Оценка системы управления финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является совершенствование действующей на предприятии организации учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации учета и контроля расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками;
- проанализировать состояние данного вопроса в колхозе «Луговское»;
- выявить возможные пути совершенствования системы учета расчетов, применяемой на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

ФиК Лиля.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

     В начале 2008 года задолженность по покупателям  и заказчикам в общей структуре  дебиторской задолженности составляла 93,74 %, к концу 2008 года ее доля снизилась  до 51,02 %.

      В 2009 году доля задолженности по покупателям и заказчикам вновь стала расти и составила 63,5 %.

      К концу 2010 года доля показателя составляет уже 67,21 %.

      Проведем  анализ дебиторской задолженности  в относительных показателях  в таблице 9.

Анализ  оборачиваемости  дебиторской  задолженности за 2008-2010 г.г.

      Таблица 9

Наименование 2008 2009 2009 Отклонение Отклонение
2008-2009 2009-2010
Выручка , тыс. руб. (В) 15892 11325 9753 -4567 -1572,00
Дебиторская задолженность покупателям и заказчикам, тыс. руб. (Дз) 150 261 617 111 356,00
Коэффициент оборачиваемости дебиторской  задолженности, (Кодз = В / Дз) 105,95 43,39 15,81 -62,56 -27,58
Длительность  оборота дебиторской задолженности, дни (Ддз = 360 / Кодз) 3,40 8,30 22,77 4,90 14,48
 

      Рассчитанные  относительные показатели оборачиваемости дебиторской задолженности  демонстрируют негативную тенденцию.

        Если в 2008 году коэффициент  оборачиваемости дебиторской составлял  106,95,  то к 2009 году он снизился  до 43,39. А в 2010 году он  снизился  еще на 27,58. Коэффициенты оборачиваемости характеризуют скорость оборота (т.е. превращение в денежную форму) средств. Чем она выше, тем выше платежеспособность, тем более высок производственно-технический потенциал предприятия.  Длительность оборота дебиторской задолженности растет, ухудшая тем самым оборачиваемость оборотных средств предприятия.

      По  этой таблице  можно  осуществлять непрерывный мониторинг дебиторских  счетов по месяцам или за более  короткие периоды времени. Сравнивая  месячные данные со среднегодовыми показателями дебиторской  задолженности, можно быстро и оперативно принимать решения по улучшению позиций с дебиторскими  долгами внутри года, квартала или месяца.

        Проведенный анализ позволят сказать, что руководству и финансовому отделу  предприятию необходимо обратить внимание на своевременный анализ дебиторской задолженности, в частности по покупателям и заказчикам с целью предотвращения образования долгосрочной задолженности и повышению показателей ликвидности предприятия.  
 
 
 
 
 

 

       3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА  РАСЧЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 

      3.1. Совершенствование  систем управления  финансами предприятия 

      Колхоз  «Луговской»  заинтересован в  сокращении сроков погашения причитающихся  ему платежей. Во-первых, получение  платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие. Во-вторых, наличие просроченной дебиторской задолженности обуславливает недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы, уплаты налогов и т.п. В-третьих, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала и, соответственно, уменьшению отдачи от его использования.

      Ускорить  поступление платежей позволяет  внедрение приемов управления дебиторской  задолженностью.

      Процесс управления дебиторской задолженностью включает:

  • контроль и анализ расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям;
  • выбор приемов ускорения поступления денежных средств и уменьшения безнадежных долгов;
  • прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;
  • оценку возможности факторинга, то есть продажи дебиторской задолженности.

      С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать систему договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты. Такими условиями могут быть:

      1) предоплата. Обычно предполагает наличие скидки;

      2) частичная предоплата. Сочетает  предоплату и продажу в кредит;

      3) передача на реализацию. Предусматривает,  что организация сохраняет права  собственности на товары, пока  не будет получена оплата за  них;

      4) выставление промежуточного счета.  Эффективно при долгосрочных  контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;

      5) банковская гарантия. Предполагает, что банк будет возмещать требуемую  сумму в случае неисполнения  дебитором своих обязательств;

      6) гибкое ценообразование. Используется  для защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут:

  • быть привязаны к общему индексу инфляции;
  • зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов;
  • учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.

      Важным  элементом ускорения поступление денежных средств и уменьшения безнадежных долгов является стратегия продаж, которая может предусматривать следующее:

      1) при невозможности полной предоплаты  необходимо попытаться получить  частичную предоплату;

      2) можно ввести определенную систему скидок;

      3) необходимо оценить влияние скидок  на финансовые результаты деятельности  предприятия. 
 
 
 
 
 

3.2. Определение  потребности  в дополнительном  внешнем финансировании  и выбор источников  его покрытия 

      В условиях стабильно функционирующего предприятия складывается определенная пропорция в источниках и активах, в их структуре.

