Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:05, курсовая работа
Цель данного исследования – провести оценку кредитования физических лиц на примере «Чувашкредитпромбанк» (ОАО), выявить проблемы и определить перспективы его развития.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
раскрыть сущность и функции кредитования физических лиц;
рассмотреть виды кредитов, предоставляемых населению;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, цели и задачи кредитования физических лиц в коммерческом банке……………………………………………………………5
1.1.Понятие и сущность кредита….……………………………………...…..…5
1.2.Показатели эффективности кредитования физических лиц………….…8
1.3.Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность коммерческого банка и организацию кредитования физических лиц…………………………15
Глава 2. Оценка эффективности кредитования физических лиц АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО……...………………….………………...….22
2.1.Организационно-экономическая характеристика АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО…………………………………………………22
2.2. Кредитная политика АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО…………...….27
2.3.Оценка эффективности процесса кредитования физических лиц в АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО………………………………………………....30
Глава 3. Основные направления совершенствования процесса кредитования физических лиц….…………………………………………....33
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………........41
Соответственно степень риска кредитных вложений составляет 0,25 – низкий.
«ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» (ОАО) демонстрирует очень хорошую динамику развития. В течение пяти лет (2004-2010 годы) прибыль банка выросла в 11,7 раза, до 5,7 млрд. рублей, рентабельность активов — в 3,7 раза, до 2,6 %, а рентабельность капитала — в 2,2 раза, до 20,7 %.
Глава 3. Основные направления совершенствования
кредитования физических лиц
Рассмотрим возможные пути совершенствования системы кредитования населения банками.
o Все возрастающая сложность отношений в финансовой сфере требует совместного и системного регулирования отношений между заемщиками, кредиторами и финансовой инфраструктурой. Поэтому проекты законов о потребительском кредите, о банкротстве физического лица, о залоге, о коллекторских агентствах, которые разрабатываются в настоящее время и которые предполагается внести в Государственную Думу в ближайшей перспективе, следует рассматривать в комплексе. Только таким образом может быть установлен общий баланс интересов, который складывается между должником и кредитором на протяжении всего «срока жизни» потребительского кредита.
o При развитии розничного бизнеса перед многими банками сегодня стоит задача построения эффективной системы управления продвижением розничных продуктов.
Перечень практических мероприятий для развития розничных продаж может включать в себя:
1) оптимизацию розничного блока в головном офисе и создание розничной инфраструктуры в филиалах банка (включая нормирование персонала);
2) определение продуктов-локомотивов для продаж и разделение этих продуктов на продукты прямых продаж и продукты партнерских продаж;
3) изменение процедур принятия решений по розничным кредитам;
4) порядок установления в филиалах лимитов самостоятельного кредитования по розничным кредитам;
5) эффективную работу с просроченной и проблемной задолженностью по розничным кредитам (влияет на продажи).
Эффективное продвижение розничных продуктов должно поддерживаться соответствующей организационно-управленческой структурой в рамках как головного офиса банка, так и его филиалов. Схема управления и взаимодействия подразделений филиала представлена на рис. 3.4.
Рис.3.4. Схема управления и взаимодействия подразделений филиалов
Эффективные продажи розничных продуктов банка требуют внедрения стандартизированного подхода.
o Масс-медиа - только 20–25% российских потребителей готовы доверить свои сбережения отечественным банкам — таковы результаты последних исследований потребительской аудитории, что означает необходимость маркетинговых и PR-мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа в глазах целевой аудитории. При этом аргументы, убедительные для профессионалов, — валюта баланса, чистые активы, инвестиционные рейтинги и другие показатели деятельности банка — населению зачастую просто непонятны. Гораздо более важную роль играет освещение деятельности банка в средствах массовой информации — сведения, понятные большинству потребителей.
o Невозможно не заметить тот факт, что рынок оказания банковских услуг в настоящее время стал конкурентнее и в силу его консолидации, и в связи с приходом новых игроков в лице иностранных банков. И это обстоятельство вынуждает к поиску новых, нестандартных способов продвижения оказываемых услуг, новых видов рекламы, да и в целом к выработке новых тенденций в стратегии развития банка.
