Оценка состояния рынка факторинговых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций

Содержание

Введение
Глава I Понятие и сущность факторинга
1.1Факторинг – понятие, сущность……………………………………...6
1.2Факторинг – значение…………………………………………………7
ГлаваII Механизм действия
2.1 Российский рынок факторинговых услуг…………...…………….20
2.2 Факторинг в регионах………………………………………………25
Глава III Анализ рынка 2007 – 2010
3.1 Анализ Российского рынка факторинга за 2007 – 2009 год……...27
3.2 Причины замедленного роста факторинговых услуг……………..34
3.3 Мнения специалистов……………………………………………….35
3.2 Влияние кризиса на рынок факторинговых услуг………………...38
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ).doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

- сумму  долга каждого плательщика, а  также данные о проверке его  счетов;

- условия  платежа для каждого плательщика и прочую информацию, необходимую для работы с платежными требованиями.

    Факторинговый отдел, кроме финансового положения  плательщика, характера его хозяйственных  связей и сложившейся практики взаимоотношений  с поставщиками, конкурентоспособности  поставляемой продукции, учитывает также сроки и объемы оплаченных счетов, наличие свободных собственных средств, а также предстоящие обязательства отдела, ведет картотеку невозмещенных платежей по каждому плательщику.

    Факторинговый отдел банка обычно предоставляет  своим клиентам разнообразные услуги:

- вкладные  операции;

- услуги  покупателям по погашению их  задолженности поставщикам;

- услуги  поставщикам по немедленной оплате  отгруженной ими продукции;

- услуги  поставщикам по устранению дебиторской задолженности покупателей;

- содействие  предприятиям- клиентам факторинга  в работе с банками, обслуживающими  покупателей, а также различные  консультационные услуги.

    История факторинга как правового явления  исследователями данного вопроса описывается по-разному. Одни считают факторинг проявлением современного капиталистического права, указывая на то, что он возник лишь в 30-х гг. прошлого века в США, другие находят признаки факторинга еще в Вавилонии. Однако наиболее обоснованной представляется точка зрения, в силу которой факторинг представляет собой явление, возникшее в результате трансформации средневекового английского института торгового посредничества, который в результате перенесения на "американскую почву" приобрел свои специфические черты.  
        Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). В то время крупные европейские торговые дома имели в колониях-факториях свои представительства, возглавляемые факторами (торговыми посредниками по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.  
        Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации, т.е. имела место сделка, аналогичная договору комиссии в континентальной системе права. Особенно ярко это проявлялось в сфере торговли текстилем. Но с течением времени, в связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать собственные системы сбыта своей продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого американские факторы вынуждены были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при продаже товаров (agent factoring) в институты, финансирующие производителей товаров (credit factoring). Они разработали также свое ноу-хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в США, что в настоящее время 90% производителей текстиля используют схему факторинга. 
       В начале 60-х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60-х гг. были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой оборот факторинговых операций вырос в с 1996 г. по 2001г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд. евро, причем более 96% объема факторинга пришлось на внутренний факторинг. 
       Необходимость унификации регулирования факторинговой деятельности в связи с частично международным характером ее использования привела к созыву в Оттаве в 1988 г. дипломатической конференции по принятию проектов конвенций о международном факторинге и международном финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась Конвенция УНИДРУА о международном факторинге, подписанная 28 мая 1988 г. 
Данная Конвенция сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг. Она послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, после ее принятия ряд государств ввели факторинг в систему своего гражданского права.
 
 
 

Глава II  Механизм действия 

2.1 Российский рынок факторинговых услуг.

