Оценка эффективности государственного финансового контроля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 05:51, курсовая работа

Описание

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью деятельности государства. И чем сложнее экономическая сфера, чем сложнее и многообразнее экономические отношения, тем более сложной задачей для государства является задача по обеспечению государственного финансового контроля.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена важностью деятельности выполняемой органами государственного финансового контроля в России, а также многими проблемами, с которыми связана эта деятельность.
В данной работе автор предлагает рассмотреть различные вопросы, связанные со структурной организацией и правовым обеспечением государственного финансового контроля, эффективностью его деятельности, а также уделить внимание развитию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы будут являться:
• Выработка представления о современной организации государственного финансового контроля в России путем анализа нормативных актов, а также монографической и учебной литературы.
• Выработка мнения об эффективности современного российского государственного финансового контроля через анализ результатов деятельности его органов и рассмотрение мнений различных экспертов в рассматриваемой области.
• Анализ путей развития деятельности органов государственного финансового контроля, а также необходимых и планируемых изменений в законодательной базе, на основе которой функционирует система государственного финансового контроля.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение фактических результатов деятельности государства по осуществлению государственного финансового контроля и анализ направлений дальнейшего ее развития.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа исправл. Зубков Р.Д. гр Н2-2.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

       Это орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

       Основные  функции Федеральной службы по финансовому мониторингу6:

       1) осуществление контроля и надзора  за выполнением юридическими  и физическими лицами требований  законодательства Российской Федерации  о противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

       2) сбор, обработка и анализ информации  об операциях (сделках) с денежными  средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

       3) проверка в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию  терроризма полученной информации  об операциях (сделках) с денежными  средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

       4) выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или  иным имуществом, связанных с  легализацией (отмыванием) доходов,  полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

       5) создание единой информационной  системы в сфере противодействия  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма;

       6) формирование и ведение федеральной  базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

       Деятельность  данной службы регулируется Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307) (с изменениями от 27 октября 2007 г.), а также Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г., 12 апреля, 19, 24 июля, 28 ноября 2007 г.)

       Перечисленные автором курсовой основные функции Росфинмониторинга  показывают важнейший статус этой службы среди органов государственного финансового контроля.

       После рассмотрения деятельности Минфина  и его служб перейдем к рассмотрению деятельности Счетной палаты Российской Федерации, высшего органа государственного финансового контроля в стране. О главенстве этого органа можно судить потому, что контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они принимают участие в бюджетном процессе, используют государственную собственность или имеют таможенные или налоговые льготы.

       Согласно  Конституции (ст. 101 п. 5) «Для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и  Государственная Дума образуют Счетную  палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом».

       Согласно  закону Счетная палата Российской Федерации  осуществляет7:

       – контроль за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

       – определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

       – оценку обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

       – финансовую экспертизу проектов федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы федерального бюджета или  влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

       Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

       – получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

       – используют федеральную собственность  либо управляют ею;

       – имеют предоставленные федеральным  законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

       Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации.

       Контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, министерств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

       Из  текста закона прекрасно видно ведущее  положение Счетной палаты Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля. Более того, деятельность Счетной палаты является настолько важной, что действия по ее нарушению ведут за собой уголовную ответственность.

       Помимо  названных автором курсовой работы органов государственный финансовый контроль осуществляется Центральным  Банком РФ. Деятельность банка определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также другими федеральными законами.

       Банк  России является органом банковского  регулирования и банковского  надзора. Банк осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

       «Контрольная  функция Банка России также выражается в проведении анализа и прогнозирования  состояния экономики страны в  целом и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений8».

       Разговор  о структуре и об организационно правовых основах государственного финансового контроля хотелось бы завершить упоминанием еще одного органа – Контрольного управления Президента РФ.

       Его деятельность регулируется Положением о Контрольном управлении Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 729).

       Основными функциями Управления являются: организация  и проведение проверок и иных мероприятий  по контролю;

       рассмотрение  докладов об исполнении поручений Президента Российской Федерации и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;

       осуществление контроля деятельности самостоятельных  подразделений Администрации Президента Российской Федерации по поручению  Президента Российской Федерации или  Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

       осуществление по поручению Руководителя Администрации  Президента Российской Федерации контроля за исполнением сметы Администрации  Президента Российской Федерации;

       осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;

       участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;

       участие в подготовке материалов для ежегодных  посланий Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации;

       изучение  опыта работы контролирующих органов зарубежных стран9.

       Вопрос  о роли данного органа в системе  государственного финансового контроля, на взгляд автора курсовой работы, является дискуссионным, но упоминающаяся функция  контроля за исполнением национальных проектов и другие положения приведенного выше описания данной службы предполагают довольно широкий спектр полномочий.

         В завершении рассмотрения системы государственного финансового контроля РФ и организационно-правовых его основах можно еще раз коснуться разделения контроля на внешний и внутренний. Если основной целью контрольных органов исполнительной власти является проверка законности и эффективности деятельности организации, то контрольные органы законодательной власти интересует прежде всего, насколько законно и эффективно используются бюджетные средства для выполнения задач, поставленных законодателем, а также экспертно-аналитическое обеспечение законодательства и анализ его применения (сбор и обработка информации, оценка возможных последствий тех или иных редакций правовых актов, анализ имеющейся правовой базы и др.).

       Глава II. Оценка эффективности государственного финансового контроля в России

       О необходимости построения эффективного государственного финансового контроля в Российской Федерации речь идет давно. В экономической литературе за последние годы опубликовано немало работ, посвященных этой проблеме, а также приняты многочисленные правовые и нормативные акты, регламентирующие разные аспекты организации государственного финансового контроля.

       Однако, в современной России до сих пор не выработана единая политика в области государственного финансового контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация внешнего контроля между законодательными и исполнительными органами власти. В результате органы исполнительной власти всех уровней сегодня, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными бюджетными средствами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно-счетных органов, образованных законодательной властью. Это снижает уровень эффективности и государственного финансового контроля в целом.

       «Вследствие многократного дублирования проверок разными контрольными органами и невозможностью обеспечения сравнимости результатов этих проверок, а также из-за отсутствия единого государственного финансового контроля в настоящее время в РФ не полностью контролируются все государственные финансовые ресурсы, т.е. значительная часть этих ресурсов вообще остается вне контроля. И никто не может сказать, каких именно, поскольку общего учета контрольных мероприятий, проводимых разными контрольными органами, и их сводных результатов в масштабе страны тоже нет»10.

       Критерии  эффективности финансового контроля - результативность, действенность, экономичность - позволяют судить о ней только в общей форме. Конкретно оценивать практические результаты финансового контроля помогают разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей - показателей. Если критерии достижения цели контроля имеют общий характер, то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания контрольной работы, показ составных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество контроля. Показатели играют двойную роль: с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его работы, а с другой - выявляют и устраняют возникающие в подконтрольных субъектах нарушения. Показатели всегда должны содержать в себе количественную оценку проводимой контрольным органом работы.

Информация о работе Оценка эффективности государственного финансового контроля в России