анализ направлений дальнейшего ее развития.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа исправл. Зубков Р.Д. гр Н2-2.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РФ» 
 
 
 
 
 

Кафедра  «Финансы» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Финансы» 

на  тему: 

«Оценка эффективности государственного финансового контроля в России» 
 
 
 
 

Выполнил

студент гр. Н3-2 Зубков Р.Д.

Научный руководитель

_________________ 
 
 
 
 

Москва 2008

 

        Содержание

 

                   Введение

       Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью деятельности государства. И  чем сложнее экономическая сфера, чем сложнее и многообразнее  экономические отношения, тем более  сложной задачей для государства  является задача по обеспечению государственного финансового контроля.

       Актуальность  данной курсовой работы обусловлена  важностью деятельности выполняемой органами государственного финансового контроля в России, а также многими проблемами, с которыми связана эта деятельность.

       В данной работе автор предлагает рассмотреть  различные вопросы, связанные со структурной организацией и правовым обеспечением государственного финансового  контроля, эффективностью его деятельности, а также уделить внимание развитию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

       Задачами  данной курсовой работы будут являться:

    • Выработка представления о современной организации государственного финансового контроля в России путем анализа нормативных актов, а также монографической и учебной литературы.
    • Выработка мнения об эффективности современного российского государственного финансового контроля через анализ результатов деятельности его органов и рассмотрение мнений различных экспертов в рассматриваемой области.
    • Анализ путей развития деятельности органов государственного финансового контроля, а также необходимых и планируемых изменений в законодательной базе, на основе которой функционирует система государственного финансового контроля.

       Целью данной курсовой работы является рассмотрение фактических результатов деятельности государства по осуществлению государственного финансового контроля и анализ направлений дальнейшего ее развития.

       Глава I. Организационно-правовые основы государственного финансового контроля в Российской Федерации

       Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  осуществляется на основании различного рода нормативно-правовых актов.

       Прежде  всего, в качестве примера таких  нормативных актов можно привести Бюджетный кодекс РФ, 157 статья «Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля» которого определяет полномочия органов государственного финансового контроля в РФ:

    • Органы государственного финансового контроля, созданные законодательным органами власти осуществляют контроль за исполнением бюджетов, готовят годовые отчеты об их исполнении, проводят различные проверки проектов бюджетов и различных целевых программ.
    • Органы государственного финансового контроля, созданные органами исполнительной власти осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета.
    • Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора могут проводить проверки бюджетов и межбюджетных трансфертов.
    • Полномочия органов государственного финансового контроля, созданных законодательными органами власти, определяются соответствующим законодательством.
    • Полномочия органов государственного финансового контроля, являющихся исполнительными органами власти, определяются Правительством РФ на федеральном уровне и соответствующими исполнительными органами власти на региональном уровне.

       Государственный финансовый контроль организуется на основе некоторых принципов и  требований. (Приложение 1).

       Следует учесть, что когда речь идет о  единой системе государственного финансового контроля, то имеется в виду не иерархически жесткоподчиненное, вертикальное объединение всех контрольных органов. «Единая система государственного финансового контроля подразумевает ее построение на единых принципах и нормах функционирования, решение поставленных задач с четким разграничением функций и полномочий органов контроля»1,  - как сказано в известной монографии, написанной  под научным руководством председателя Счетной палаты РФ С.Степашина. Каждый орган должен решать свои конкретные задачи, иметь свои объекты проверок и действовать на единых методологических и организационных принципах.

       Как правило, финансовый контроль, организованный органами исполнительной власти, называют внутренним, представительной – внешним, хотя эти определения и не закреплены в законодательстве. Так в ст. 268 Бюджетного кодекса РФ говорится о проведении службой Финансово-бюджетного надзора контроля за исполнением органами государственного финансового контроля законодательства о государственном финансовом контроле и надзоре, то есть внутреннего контроля, а в ст. 265 говорится о проведении органами законодательной власти внешнего надзора, то есть контроля за деятельность органов исполнительной власти. В качестве другого примера внешнего контроля можно привести ст. 277 где говориться о такой деятельности , как о полномочиях Счетной палаты РФ.

       Исходя  из рассмотрения этих статей, можно  дать следующие определения:

       «Внутренний контроль – это контроль исполнительной власти за деятельностью своих структур с целью более эффективной организации управления государственными ресурсами, т.е. контроль, осуществляемый внутри исполнительной власти, самоконтроль.

       Внешний контроль – это контроль за деятельностью  исполнительной власти в сфере распоряжения государственными финансами и собственностью, осуществляемый органами, независимыми от нее, органами законодательной власти2».

       Далее автор курсовой работы рассмотрит отдельные  органы государственного финансового  контроля в Российской Федерации. Прежде всего следует сказать о Министерстве финансов Российской Федерации и со служб, находящихся в его подчинении.

       «Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

       «Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении  Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров3».

       Министерство  финансов, как видно из положения, обладает множеством функций и полномочий, но его полномочия в сфере государственного финансового контроля осуществляются в массе своей через службы, находящиеся в его подчинении, таких, как Федеральная налоговая служба (ФНС России).

         ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками, участвует в выработке налоговой политики и осуществлении ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей.

       Таким образом, ФНС обеспечивает исполнение в числе других своих полномочий контрольной функции налогов  через свою деятельность.

       Помимо  ФНС в подчинении Министерства финансов РФ находится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Полномочия данной службы определены соответственным Положением о ней:

       «Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора 

       осуществляет  контроль и надзор:

       1. за использованием средств федерального  бюджета, средств государственных  внебюджетных фондов, а также  материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

       2. за соблюдением резидентами и  нерезидентами (за исключением  кредитных организаций и валютных  бирж) валютного законодательства  Российской Федерации, требований  актов органов валютного регулирования  и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

       3. за соблюдением требований бюджетного  законодательства Российской Федерации  получателями финансовой помощи  из федерального бюджета, гарантий  Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

       4. за исполнением органами финансового  контроля федеральных органов  исполнительной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре4».

       Следует отметить пересечение полномочий, определяемых вышеуказанным «Положением…» с полномочиями других органов государственного финансового контроля.

       Следующей службой в подчинении Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющей контрольную деятельность является Федеральное казначейство. Оно является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

       Контрольные функции, как и в случае со службой  Финансово-бюджетного надзора регламентируются соответствующим Положением. Так среди полномочий указанных в этом документе, есть следующие:

    • ведение сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
    • ведение учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
    • составление и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
    • получение в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации5.

       Казначейство, получая информацию об использовании бюджетных средств непосредственно от получателей средств является органом, без которого осуществление финансового контроля было бы в принципе затруднительно из-за нехватки информации об объекте контроля.

       Еще одной службой, осуществляющей государственный  финансовый контроль, является ныне выведенная из подчинения Министерства финансов Российской Федерации Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Информация о работе Оценка эффективности государственного финансового контроля в России