Органы финансового контроля, их задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Целью является изучение сущности финансового контроля, органов его осуществляющих и организация контроля в Республике Беларусь.
Следовательно, к задачам данной курсовой работы относятся:
Раскрытие сущности, сферы и принципов финансового контроля;
Определение видов, форм и методов его осуществления;
Изучение функций органов финансового контроля, прав и обязанностей работников, осуществляющих контроль;
Рассмотрение организации финансового контроля в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

attachment.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

Налоговый и таможенный контроль рассматриваются и как самостоятельные виды контроля, и как составляющие бюджетного контроля. [8, с.139]

Вся совокупность контрольных  действий и операций выражается в  разных формах, которые зависят от целого ряда факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и т.д.).

Основные формы финансового  контроля:

1. По времени проведения контроля – предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль производится до совершения хозяйственной операции. Имеет большое значение для предупреждения нарушения существующего финансового законодательства.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения финансово-хозяйственной  операции. Позволяет получить необходимую  информацию, которая характеризует состояние объекта контроля, внести необходимые исправления в случае выявления отклонений.

Последующий контроль производится после проведения операции и отличается тем, что происходит более глубокое изучение деятельности субъекта хозяйствования.

2. По направлению воздействия субъекта на объект контроля – внешний, внутренний.

3. По месту проведения контроля – камеральный, выездной.

4. По полноте охвата проверяемого материала (информации) – сплошной, выборочный.

5. По характеру источников контроля – документальный, фактический.

6. По периодичности проведения контроля – систематический, периодический, единовременный.

7. По полноте охвата проверяемых вопросов – комплексный, тематический, встречный.

8. Повторяемость изучения источников контроля – первичный, повторный, дополнительный. [12, с.283]

При проведении финансового  контроля применяют следующие методы: обследование, проверку, анализ, ревизию, надзор и др.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных операций. В отличие от проверки ревизия дает наиболее полные и достоверные результаты по положению дел в хозяйствующем субъекте. Ревизия предполагает сплошной охват проверяемых данных. Ревизия является важнейшим методом финансового контроля. [8, с.127].

По полноте охвата проверяемых вопросов ревизии могут  быть:

- тематические (проводятся  по определенному кругу вопросов);

- комплексные (охватывают  практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности).

По характеру источников контроля ревизии могут быть:

- документальные (проверка  финансовой отчетности и документов);

- фактические (например, инвентаризация денежных средств  и материальных запасов и т.д.).

Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

Надзор – представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления.

Мониторинг – в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования. [18, с.142]

1.3 Функции органов финансового контроля

 

Контролирующие (надзорные) органы при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим направлениям:

    • определение вопросов, подлежащих проверке, сроков проведения плановых проверок;
    • проведение совместных проверок в целях координации действий, направленных на сокращение числа проверок в отношении проверяемых субъектов;
    • обмен информацией о результатах проводимых проверок;
    • работа по совершенствованию форм и методов контрольной (надзорной) деятельности.

Основные функции органов, осуществляющих общегосударственный  контроль:

1) ревизия и проверка финансово-хозяйственной деятельности;

2) осуществление проверки документации, относящейся к проверяемой деятельности субъекта;

3). получение от субъектов хозяйствования, в частности от должностных лиц, необходимых сведений и объяснений по проверяемым вопросам;

4) изъятие документов, свидетельствующих о нарушениях субъектами хозяйствования существующего законодательства либо являющихся объектами таких нарушений;

5) опечатывание кассы, помещения, мест хранения документации, материальных ценностей, а также денежных средств, назначение их инвентаризации;

6) приостановка производства и реализации товаров, работ или оказание услуг, если дальнейшее продолжение указанной деятельности причиняет либо может причинить вред жизни, здоровью либо имуществу граждан;

7) отбор образцов товаров с целью определения качества;

8) осуществление контрольных покупок и оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов с покупателями;

9) приостановка в исключительных случаях отдельных операций по счетам субъектов хозяйствования. Каждый факт такой приостановки должен быть основан на достоверных данных о нарушениях законодательства;

10) требование от руководителя и других должностных лиц субъекта хозяйствования устранения выявленных нарушений законодательства и контроль соблюдения таких требований;

11) в случаях выявления при проведении ревизий и проверок фактов, дающих основание предполагать совершение преступлений, передавать материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством;

12) рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административного взыскания;

13) применение экономических санкций. [14, с.132]

1.4 Права и обязанности работников, осуществляющих финансовый контроль

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. №510 «О порядке организации и  проведении проверок» контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

- при предъявлении  служебных удостоверений и предписания  на проведение проверки (в отношении  объектов, допуск на которые ограничен  в соответствии с законодательством,  иных документов, предусмотренных  законодательством для допуска на объекты), входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;

- при проведении проверки  проверять у представителей проверяемого  субъекта документы, удостоверяющие  личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

- в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий);

- истребовать посредством  направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;

- истребовать в пределах  своей компетенции на безвозмездной  основе у государственных органов,  иных организаций и физических  лиц, обладающих информацией и  (или) документами, имеющими отношение  к деятельности и (или) имуществу  проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;

- привлекать экспертов,  специалистов;

- получать доступ  в пределах своей компетенции  к базам и банкам данных  проверяемого субъекта с учетом  требований законодательства об  информации, информатизации и защите информации;

- вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей  проверяемого субъекта, участников  контрольного обмера, а также  других лиц, имеющих документы  и (или) информацию о деятельности  проверяемого субъекта;

- при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

- на время проведения  внеплановой тематической оперативной  проверки приостанавливать (на срок  не более 2 суток) розничную  торговлю (оказание услуг, выполнение  работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

- изымать у проверяемого  субъекта в порядке, установленном  законодательством, подлинники документов, имеющих отношение к выявленным  нарушениям, на срок, не превышающий  срок проведения проверки (кроме  случаев передачи подлинников  документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;

- проводить в порядке,  определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;

- изымать в случаях  и порядке, установленных законодательством,  на срок, не превышающий срок  проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;

- требовать письменные  и устные объяснения от представителей  проверяемого субъекта, иных лиц  по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

- в случаях, предусмотренных  законодательными актами, получать  в банках, небанковских кредитно-финансовых  организациях (далее – банки)  сведения о счетах и вкладах  (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;

- в случаях и порядке,  предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных  органах государственного казначейства  Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

- проводить проверки  фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;

- проводить в порядке,  установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

- осуществлять иные  полномочия, предусмотренные законодательными  актами.

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

- проводить проверку  в соответствии с предписанием  на ее проведение и законодательством;

- предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

- внести определенные  законодательством сведения о  проведении проверки в книгу  учета проверок (журнал производства  работ – в случае, предусмотренном  в части четвертой пункта 33 настоящего Положения) (при их представлении);

- проводить проверки  в рабочее время проверяемых  субъектов;

- требовать у проверяемых  субъектов только те сведения  и документы, которые относятся  к вопросам, подлежащим проверке;

- производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;

- соблюдать законодательство, права  и законные интересы проверяемых субъектов;

- при проведении проверки соблюдать  служебную этику;

- ознакомить представителей проверяемого  субъекта с результатами проверки;

- заблаговременно путем направления  уведомления, содержащего указание  на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции