Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 14:07, курсовая работа
Целью данной работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций
Введение
Глава I Понятие и сущность факторинга
1.1Факторинг – понятие, сущность……………………………………...6
1.2Факторинг – значение…………………………………………………7
ГлаваII Механизм действия
2.1 Российский рынок факторинговых услуг…………...…………….20
2.2 Факторинг в регионах………………………………………………25
Глава III Анализ рынка 2007 – 2010
3.1 Анализ Российского рынка факторинга за 2007 – 2009 год……...27
3.2 Причины замедленного роста факторинговых услуг……………..34
3.3 Мнения специалистов……………………………………………….35
3.2 Влияние кризиса на рынок факторинговых услуг………………...38
Заключение
Список литературы
Более того, Илья Старков, управляющий представительством ООО ВТБ «Факторинг» в г. Перми, считает, что в настоящее время для рынка факторинга характерно снижение конкуренции, тогда как потенциал для его развития в России огромен. «По прогнозам «Эксперт РА», в 2009 году не будет громких сделок слияния и поглощения. Однако состав лидеров на рынке может существенно измениться», – отмечает г-н Старков. По его словам ими могут стать факторинговые компании, которые по итогам второго полугодия 2008 года росли более быстрыми темпами, чем рынок в целом. Кроме того, большие шансы на лидерство есть у новых игроков факторингового рынка (из числа крупных банковских групп), таких как, например, ВТБ «Факторинг», Сбербанк, «Альфа-банк», а также у факторинговых подразделений иностранных финансовых институтов.
Необходимость существенных финансовых ресурсов – наиболее серьезная сложность, препятствующая появлению новых факторов. По оценкам Ильи Чукавина, начальника управления стратегического развития и продвижения банковских продуктов АКБ «Ижкомбанк» (Ижевск), портфель принимаемой задолженности менее 20–30 млн. рублей просто не окупится, то есть начинать факторинговую деятельность имеет смысл только с таких объемов. «Неудивительно, что лидерами рынка являются либо банковские организации, либо организации, каким-либо образом связанные с банками. С учетом сегодняшней ситуации банки вряд ли будут охотно финансировать компанию без кредитной истории в объемах, необходимых для факторинговой деятельности. Вот почему процесс появления новых игроков на рынке будет весьма спокойным», – считает Антон Добрынин, директор факторинговой компании «Акмонитал».
Также высокими являются организационные барьеры входа на рынок. «С этой точки зрения банки тоже имеют преимущества. У них уже есть опыт работы с «дебиторкой» по корпоративным клиентам, IТ-инфраструктура, системы риск-менеджмента и оценки платежеспособности компаний», – уверен Александр Кашеваров.
Подытоживая, эксперт отмечает тенденцию к вытеснению с рынка небанковских факторинговых организаций. В пользу этого утверждения говорит и практика. Как известно, в декабре 2008 года специализированная факторинговая компания «Еврокоммерц» допустила дефолт по облигациям и на сегодняшний день прекратила свою деятельность. Григорий Карповский, экс-гендиректор и бывший совладелец компании «Еврокоммерц», в интервью федеральным СМИ в качестве причины дефолта прямо указывал нехватку финансовых ресурсов. «Среди акционеров компании не было крупной структуры, способной предоставить большие объемы финансирования. Ликвидность бралась с рынка. Начиная с сентября, когда пошла жесткая фаза кризиса, это стало делать невозможно», – рассказал он в интервью. Напомним, по результатам первого полугодия 2008 года компания «Еврокоммерц» занимала первое место в рэнкинге факторов по объему уступленных долгов (оценка «Эксперт РА»). Бизнес еще одного крупного специализированного игрока факторингового рынка МФК «Траст» (5-е место по портфелю уступленных прав требований и 4-е место по числу обслуживаемых компаний, согласно итогам исследования «Эксперт РА» за I полугодие 2008 года) был куплен ОАО «Банк ВТБ». Причем по условиям сделки фактически приобретались операционные активы, то есть технологии, клиентская база и история взаимоотношений с клиентами.
Отказывают чаще. Что касается абсолютного объема рынка, то в период кризиса он претерпел существенные изменения, а ряд игроков приостановили заключение новых договоров. О болезненности темы говорит и тот факт, что некоторые участники рынка заявили «bc», что не комментируют эту тему.
Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного «Эксперт РА», в 2008 году темпы прироста рынка факторинга (по объему уступленных требований) резко замедлились – с 70–90 % в предыдущие годы до менее чем 17 %. Причем положительный прирост по итогам года, отмечает «Эксперт РА», заслуга относительно успешной работы факторов в первом полугодии 2008 года. Кроме того, значительное влияние на объемы рынка оказал дефолт крупнейшего фактора – ФК «Еврокоммерц» (его доля на рынке факторинга на 01.07.2008, по расчетам РА, составляла 22,3 %).
По прогнозам «Эксперт РА», темпы роста факторинга в 2009 году составят не более 5 %. Что касается регионального рынка, то эксперты высказывают еще более пессимистические прогнозы. Отчасти это связано с ужесточением требований к клиентам при принятии решения о факторинговом обслуживании. «Заметное на рынке сокращение разновидностей факторинга, предлагаемых факторинговыми компаниями, изменение условий получения финансирования клиентами – реакция на существующую экономическую ситуацию», – отмечает Илья Старков. Елена Траханова, начальник отдела продаж управления факторинга Альфа-Банка (Москва), констатирует: увеличение числа отказов в предоставлении факторингового обслуживания стало больше по сравнению с началом 2008 года.
