Оценка состояния рынка факторинговых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций

Содержание

Введение
Глава I Понятие и сущность факторинга
1.1Факторинг – понятие, сущность……………………………………...6
1.2Факторинг – значение…………………………………………………7
ГлаваII Механизм действия
2.1 Российский рынок факторинговых услуг…………...…………….20
2.2 Факторинг в регионах………………………………………………25
Глава III Анализ рынка 2007 – 2010
3.1 Анализ Российского рынка факторинга за 2007 – 2009 год……...27
3.2 Причины замедленного роста факторинговых услуг……………..34
3.3 Мнения специалистов……………………………………………….35
3.2 Влияние кризиса на рынок факторинговых услуг………………...38
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ).doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

График 2. Факторы, не сократившие объемы финансирования во втором полугодие 2008 года, станут лидерами роста в 2009 году.  

 
Источник: "Эксперт РА" по данным анкет Факторов
 

Под знаком изменений

    Финансовый  кризис отразился не только на повышении стоимости услуг Факторов и ужесточении требований к заёмщикам. "Для клиентов в текущей ситуации стоимость факторинга передвинулась на второй план. На первом месте сейчас - возможность получить финансирование" - полагает Виктор Носов, директор Департамента факторинговых операций ОАО "Промсвязьбанк". 
       В ряде случаев Факторы запрашивают дополнительное обеспечение (в виде поручительств и залогов). "Если мы видим, что финансовое состояние клиента не блестящее, но компания достаточно типична для факторингового бизнеса, у неё есть перспективы на рынке, то мы принимаем решение по подкреплению своих позиций - запрашиваем дополнительное обеспечение. И клиенты нормально на это реагируют", - поясняет Александр Морозов, начальник управления факторинга Банка "Петрокоммерц". 
       А Банк НФК отказался от возможности, которую раньше предоставлял своим клиентам, по самостоятельному отбору дебиторов на покрытие риска неплатежа. Сейчас Банк действует по старому классическому факторинговому принципу: "все или ничего". Металлинвестбанк повышенное внимание стал уделять уровню кредитной нагрузки. Компаний с низкой кредитной нагрузкой ужесточение требований практически не коснулось. 
       Прогнозы Факторов относительно темпов роста рынка в 2009 году отличаются кардинально - одни Факторы ожидают рост, другие - падение. Наиболее оптимистичный прогноз находится в границах 5-10% роста рынка по отношению к 2008 году, наиболее пессимистичный - падение объемов рынка на 50%. По мнению "Эксперта РА" объемы рынка в 2009 году не превысят 630 млрд. руб. (прирост, если и будет, то составит не более 5% по отношению к 2008 году). 
       Качественные изменения в системе риск - менеджмента и организации бизнес-процессов положат, на наш взгляд, начало его интенсивного развития в противоположность экстенсивному, которое мы видели в предыдущие годы. "В отношении факторинга уже происходит процесс, который будет прослеживаться весь 2009 год, - "очищение" рынка факторинга. Речь идет не о каком-то негативном явлении, а об очищении в том плане, что останутся наиболее сильные и правильные с точки зрения управления рисками игроки", - считает Михаил Карякин, Начальник Управления страхования кредитных и специальных рисков "Капитал Страхование". 
На новом уровне 
       Структурные изменения на рынке факторинга и горькие уроки 2008 г. обострили проблему отсутствия регулирования. Возможно, необходимость соблюдения нормативов, подобных существующим в банковской сфере, позволила бы избежать принятия Факторами на себя чрезмерного риска. 
       Столь долгожданные поправки в ст. 825 ГК РФ, снимающие правовую коллизию по поводу необходимости лицензирования факторинговой деятельности, были восприняты рынком неоднозначно. С одной стороны, снят важнейший правовой барьер для работы факторинговых компаний без банковской лицензии, открыт доступ для новых игроков, в том числе и иностранных компаний, и "дочек" крупных государственных структур. 
      С другой стороны, именно сейчас, по мнению многих, необходим институт регулирования или саморегулирования рынка факторинга. "Поправки, которые приняла Госдума к ГК в 43 главе, скорее зафиксировали статус-кво. Единственное, к чему это приведет в ближайшее время, - к приходу на рынок иностранных игроков. Но мое глубокое убеждение заключается в том, что рынку факторинга в нашей стране, с ее короткой историей становления цивилизованных обычаев делового оборота, без регулирования жить нельзя", - считает Роман Огоньков, первый заместитель председателя правления банка НФК. 
      Будем надеяться, что созданная Ассоциация Факторинговых Компаний действительно сможет стать авторитетной саморегулируемой организацией. Такая ассоциация будет играть важную роль в отсутствие специального надзорного органа, так и в случае, если кто-то из уже существующих финансовых регуляторов расширит свою зону ответственности, включив в нее и факторинговый сегмент. 
 
