Организация муниципального финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:46, контрольная работа

Описание

В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Теоретические основы организации государственного и муниципального финансового контроля в РФ
Понятие, объекты и формы, сущность финансового контроля………4
Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль……………………………………………….....13

Заключение……………………………………………………………………...21

Список использованных источников………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

кр гмф.docx

— 136.17 Кб (Скачать документ)

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный (ведомственный), общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль. Государственный финансовый контроль, как элемент финансового менеджмента на макроуровне, является многоуровневым и многосторонним. Он охватывает движение денежных фондов, прежде всего на федеральном и региональном уровнях. Государственный финансовый контроль проявляется при разработке, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также осуществлении контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений. Он затрагивает негосударственную сферу экономики лишь по части выполнения финансовых обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных из бюджетов и внебюджетных фондов государственных средств, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности[11, стр. 25].

Как составная часть публично-правового  финансового контроля бюджетный контроль представляет собой урегулированную нормами бюджетного права систему ревизионно-правовых мер, направленных на проверку законности и целесообразности осуществляемой в Российской Федерации бюджетной деятельности.

В Бюджетном кодексе РФ указано три формы финансового контроля в бюджетной сфере, осуществляемого законодательными (представительными) органами, а также органами местного самоуправления[4, ст. 256]:

- предварительный контроль — осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

  - текущий контроль — осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, органов местного самоуправления в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль — имеет место в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Из официально постулируемой  федеративной природы российского государства и единства его бюджетной системы вытекает необходимость наличия общих требований к организации и осуществлению контрольной деятельности в сфере бюджета. Эти требования составляют правовую основу бюджетного контроля в Российской Федерации и являются обязательными для всех субъектов бюджетных правоотношений. Они имеют прямое действие на всей территории страны и не должны нарушаться при законодательном регулировании бюджетного контроля на соответствующих уровнях публичной власти.

В современной литературе можно встретить самые различные классификации видов, форм, методов финансового контроля. При этом необходимо учитывать, что соотношение понятий «вид», «форма» и «метод» в науке финансового права остается дискуссионным (правда, в большинстве работ указанные понятия представлены в различных смысловых сочетаниях, но фактически используются как равнозначные). В зависимости от выбранного критерия такой классификации, как правило, выделяют следующие методы финансового контроля:

- по субъекту контроля — государственный; ведомственный; независимый; правовой; гражданский; внутрихозяйственный; общественный контроль;

- по методам проведения — документальная (камеральная) или выездная проверки; экономический анализ; ревизия; обследование;

- по характеру проверяемого материала — документальный контроль; фактический контроль;

- по степени охвата материалачастичный; тематический; комплексный; сквозной; выборочный контроль.

С точки  зрения предмета контрольного воздействия  основными видами государственного (муниципального) финансового контроля в настоящее время являются:

- бюджетный контроль — финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства (финансовый контроль в бюджетной сфере);

- налоговый контроль — финансовый контроль за законностью (полнотой) налогообложения;

- валютный контрольфинансовый контроль за соблюдением валютного законодательства.[1, стр. 670-671]

 

 

 

 

1.2 Органы, осуществляющие  государственный и муниципальный финансовый контроль.

Финансовый контроль в  бюджетной сфере в пределах своей  компетенции осуществляют высшие органы государственной власти и государственного управления — Федеральное Собрание РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также представительные органы местного самоуправления, а также финансовые и контрольные органы исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительные органы местного самоуправления.

На федеральном уровне структура государственного финансового  контроля выглядит следующим образом: [2, стр. 508]

Рис.1. Структура  государственного финансового контроля в РФ.

Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления:

  • на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
  • на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджетов;
  • на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
  • на создание собственных контрольных органов (Счетная палата, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
  • на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы государственной  исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять  всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам[5стр. 294-296].

Федеральное Собрание РФ для  осуществления государственных функций финансового контроля образовало Счетную палату. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему[6].

К основным задачам Счетной  палаты отнесены следующие:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

  • анализ выявленных отклонений от установленных тенденций бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;
  • контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Информация о работе Организация муниципального финансового контроля