Чем более креативно будет действовать финансовый институт, тем больше внимания он вызовет со стороны потенциальных клиентов.
Пути для продвижения банковских услуг, наращивания клиентской базы банка: цель — наращивание числа клиентов, пользующихся услугами по своей (чем больше покупателей у такой компании, тем выше показатели реализации, а следовательно, и собираемая выручка).
Сегментация тесно связана с таким понятием, как мерчендайзинг (в упрощенной форме — «выкладка товара»), без осуществления которого немыслима реализация товара. От того, как будет оформлен банковский продукт, а также от того, в какой точке продаж (мобильный офис в торговом центре, дополнительный офис, операционная касса) или на какой стойке (при входе в операционный зал банка или вблизи операциониста) будет представлен продукт, зависят объемы его реализации.
Отсюда вытекает следующее понятие, а в связи с приходом иностранных банков в Россию становится привычным и для российских банкиров, — это брендинг - создание корпоративного стиля банка.
Важно, чтобы в любой точке банка, в которой осуществляется работа с клиентами и происходит реализация банковских продуктов, прослеживалась единая концепция, начиная с банковского продукта и его оформления и заканчивая оформлением точки продаж.
Таким образом, у банка начинает вырабатываться свой корпоративный стиль, а у клиентов банка идет особое визуальное восприятие банка и его продуктов. Это дает возможность банку выделиться из общего ряда, делает его узнаваемым и тем самым более конкурентоспособным. Необходимость коррекции корпоративного стиля связана с тем, что вкусы потребителей со временем меняются, новые поколения требуют новых стилей. К тому же человеческое восприятие так устроено, что все новое привлекает и обращает на себя внимание. И людям нужно, чтобы бренд менялся. Потребность в обновлении фирменного стиля — рестайлинге — зависит от многих факторов, в частности от аудитории (молодежным брендам нужно меняться чаще) и от страны (в Англии, например, лояльность по отношению к выбранному один раз бренду очень высока, и сложно заставить потребителя попробовать что-то новое). Чаще рестайлинг проводится постепенно, чтобы не потерять аудиторию, и аудитория оповещается о производимых изменениях.
Розничное направление в работе «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО всегда занимало существенное место.
Мероприятия, осуществляемые с целью формирования имиджа, являются значимой составляющей коммуникационного комплекса «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО. При этом исключительное внимание Банк уделяет постоянному мониторингу результатов проводимой работы и внесению в нее необходимых коррективов.
o Финансовое просвещение населения требует особого внимания со стороны участников рынка кредитования; оно может служить каналом коммуникации при продвижении бренда.
Министерство финансов России совместно с Всемирным банком планирует в 2009 году запустить общенациональную программу просвещения российского населения в области финансов. Бюджет компании составит порядка 2,6 млрд руб. Данная программа будет проводиться в несколько этапов.
1 этап — анализ текущей ситуации и определение четких критериев оценки финансовой грамотности.
2 этап — крупномасштабная информационная кампания с привлечением центральных СМИ.
Информационная кампания будет включать в себя проведение семинаров, круглых столов, рассчитанных на разную целевую аудиторию, вплоть до внедрения образовательных программ для школьников и студентов. Дальнейшие этапы планируется формировать по итогам проведения первых двух.
В свете повышения сложности процессов, связанных с предоставлением и обслуживанием кредитов, и увеличения объемов розничных операций сегодня на первое место выходят следующие требования банков к автоматизированной банковской системе: способность обеспечивать быстрое формирование и вывод на рынок новых финансовых продуктов, возможность обслуживания больших потоков клиентов по различным каналам в режиме реального времени, потенциал для наращивания мощностей и расширения функциональности системы по мере роста бизнеса.
Для российских банков, модернизирующих свою технологическую инфраструктуру, важно внедрять автоматизированные банковские системы, адаптированные к условиям национального рынка.
Потребительское кредитование – высокомаржинальный бизнес со сравнительно короткими сроками отвлечения ресурсов, поэтому банки, в которых есть программы потребкредитования, будут поддерживать их в первую очередь, конечно с учетом ограничений в части ресурсной базы. Однако ставки на этом рынке, безусловно, вырастут, что скажется на общем уровне спроса на потребкредиты со стороны потребителя. И когда ставка по кредиту начинает приближаться к отметке в 30% годовых, возможно, решение будет в пользу отказа от кредита. При этом клиент либо найдет другой источник финансирования, либо примет решение отказаться от покупки, которую он собирался совершить с помощью заемных средств.