 

3.2 причины замедленного роста рынка факторинговых услуг

    Рост  рынка факторинга сдерживает низкая осведомленность предпринимателей Основным препятствием для развития рынка факторинга, я считаю низкую осведомленность предпринимателей об этой услуге, а так же неготовность многих отечественных кредитных организаций развивать факторинговое обслуживание. Факторинг относят то к кредитным, то к дисконтным, то к иным банковским операциям. Между тем он не является чисто банковской операцией, предполагая постоянное финансовое обслуживание, а не разовые сделки. Все это требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. 
      Чаще всего факторинг воспринимается  как дополнительный источник денежных средств. Однако факторинг — целый комплекс услуг по аутсорсингу дебиторской задолженности, он включает и управление задолженностью, и кредитный менеджмент, и страхование риска неплатежа, а также информационные, консалтинговые услуги. 
    И именно незнание и недостаток информации об услуге влекут за собой настороженное к ней отношение. На первый взгляд факторинг кажется дорогим удовольствием, по сравнению, например, с кредитными программами. Но все зависит от целей клиента, привлекающего дополнительные средства: повышение отдачи от оборотного капитала за счет ускорения его оборачиваемости, возможность привлекать новых клиентов и вновь получать финансирование. Для привлечения клиентов компании снижают стоимость услуг Конкуренция, связанная с организацией рядом банков факторинговых подразделений, вынуждает игроков снижать расценки. В самом начале развития факторинга в России эффективная ставка могла достигать 30-40% годовых — сейчас можно говорить о средней эффективной ставке порядка 13-17%». Стоимость факторингового обслуживания чаще всего состоит из двух основных комиссий: за финансирование (начисляется на объем предоставленного финансирования в процентах годовых) и за управление дебиторской задолженностью (взимается как фиксированный процент от суммы поставки). Я хочу обратить внимание на то, что ряд игроков «потакают потребности клиента», предоставляя под видом факторинга так называемый invoce discounting — только денежное финансирование сделок, без управления задолженностью или страхования рисков. По моему мнению, такое финансирование под именем факторинга подрывает репутацию факторингового бизнеса. Invoce discounting позволяет привлекать клиентов ценами. Однако, стоит заметить, что у поставщика возникают проблемы с покупателем, он понимает, что «экономия» обошлась боком, задумывается, «стоит ли овчинка выделки», и уже для следующей сделки требует сервисное сопровождение. 
       Крупные компании снижают стоимость факторинга, создавая предложения с более низкими тарифами: «Например, если у клиента много покупателей и доля каждого из них невелика, значит риски распределены и мы готовы снизить стоимость сделки. А «стоимость денег» у всех факторов примерно одинаковая». 
       Цена факторингового обслуживания зависит от того, какой объем бизнеса клиент передает на обслуживание, и от качества переданной дебиторской задолженности. Для снижения себестоимости банки например, разработали ПО, позволяющее сократить трудозатраты при обработке документов. В результате комиссия за обработку документов снизилась в пять раз. Такое ПО входит в пакет услуг и клиенту устанавливается бесплатно». Факторы разрабатывают специальные предложения для малого и среднего бизнеса. В продвижении услуг игроки делают акцент на личные продажи. Важно донести клиенту нюансы схемы факторингового обслуживания и прояснить все возникающие вопросы на начальном этапе. Чтобы сделать клиенту предложение, «от которого невозможно отказаться», факторы изучают потребности и подстраиваются под них. Главное для клиентов — бесперебойно получать средства после постановки на факторинговое обслуживание, которое обеспечивает возможность планировать финансовые потоки. Деньги от фактора они получают почти сразу — оборачиваемость финансов у клиентов в разы ускоряется. Продавцам это выгодно — значит, выгодно и нам: растет востребованность в услуге. 