Тенденции

    В соответствии с анализом "Эксперт  РА" рынок факторинга в России в 2007 году составит 22 млрд. долларов, то есть рост рынка по прогнозам экспертов составит около 100%. По мнению специалистов ФК "Еврокоммерц" к 2009 году объем рынка факторинга России увеличится до 70 млрд. долларов. И это весьма сдержанные прогнозы. По более смелым прогнозам, рынок будет сохранять и даже увеличивать существующий двукратный рост, таким образом, при должной активности со стороны участников рынка к 2009 году он может превысить цифру в 90 млрд. долл.  
Рост потребительского сектора, увеличение спроса на факторинговые услуги со стороны компаний оптовой торговли и сферы услуг повышает инвестиционную привлекательность рынка факторинга. По мнению участников рынка, этот вид финансирования будет развиваться, в том числе отбирая долю рынка у товарного кредита.  
       Ведущий специалист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев полагает, что в последующие годы факторинг будет занимать все большую долю рынка товарных кредитов и по итогам 2008 года может составить 17-20%.  
       Участники рынка дают более оптимистичные прогнозы. По оценкам некоторых из них, объем операций на рынке факторинга к концу года может составить 10% от всего объема операций на рынке товарного кредита, таким образом, по итогам года объем рынка факторинга составит 24 млрд долл. А председатель правления Национальной факторинговой компании Михаил Трейвиш считает, что по итогам 2010 года объем операций по факторингу может вырасти в 10-15 раз.  
        В 2006 году контрольный пакет акций одного из крупнейших операторов факторинга, компании "Еврокоммерц", был приобретен ИК "Тройка Диалог" в лице Troika Capital Partners и фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund. Тот факт, что одна из наиболее успешных российских инвесткомпаний приняла решение вложиться в факторинговый бизнес, стал важным сигналом для рынка. Тем более что пакет был куплен именно фондом прямых инвестиций такие фонды традиционно специализируются на вложениях в активы, стоимость которых в среднесрочной перспективе растет очень быстро.  
      Покупка "Еврокоммерца" пока единственная сделка на рынке, однако вероятность активизации процессов M&A в среднесрочной перспективе довольно существенна. Хотя количество потенциальных сделок сдерживается ограниченным числом игроков (сегодня - порядка 30 компаний), другие инвесторы также начинают интересоваться покупкой факторинговых бизнесов.

Участники рынка. 

Участники рынка: компании и банки  
       По данным "Эксперт РА", общая численность игроков российского рынка факторинга на сегодняшний день составляет порядка 30 компаний и банков, в то время как в Европе в среднем в одной стране работает 13 компаний.  
 
       Основные Факторы (поставщики услуг):

Факторинговая Компания Eurokommerz

Акционерный Коммерческий банк "Промсвязьбанк"

Открытое  акционерное общество Коммерческий банк "Петрокоммерц" (ОАО Банк "Петрокоммерц")

Национальная  Факторинговая Компания

Номос- Банк

ОАО АКБ "Пробизнесбанк" является головной кредитной организацией Банковской группы LIFE

Межрегиональной факторинговой компании "ТРАСТ"

АКБ "СОЮЗ" - универсальный коммерческий Банк.

Акционерный коммерческий банк "ЦентроКредит"

    Всех  операторов факторинга в нашей стране условно можно разбить на следующие  три группы:

    Первая  группа: специализированные факторинговые  компании и банки, предлагающие факторинг;

    Вторая  группа: банки, предлагающие факторинг (то, что в мире называется инвойс дискаунтинг (invoice discounting);

    Третья  группа: банки, занимающиеся схемным  факторингом.

          Компании первой группы предлагают так называемый "полный" факторинг, т.е. продукт, который может включать в себя и финансирование оборотного капитала, и страхование кредитных рисков, и учет дебиторской задолженности, и коллекторские услуги. При этом клиент может получить как все эти услуги вместе, так и какую-то одну по своему выбору.  
      Вторая же группа участников, заявляющих о предоставлении факторинга, занимается финансированием под уступку денежного требования тем, что ближе всего к тому, что в мире называется invoice discounting.  
      В рамках услуги факторинга, которую предлагает эта категория Факторов, компания получает только финансирование под уступленные права денежных требований и ничего более. Поэтому эта услуга во всем мире стоит дешевле, чем "полный" факторинг. Но по сути, это кредит, в котором в качестве обеспечения выступает дебиторская задолженность.  
      Таким образом, если компания обращается во вторую группу поставщиков факторинговых услуг, то она вправе рассчитывать на получение финансирования под уступленные права денежных требований, если же компания обращается в первую группу, то может получить следующие услуги:

  Финансирование  

Страхование кредитных рисков и рисков ликвидности 

Управление  дебиторской задолженностью, ее экспертиза и мониторинг

     Коллекторские услуги (collections)

    Серьезной конкуренции между специализированными  компаниями и банками с одной  стороны и другими банками  нет. У компаний разные продукты и, как  следствие, разные целевые аудитории. Банки работают в основном с крупным  бизнесом, специализированные факторинговые компании в основном со средним и малым. Крупный бизнес прозрачен, риски минимальны. С малым бизнесом банки пока не готовы активно работать.  
       Все же в более долгосрочной перспективе, скорее всего банки и специализированные Факторы поменяются ролями. Банки, предоставляющие только финансирование в рамках факторинга, вынуждены будут переориентироваться на работу с малым бизнесом. Эти предприятия заинтересованы, прежде всего, в решении проблем, связанных с дефицитом оборотного капитала. Крупному и среднему бизнесу нужны несколько иные услуги: оценка надежности потенциальных дебиторов, организация учета продаж и дебиторской задолженности, защита от кредитных рисков, контроль за своевременной оплатой и сбор задолженности и прочее. Именно за так называемые нефинансовые услуги крупные и средние компании готовы платить больше, чем просто за финансирование уступаемых фактору денежных требований.