Таблица 3. 9
Проблемы потребительского кредитования в «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО и направления их решения
Проблемы потребительского кредитования в «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО |
| Направления решения проблем потребительского кредитования в «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО |
1. Больший, по сравнению с кредитованием юридических лиц, кредитный риск |
| Применение современных методик оценки и компенсации кредитного риска; Сотрудничество с бюро кредитных историй; Внедрение скоринга; Применение системы страхования |
2. Относительно маленькая доходность с большими затратами при кредитовании населения, чем при кредитовании юридических лиц |
| Повышение объемов потребительского кредитования; Повышение сроков кредитного договора |
3. Недостаточная проработанность программ микрокредитования |
| Активизация программы выдачи кредитных карт; Снижение минимальной суммы и сроков кредита |
4. Сложность в оформлении кредита |
| Упрощение процедуры оформление кредита |
5. Неразвитость ипотечного кредитования |
| Разработка программы ипотечного кредитования совместно с правительством Москвы и страховыми компаниями |
6. Торможение тенденции роста автокредитования |
| дальнейшее расширение сферы кредитования (подержанные автомобили; внедрение кредитов со стартовым взносом 0%); развитие новых программ (buy-back). |
7. Неразвитая сеть экспресс-кредитования |
| Увеличение сети Экспресс-кредитования в торговых точках, крупных торговых центрах и гипермаркетах, и овердрафтное кредитование. |
8. Существенная доля невозврата кредита и просрочек в погашении |
| Более тесное взаимодействие с коллекторскими агентствами |
9. Не достаточно высокий спрос и объем кредитования |
| Усиление рекламы и PR |
10. Низкая культура кредитования у населения |
| Выпуск специальных разъяснительных проспектов и каталогов для населения в доступной и наглядной форме |
Заключение
Подводя итоги определения путей совершенствования кредитования потребительских нужд населения в «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО, можно сделать следующие выводы:
1. По мере стабилизации экономической ситуации в стране и роста платежеспособного спроса населения «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО необходимо увеличить долю кредитов физическим лицам в кредитном портфеле Банка за счет наращивания объемов предоставляемых кредитов и услуг, позволяющих удовлетворить возрастающие потребности населения. Продвижение новых продуктов и банковских услуг должно осуществляться с учетом потребностей различных возрастных и социальных групп населения в кредитах: на образовательные цели, на потребительские цели для молодых семей; на покупку жилья на финансируемых Банком объектах жилищного строительства, рост кредитного портфеля должен происходить за счет увеличения объемов потребительского кредитования на неотложные нужды, а также кредитования на покупку, строительство и реконструкцию жилья.
2. «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО следует активизировать выпуск и обслуживание пластиковых кредитных карточек. Причем необходимо максимально упростить процедуру оформления и выдачи пластиковых карт населению, сделать доступным получение небольших кредитов подавляющему количеству населения, а также наладить систему «зарплатных» проектов по пластиковым картам.
3. «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО необходимо наладить кредитование владельцев государственных жилищных сертификатов в рамках президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Учитывая, что размер субсидий, предоставляемых в рамках указанной программы, не покрывает стоимости приобретаемого владельцами сертификатов жилья, предоставление кредитов на недостающую часть стоимости приобретаемого жилья позволит данной категории граждан решить проблему покупки жилья в выбранном для проживания регионе. В рамках реализации федеральных программ, а также региональных программ субъектов Российской Федерации «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО целесообразно сотрудничать с местными органами власти по расширению ипотечного кредитования населения.
4. Эффективное сотрудничество с местными органами власти в части реализации инвестиционных, а особенно социальных программ «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ОАО будет способствовать совершенствованию кредитования потребительских нужд населения как с точки зрения расширения объемов кредитования данного банка и увеличения спектра предоставляемых кредитов, так и с точки зрения доступности потребительских кредитов широким слоям населения.
Информация о работе Организация кредитования физических лиц в коммерческом банке