3.3 мнения специалистов  

    Многие  игроки выпускают на рынок специальные  продукты для компаний МСБ. Михаил Попов  указывает, что с развитием факторинга растет и линейка продуктов, появляются новые предложения, выгодные для различных групп клиентов. Ряд компаний предлагает услугу безрегрессного факторинга, которая уменьшает риски неплатежа — продукт особенно актуален при сотрудничестве с новыми клиентами. 
      Илья Волков сообщил, что «ФК «Еврокоммерц» определила четыре стандарта предоставления финансовых услуг на рынке факторинга, в зависимости от потребностей клиента: безлимитное финансирование, безрегрессный (безрисковый) факторинг для новых клиентов, выдача финансирования за шесть часов, финансирование от закупки товара (финансирование и продажи, и закупки). «Мы предложили клиентам факторинг не как финансовое решение, а как инструмент реализации широкого спектра бизнес-задач, — подчеркнул эксперт. — «Еврокоммерц» упростил бизнес-процесс предоставления услуг — разработал линейку «коробочных продуктов» для возможности выбрать подходящий формат финансирования: «Безлимит», «Экстренный», «Антириск», «Двойной», «Нестандарт». 
       Сергей Коровников рассказал, что для обслуживания клиентов малого и среднего бизнеса в апреле 2007 года Национальная Факторинговая Компания запустила совместный двухфакторный проект с «ОФК «УРАЛСИБ-Факторинг» по предоставлению нового продукта «Экспресс-факторинг». Его основное преимущество — скорость финансирования: компания быстро принимает решение о выдаче денег без привлечения андеррайтеров, используя скорринговые модели. Максимальная сумма финансирования сделки — 3 млн. руб. при 80% выплаты. 
      Эксперты считают, что популяризация факторинга и вывод на рынок новых факторинговых продуктов вызовут рост спроса со стороны малого и среднего бизнеса. «Предприятия МСБ — динамичные клиенты, их доля в объеме уступленных денежных требований будет расти», — уверен Александр Коротков. В ЗАО «Стройкредит Факторинг» сделки в сегменте малого и среднего бизнеса на конец 2007 года составили 37% финансирования. Как сообщил г-н Коротков, компания планирует увеличить портфель сделок по этому сегменту до 60%. В BSGV примерно 9 из 10 договоров факторинга уже сегодня заключаются в сегменте малого и среднего бизнеса.
 

    Антон Мусатов, заместитель председателя правления Национальной факторинговой  компании:

    — В ближайшие полгода можно говорить о вероятном отказе от существенных скидок по действующим тарифам. Что будет дальше с ценой денег, во многом будет зависеть от мировой конъюнктуры. На рынке происходит долгосрочное удорожание денег, инвесторы предпочитают защитную тактику, а эмитенты вынуждены приводить параметры новых размещений в соответствие с ужесточившимися требованиями рынка.Может понизиться маржа у компаний, которые в своей политике ориентировались на возможный «ценовой демпинг», то есть у тех компаний, которые были ориентированы на продажу в первую очередь только факторингового финансирования с регрессом без других составляющих классической факторинговой продуктовой линейки. Для того чтобы перестроить «производство» в условиях кризиса, факторам потребуются существенные инвестиции в инфраструктурные изменения. Те игроки рынка, которые изначально не ориентировались на ценовой демпинг, а вкладывали в риск-менеджмент и качество сервиса, могут получить в сложившейся ситуации некое преимущество.       Есть все основания полагать, что в нынешнем году рынок будет обретать более четкие и яркие границы: крупные финансовые институты продолжат специализироваться на финансировании под залог денежных требований под видом факторинга, а факторинговые компании будут пробовать себя в индустрии Asset based finance (финансирование на основе активов). Во-первых, для дальнейшего ускоренного развития рынка нужны новые предложения, во-вторых, российский потребитель дорос до того уровня, когда он может использовать помимо текущих предложений и другие решения факторинговой индустрии. Ориентируясь на потребности клиентов, наша компания предложила рынку новый продукт «предпоставочный факторинг» — финансирование заказов, то есть выплату денежных средств, под уступку будущих денежных требований. Товар покупателю будет отгружен, например, через неделю, а деньги под будущие поставки мы переводим клиенту на расчетный счет уже сегодня. Главное преимущество данного продукта в том, что клиент имеет возможность получить больше денег, чем у него на данный момент текущей дебиторской задолженности, и финансирование ограничено не сегодняшними продажами, а планами продаж в будущем.

    Сергей  Красовский, начальник управления факторинг Московского кредитного банка:

    — Ипотечный кризис в США, приведший к кризису ликвидности в международной банковской системе, затронул и рынок факторинга в России. Вследствие ограничения доступа к дешевым ресурсам темпы роста факторингового бизнеса в четвертом квартале 2007 года — традиционно «высоком» периоде — значительно замедлились.

