Организация кредитования физических лиц в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – провести оценку кредитования физических лиц на примере «Чувашкредитпромбанк» (ОАО), выявить проблемы и определить перспективы его развития.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
 раскрыть сущность и функции кредитования физических лиц;
 рассмотреть виды кредитов, предоставляемых населению;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, цели и задачи кредитования физических лиц в коммерческом банке……………………………………………………………5
1.1.Понятие и сущность кредита….……………………………………...…..…5
1.2.Показатели эффективности кредитования физических лиц………….…8
1.3.Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность коммерческого банка и организацию кредитования физических лиц…………………………15

Глава 2. Оценка эффективности кредитования физических лиц АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО……...………………….………………...….22
2.1.Организационно-экономическая характеристика АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО…………………………………………………22
2.2. Кредитная политика АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО…………...….27
2.3.Оценка эффективности процесса кредитования физических лиц в АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО………………………………………………....30

Глава 3. Основные направления совершенствования процесса кредитования физических лиц….…………………………………………....33
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………........41

Работа состоит из  1 файл

курсовая распечатать.doc

— 384.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Чебоксары

 

Кафедра экономики и финансового менеджмента, учета и аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление финансами в коммерческом банке»

на тему

«Организация кредитования физических лиц в коммерческом банке»

на примере АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнил _____________________

Фамилия И.О.

   Студент группы ________________

   № зачет. книжки________________

   Подпись _______________________

 

   Преподаватель __________________

                                                        Фамилия И.О.

   Должность______________________

   Оценка________ Дата_____________

   Подпись________________________

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность, цели и задачи кредитования физических лиц в коммерческом банке……………………………………………………………5

1.1.Понятие и сущность кредита….……………………………………...…..…5
1.2.Показатели эффективности кредитования физических лиц………….…8
1.3.Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность коммерческого банка и организацию кредитования физических лиц…………………………15
 

Глава 2. Оценка эффективности кредитования физических лиц АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО……...………………….………………...….22

2.1.Организационно-экономическая характеристика АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО…………………………………………………22

2.2. Кредитная политика АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО…………...….27

2.3.Оценка эффективности процесса кредитования физических лиц в АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО………………………………………………....30

 

Глава 3. Основные направления совершенствования процесса кредитования физических лиц….…………………………………………....33

Заключение………………………………………………………………………39

Список литературы…………………………………………………………........41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Потребительское кредитование является одним из основополагающих процессов в современном обществе, обеспечивающим возможность существования многочисленного среднего класса, так как позволяет реализовать практику «отложенной оплаты», которая приходит на смену распространенной в традиционных обществах практики «отложенного потребления», связанного с накоплением. По сути, следствием интенсификации развития системы потребительского кредитования является качественный скачок уровня жизни значительной части российского общества, так как кредиты позволяют широким массам немедленно актуализировать свою потенциальную потребительскую способность, благодаря чему появляется возможность обеспечить достойный уровень жизни представителям среднего класса, недостижимый другими путями в коротком промежутке времени.

С экономической точки зрения интенсификация потребительского кредитования и удешевление кредитных продуктов не только свидетельствуют о снижении инфляции и выходе экономики на этап уверенного роста, но и сами по себе, увеличивая покупательную способность населения, стимулируют развитие торговли, строительной сферы и промышленного производства.

В связи с этим, проблему развития и совершенствования кредитования потребительских нужд населения следует считать одной из актуальных в современных условиях.

Кредитование банками населения имеет большое социальное значение, так как способствует удовлетворению жизненно важных потребностей населения в жилье, различных товарах и услугах. Но кроме социальных, кредитование выполняет и чисто экономические задачи, позволяя рационально использовать временно свободные денежные средства вкладчиков. За счет кредитования банки получают большую часть прибыли.

В процессе своей активной деятельности банки сталкиваются с различного рода рисками, что может привести учреждение к банкротству с увеличением объемов кредитования, актуализируются и задачи управления кредитным риском  банка. В этой связи разработка методов оценки и механизма регулирования кредитных рисков обеспечивает укрепление финансового положения банка.

Цель данного исследования – провести оценку кредитования физических лиц на примере «Чувашкредитпромбанк» (ОАО), выявить проблемы и определить перспективы его развития.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

      раскрыть сущность и функции кредитования физических лиц;

      рассмотреть виды кредитов, предоставляемых населению;

      выявить динамику на рынке кредитования физических лиц на территории Российской Федерации;

      охарактеризовать деятельность «Чувашкредитпромбанк» (ОАО);

      проанализировать порядок кредитования населения в «Чувашкредитпромбанк» (ОАО);

      выявить основные проблемы кредитования физических лиц;

      определить перспективы развития кредитования физических лиц и предложить методы его совершенствования.

Объектом исследования  курсовой работы является кредитная деятельность коммерческого банка - «Чувашкредитпромбанк» (ОАО) - в части потребительского кредитования физических лиц.

Предметом исследования является анализ результатов деятельности банка,  виды кредитов, предоставляемые физическим лицам, порядок потребительского кредитования населения в АКБ «Чувашкредитпромбанк» (ОАО).

Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в работах таких авторов, как Алексеем ко М.Д., Антонов И.Г, Виноградов В.А., Казьмин А.И, Колесников В.И, Лаврушин О.Ч., Панова Г.С., Пессель М А, Суетина М.В., Суворов А.В., Тосуян Г.А., Ямпольский ММ., и некоторых других.

 

Глава 1. Сущность, цели и задачи кредитования физических лиц в коммерческом банке

1.1. Кредитование физических лиц в коммерческом банке, их роль и место в современной системе кредитования

Основой возникновения и развития кредитных отношений между банками и их клиентами в связи с движением кредита является кредитный процесс, обуславливающий круговорот ссудного капитала банка в целом и жизненный цикл каждой отдельной банковской ссуды в частности.

«Система кредитования» банка - это совокупность взаимосвязанных элементов кредитной политики и кредитных технологий, определяющих стратегию и тактику построения кредитных отношений между банком и его клиентами[1].

Общая цель любого банка, должна определять приоритеты его политики с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, минимизации рисков, оптимизации портфеля (в том числе кредитного), направлений его деятельности. Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то цели банка основываются на частных целях его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов банка и органов банковского надзора. Основной целью банка является его развитие, понимаемое в самом широком смысле. В Законе РФ «О внесении изменений в «Закон о банках и банковской деятельности»» сказано: «Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности... имеет право осуществлять банковские операции...».[2] Следует отметить, что прибыльность банка не должна определяться прибыльностью каждой его операции. В противном случае, узкое понимание ориентирует банки в первую очередь на операции, гарантированный доход от проведения которых может быть получен исключительно в краткосрочной перспективе. Прибыльным должен быть банковский бизнес в целом, поэтому именно развитие банка (поддержание имиджа, увеличение клиентской и ресурсной базы, качество обслуживания и т.д.) направлено на достижение общей цели. Обобщённо, целью кредитования любого банка является извлечение максимального дохода от проведения кредитных операций при условии соблюдения принципов безопасности и надёжности.

Применительно к кредитным отношениям, тактика - это совокупность конкретных средств, приёмов, методов и процедур, посредством которых осуществляется решение конкретных задач и достижение главной цели кредитного процесса.

Понятие «кредит» определяется как «экономическая сделка, при которой один партнер предоставляет другому денежные средства или имущество на условиях срочности, возвратности и платности».[3] Данное определение – стандартное для экономической теории. Кредит – система экономических отношений между кредитором и заемщиком, возникающих в процессе предоставление временно свободных денежных средств или материальных ресурсов во временное пользование на условиях возврата, т.е. в долг с уплатой процента.[4]

Роль кредита в рыночной экономике трудно переоценить. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование. 

Ссудный капитал перераспределяется между отраслями, устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами.

Особое место в системе кредитных отношений занимают кредиты населению, которые являются нецелевыми кредитами. Но их особенности и сущность, специфические функции и роль, законы движения недостаточно изучены.

Потребительский кредит – “это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.)”.

Еще одно  определение данного понятия дано в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре под ред. Грязновой А.Г.: «Потребительский кредит (англ. consumer credit, purchase loan) – форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа».

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользова­ния.

Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны – заемщики – люди.

Через различные формы потребительского кредита обслуживается всё возрастающая доля розничного товарооборота.

Роль потребительского кредита заключается в том, что он очень сильно стимулирует эффективность труда. То есть, получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчет необходимых  товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку.

Потребительский кредит существует в двух формах - «прямой потребительский кредит (без посредничества торговых фирм, например, в виде кредитных карт, платежных карт); с поручительством торговых фирм (банк заключает договор с торговой фирмой о кредитовании  ее покупателей, а фирма берет на себя поручительство по долговым обязательствам покупателей-заемщиков перед банком и заключает договор с покупателями об условиях кредита, погашаемого частями. Эти договоры передаются банку, который выплачивает фирме 80-90 % суммы кредита, а остальную часть зачисляет на особый - блокиро­ванный счёт. Покупатель погашает кредит по частям; купленные им в кредит товары служат обеспечением платежа. В случае непогашения в срок кредита соответствующие суммы взыскиваются банком с блокированного счёта)»[5]. То есть, часть общей суммы кредита – 10-12% -зачисленная банком на блокированный счет, является гарантией  погашения кредита в срок.

 

1.2  Анализ кредитоспособности физических лиц и оценка качества кредитов, предоставляемых физическим лицам

Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи кредита. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком возможности и целесообразности предоставления заемщику кредитов, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. Анализ кредитоспособности клиента позволяет банку, своевременно вмешавшись в дела должника, уберечь его от банкротства, а при невозможности этого — оперативно прекратить кредитование такого заемщика.

Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации о способности клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения кредита, о наличии у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданного кредита, и т.д. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывают банк и его клиент, и прочие факторы. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут быть сведения с места работы, места жительства и т.п.38]

Информация о работе Организация кредитования физических лиц в коммерческом банке