Участники рынка: страховые компании

    Факторинг - комплексный продукт, включающий в  себя, в том числе, страхование кредитного риска, т.е. риска невозврата денег компанией-дебитором за поставленный товар/оказанную услугу компанией-поставщиком, и риска ликвидности - невозврата денег в срок.  
        В мире так и происходит - страхованием этих рисков занимаются и факторинговые компании, и страховые. В России пока услуги страхования как страховщиков, так и факторинговых компаний находятся в самой начальной стадии своего развития и, как следствие конкуренции между игроками не наблюдается. По словам Михаила Карякина, начальника управления страхования кредитных и специальных рисков компании "КапиталЪ Страхование": "Мотивы компаний, обращающихся за факторингом и страхованием, различаются. В факторинговые компании пока преимущественно обращаются за деньгами, а в страховые - за страхованием. Порог, после которого в факторинговую компанию идут, в первую очередь, не за деньгами, а для покрытия рисков, в России еще не перейден". Усиления конкуренции между страховщиками и факторинговыми компаниями можно ожидать лет через 5!  
       Стоит, правда, отметить, что в России рынок страхования торговых кредитов только зарождается. Пока всего две компании страхуют риски Факторов - это компании "РОСНО" и "КапиталЪ Страхование", а если говорить о страховании кредитных рисков компаний, то к этим двум можно добавить ещё компанию "Ингосстрах".

 Участники рынка: коллекторские агентства

    Коллекторские агентства на Западе выступают конкурентами факторинговым компаниям. Поскольку  целевой аудиторией коллекторских компаний, также как и факторинговых, являются организации, реализующие товары и услуги в рассрочку. При этом коллекторы предлагают целый перечень услуг, которые можно получить и в факторинговой компании: возврат задолженности; проверка деловой репутации, кредитоспособности существующих, а также     потенциальных заемщиков.

    Коллекторский бизнес, направленный на управление дебиторской  задолженностью, в том числе на взыскание долгов по кредитам, является составной частью факторингового бизнеса.  
       В нашей стране до прямой конкуренции Факторов с коллекторскими агентствами пока ещё далеко. Хотя формально коллекторы имеют право работать с банками, страховыми компаниями, негосударственными финансовыми институтами (кредитно-потребительскими кооперативами, ссудно-сберегательными ассоциациями и пр.), лизинговыми компаниями, компаниями, оказывающими услуги населению (коммунальные услуги, электроэнергия, телефония), физическими лицами, все же основной целевой аудиторией для них сейчас являются банки и работа с просроченными потребительскими кредитами.  
      Между тем, хотя формально во всем мире сделки по покупке просроченной задолженности считаются факторингом, в России Факторы говорят, что пока работают в основном с текущими и будущими правами требований. И только в случае просрочки начинают работать с проблемными долгами. И коллекторы в основном работают с долгами физических лиц, в то время как факторинговые компании - исключительно с юридическими. Потребители факторинговых услуг  
        Структура спроса на сегодняшний день такова, что 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% торговым. Такое неравномерное распределение, по мнению аналитиков, объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.  
      Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины - это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями - производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности - 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) - 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) - 12%, легкой промышленности - 5%.  
       По мнению специалистов "Эксперт РА", крупные корпорации постепенно отказываются от авансирования (то есть предоплаты за получаемую продукцию) в пользу предоставления им отсрочки.  
       На многих рынках лидирующие компании все больше начинают работать с отсрочкой платежа. По мере укрупнения бизнеса, повышения их устойчивости и надежности, все больше компаний будет требовать отсрочку платежа, и все больше компаний будет соглашаться их давать. А это ниша для факторинга и, соответственно, фактор роста.  
       По словам президента факторинговой компании "Еврокоммерц" Григория Карповского, потенциально рынок факторинга - это весь рынок отсрочек платежей. Если предприятие дает отсрочку платежа своим клиентам, то оно может использовать факторинг как инструмент развития. Пока факторинг занимает небольшой сектор этого рынка - порядка 10%. Общий объем рынка отсроченных платежей в потребительском секторе по итогам 2007 года он оценивает в $240-250 млрд. То есть в 2007 году около $25 млрд будет приходиться на рынок факторинга.
 

Информация о работе Оценка состояния рынка факторинговых услуг