    Деятельность  факторинговых компаний и банков, предлагающих факторинг, не замедлилась, но прекратилась тенденция снижения стоимости услуг факторинга, а по ряду операторов, работающих на минимальной комиссии, стоимость услуг факторинга вслед за ставками по кредитованию даже выросла.

    Вследствие  ужесточения условий кредитования клиенты начали придавать большее  значение использованию факторинга в качестве финансового инструмента. Можно прогнозировать в 2008 году более высокие темпы роста рынка факторинга, чем в 2007−м, вызванные растущими потребностями компаний в финансировании, а также приближением стоимостных условий факторинга к классическому кредитованию.

    Наиболее интересным сейчас представляется факторинг без регресса, так как многие компании на российском рынке проявляют интерес к этому продукту. Увеличивается количество игроков на рынке факторинга, предлагающих факторинг без регресса.

    Александр Морозов, начальник управления факторинга ОАО Банк «Петрокоммерц»:

    — Последние 5–6 лет ставки факторинга постоянно снижались, и к 2007 году лаг между ставками эффективной доходности по кредитованию и по факторингу составлял фактически 2–3 процентных пункта. Кризис ликвидности остановил процесс понижения ставок. Отрицательный момент кризиса в том, что повысились риски наших клиентов и, следовательно, наши риски. Под конец года, когда наступил сезон торговых компаний под загрузку, появились признаки кассовых разрывов у клиентов. Такие клиенты часто приходили к нам с предложением профинансировать их поставщиков: повысился спрос на реверсивный факторинг, который позволял компаниям получить или увеличить отсрочку платежа у своих поставщиков и закрыть, таким образом, кассовые разрывы в пик сезона.

    В настоящее время в некоторых отраслях оптовой торговли происходит насыщение спроса и, следовательно, снижение темпов роста торговых компаний, проявляются ошибки маркетинга и управления на фоне усиления конкуренции. В этих условиях у многих торговых компаний возникают признаки банкротства. В большинстве своем это средние и мелкие торговцы         

    — клиенты крупных (факторинговые дебиторы). Чтобы обезопасить себя от неплатежа покупателей, продавцы проявляют интерес к страхованию подобных рисков, в том числе с помощью безрегрессного факторинга. На наш взгляд, именно этот продукт будет наиболее востребованным на рынке в ближайшие несколько лет и начнет развиваться опережающими темпами. 
 

3.4 Влияние кризиса  на рынок факторинговых  услуг

 

    В апреле 2009 года в Гражданский кодекс России были внесены изменения, отменяющие необходимость обязательного лицензирования факторинговой деятельности для небанковских организаций. Таким образом, теперь этот вид услуг могут оказывать любые коммерческие юридические лица. По мнению экспертов «bc», законодательные новации неизбежно приведут к увеличению числа игроков на рынке факторинга.

    Лишь  формальность. Интерес к оказанию этого вида финансовых услуг обусловлен снижением доступности кредитов. «Факторинг – беззалоговое финансирование под уступку права денежного требования – направлен на увеличение объемов продаж, – объясняет Александр Кашеваров, управляющий Пермским филиалом Промсвязьбанка (лидер рынка факторинга). – Если до кризиса аналогом факторинга могли служить овердрафты или кредиты на пополнение оборотных средств, то сейчас альтернативы факторингу нет, поскольку выросли ставки по кредитам, требования к заемщикам, а дисконт по принимаемым залогам достигает 50 %».

    В результате сегодня на рынке факторинга спрос превышает предложение – в этом сходятся все собеседники «bc». При этом основными клиентами факторинговых компаний являются представители оптовой и розничной торговли и промышленности.

    Увеличение  спроса на факторинговые услуги может  привести и к росту обращений в коллекторские агентства, оказывающие услуги взыскания просроченной задолженности юридических лиц. «Перспективы развития услуг, связанных с обслуживанием долгового рынка, безусловно, есть, так как в экономике сохраняется проблема неплатежей», – уверен Юрий Соловьев, специалист коллекторского агентства «Равенство» (Ижевск). Эксперт отмечает, что за последние полгода уровень спроса на услуги, связанные с взысканием долгов, значительно увеличился, причем, по его мнению, объем долгового рынка до сих пор продолжает расти.

    Несмотря  на существование неудовлетворенного спроса, число новых игроков вряд ли будет большим и уж тем более  маловероятно появление компаний-факторов, которые могли бы претендовать на лидерство. Более того, некоторые  эксперты издания полагают, что законодательные новации – формальность.

Информация о работе Оценка состояния рынка факторинговых услуг