Однако, по мнению г-жи Трахановой, говорить о значительном снижении объемов рынка факторинга по всей России и в Пермском крае не стоит. В частности, г-н Старков называет целый ряд отраслей, спрос которых на услуги факторинга весьма стабилен. «Это субъекты реального сектора экономики, которые поставляют продукцию, товары, услуги с отсрочкой платежа, работают на рынке В2В и их бизнес близок к конечному потребителю. Типичными примерами клиентов факторинговых компаний являются предприятия оптовой торговли, особенно в сфере пищевой и легкой промышленности, а также предприятия некоторых отраслей промышленности», – отмечает г-н Старков. По мнению Александра Кашеварова, наибольший спрос на факторинг в Пермском крае формируют производители и оптовики, поставляющие розничным сетям продукты питания и товары первой необходимости в средней и низшей ценовой категории.
Дольше кризиса. Кроме увеличения спроса на услуги факторинга кризис имел и другие выраженные последствия для рынка факторинга. В частности, общей для всех игроков тенденцией является отказ от безрегрессного факторинга. «Риски в факторинге всегда выше, чем кредитные, а с наступлением кризиса вероятность неплатежей существенно возросла. Поэтому переход к регрессному факторингу, позволяющему фактору предъявить требования поставщику в случае неплатежеспособности покупателей, – один из элементов управления рисками», – пояснил Илья Чукавин.
Также под влиянием кризиса на рынке факторинга произошел рост комиссионных ставок. При этом ожидать снижения стоимости факторинговых услуг после выхода на рынок новых игроков не следует. По мнению Ильи Старкова, демпинг со стороны новичков маловероятен, поскольку стоимость их ресурсов определяется кредитными ставками банков.
Тем
не менее эксперты «bc» уверены, что повышенный
интерес к рынку факторинга продлится
еще достаточно долго, поскольку восстановление
потребительского спроса далеко не сразу
приведет к росту товарооборота и будет
толкать вверх спрос на краткосрочное
беззалоговое финансирование. «Факторинг
до кризиса не пользовался популярностью
среди предпринимателей в силу того, что
услуга эта достаточно новая, и финансистам
компаний было непросто объяснить ее преимущества
перед кредитом, – утверждает Александр
Кашеваров. – Доля факторинга в ВВП России
сегодня составляет около 1,5 %, в то время
как в Европе этот показатель выше в разы.
Кризис заставил компании искать новые
источники и инструменты финансирования,
они оценят факторинг, и рост его объемов
в нашей стране продолжится». В связи с
этим эксперты делают вывод о том, что
молодая для нашей страны факторинговая
отрасль имеет большое будущее. В условиях
ограниченности финансовых ресурсов факторинговые
услуги дают бизнесу возможность расти
и развиваться, не замораживая финансовые
средства в дебиторской задолженности.
Заключение
Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю. С его помощью поставщик может следующее:
·
увеличить объем продаж, число
покупателей и
предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под
надежную гарантию;
·
получить кредит в размере до 90% от
стоимости поставляемого
что ускорит оборачиваемость средств.
Покупатель может:
· получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой
платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
·
избежать риска получения
· увеличить объем закупок;
· улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.
Основными доходами являются:
· проценты по кредиту;
· плата за обслуживание.
Коммерческие банки, развивая факторинговые операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
Таким
образом, можно выделить главные
экономические достоинства
· увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
· превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
· возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов
поставщиков;
· независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны
дебиторов;
· возможность расширения объемов оборота;
· повышение доходности;
· экономия собственного капитала;
·
улучшение финансового
Российские предприятия используют факторинг крайне редко - в случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткой срок. Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высоко рискованный. К тому же факторинг в современном варианте только появился на российском рынке и пока недостаточно оценены возможности его как финансового инструмента. Тормозит развитие факторинга также почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций.
Список литературы
1. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/Е.Ф. Жуков, Л.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997г.-471с.
2. Деньги, кредит,
банки.// Под ред. Г.И. Кравцовой. Мн.: ООО
"Мисанта -
1997.С.262.
3. Панова Г.С.
Кредитная политика коммерческого банка.–
М.: ИКЦ «ДИС», 2007.– 464с.
4. Печникова А.В., Макова О.М., Стародубцева
Е.Б. Банковские операции: Учебник. – М.:Форум:
Инфра-М, 2008.
5 Прилуцкий Л.. Помощь в расчете лизинговых
платежей. - М.: ж. "Лизинг-курьер",
номер 6 (6) 2008.
6. Гражданский кодекс РФ
7. Покаместов
И. Факторинг – ощутимая поддержка для
бизнеса / И. Покаместов // Финансовые технологии.
– 2008. – № 4. – С. 52-55.
8. Рубченко М. Финансовый хай-тек. /
М. Рубченко // Эксперт. – 2007. – № 45. – С.
16-20.
9. Савельев В.М. Факторинг – форма
обслуживания малого и среднего бизнеса
/ В.М. Савельев // Финансы предприятий и
организаций. – 2008. – № 2. – С. 48-50.
10. Усоскин В.М. Современный коммерческий
банк / В. М. Усоскин. – М.: Все для вас, 2008.
– 308 с.
11. Фаминский И.П. Международные экономические
отношения / И.П. Фаминский. – М.: Экономистъ,
2007. – 847 с.
12. Д.А. Патрин, И.Б. Ткач, "Факторинг
и торговое финансирование", N 1, I квартал
2008 г.
14. www expert. ru 2008
- 2009 mneniy specialistov
Информация о работе Оценка состояния рынка факторинговых услуг