      Данная  факторная модель анализируется  в таблице 10. 

      Расчет  темпа роста экономического потенциала предприятия

      Таблица 10.

Показатели Прошлый Отчетный  Отклонение, %
  период период
Чистая  прибыль, тыс. руб. 4026,00 35,00 0,87
Реинвестированная прибыль, тыс. руб. 200,00 3,00 1,50
Выручка от реализации, тыс. руб. 11325,00 9753,00 86,12
Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. 38039,00 38620,00 101,53
Среднегодовая величина собственного капитала, тыс. руб. 26953,00 31537,00 117,01
Коэффициент реинвестирования прибыли 0,05 0,09 172,54
Рентабельность  продаж, % 11,00 11,00 100,00
Ресурсоотдача 0,30 0,25 84,82
Мультипликатор  собственного капитала 1,41 1,22 86,77
Темп роста экономического потенциала предприятия, % 111,669 108,491 97,15
 

      В следующем году предприятие планирует  увеличить темп роста на 110 %.

      Метод процента от продаж базируется на следующих  положениях:

      1. Переменные затраты, текущие активы  и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.

      2. Процент увеличения стоимости  основных средств рассчитывается  под заданный процент наращивания  оборота в соответствии с техническими условиями бизнеса и учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства. Если производственные мощности загружены полностью, делают допущение, что потребность в основных средствах изменяется прямо пропорционально изменению объему выпуска продукции. Если возможно увеличение объема выпуска продукции за счет  дозагрузки производственной мощности, величину основных средств в плановом периоде устанавливают на уровне базовой.

      3. Долгосрочные обязательства и  акционерный капитал берутся  в прогноз неизменными, нераспределенная  прибыль прогнозируется с учетом  нормы распределения чистой прибыли  на дивиденды и чистой рентабельности  реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность продаж) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).

      4. Сопоставляя полученные значения  активов и пассивов определяют  «пробку», то есть разность сумм  активов и пассивов.

      В результате расчетов выясним  потребность в дополнительном внешнем финансировании как разность между планируемыми суммами активов и пассивов. Расчеты оформляем  в таблице 11. 
 
 
 
 
 

   Прогнозирование методом процента от продаж, тыс. руб.

       Таблица 11

Статьи  баланса Отчетный баланс Прогнозный  баланс
АКТИВ    
Внеоборотные  активы 15730 15730
Текущие (оборотные) активы 22358 24593
БАЛАНС 38088 40323
ПАССИВ    
Уставный  капитал  2553 2553
Нераспределенная  прибыль 29001 30447
Долгосрочные  обязательства 5300 5300
Краткосрочные обязательства 1234 1243
БАЛАНС 38088 39543
Потребность в дополнительном внешнем финансировании   789
 

   Следующий этап расчетов — выбор источников финансирования.

   Одной из главных задач управления финансовыми  ресурсами предприятия является формирование рациональной структуры источников средств. Несмотря на то, что собственные средства предприятия вносят прямой вклад в финансирование его стратегических потребностей и именно от доли собственных средств зависит финансовая устойчивость предприятия, заемные средства обязательно должны финансировать часть производственно-хозяйственной деятельности. Величина заемных средств и их стоимость должны тщательно анализироваться и использоваться только в том случае, если их привлечение позволяет получить приращение к рентабельности собственного капитала.

      Так как, у предприятия нет долгосрочной дебиторской задолженности, рассматривать факторинг в качестве источника мы не можем, потому сравним всего два источника внешнего финансирования деятельности предприятия:

  • кредиторская задолженность за товары, работы, услуги (коммерческий кредит);
  • банковский кредит.

      Коммерческий  кредит является разновидностью краткосрочного кредитования. Возникает спонтанно, как результат покупки товара в кредит у организации, которая придерживается определенной кредитной политики, включающей условия кредитования.

      Условия кредитования для расчетов: 1/10 нетто 30.

      Определяем  ежедневную кредиторскую задолженность:

      КЗд = 17334*(1-0,1)/360=43,3 тыс. руб.

      Размер  дополнительного кредита:

      ДК = 43,3*(30-10) = 866 тыс. руб.

      Годовая цена дополнительного коммерческого  кредита при отказе от скидки:

      Цос = 17334*0,1/866*100=200%

      Эффективная  годовая ставка:

                                                             360/20                          18

      ЭГС = (1+(ПС/1-ПС))        - 1= 1,11    -  1= 5,54*100 = 554%

      Рассчитаем  условия банковского кредитования по условиям двух банков.

      Первый  банк предоставляет кредит на следующих  условиях: номинальная ставка за кредит по простой процентной ставке наращения СПн = 18%, компенсационный остаток КО = 20%.

Информация о работе Оценка системы управления финансами предприятия