Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью является изучение сущности финансового контроля, органов его осуществляющих и организация контроля в Республике Беларусь.
Следовательно, к задачам данной курсовой работы относятся:
Раскрытие сущности, сферы и принципов финансового контроля;
Определение видов, форм и методов его осуществления;
Изучение функций органов финансового контроля, прав и обязанностей работников, осуществляющих контроль;
Рассмотрение организации финансового контроля в Республике Беларусь.
Налоговый и таможенный контроль рассматриваются и как самостоятельные виды контроля, и как составляющие бюджетного контроля. [8, с.139]
Вся совокупность контрольных действий и операций выражается в разных формах, которые зависят от целого ряда факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и т.д.).
Основные формы финансового контроля:
1. По времени проведения контроля – предварительный, текущий, последующий.
Предварительный контроль производится до совершения хозяйственной операции. Имеет большое значение для предупреждения нарушения существующего финансового законодательства.
Текущий контроль осуществляется в процессе совершения финансово-хозяйственной операции. Позволяет получить необходимую информацию, которая характеризует состояние объекта контроля, внести необходимые исправления в случае выявления отклонений.
Последующий контроль производится после проведения операции и отличается тем, что происходит более глубокое изучение деятельности субъекта хозяйствования.
2. По направлению воздействия субъекта на объект контроля – внешний, внутренний.
3. По месту проведения контроля – камеральный, выездной.
4. По полноте охвата проверяемого материала (информации) – сплошной, выборочный.
5. По характеру источников контроля – документальный, фактический.
6. По периодичности проведения контроля – систематический, периодический, единовременный.
7. По полноте охвата проверяемых вопросов – комплексный, тематический, встречный.
8. Повторяемость изучения источников контроля – первичный, повторный, дополнительный. [12, с.283]
При проведении финансового контроля применяют следующие методы: обследование, проверку, анализ, ревизию, надзор и др.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
Ревизия – это система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных операций. В отличие от проверки ревизия дает наиболее полные и достоверные результаты по положению дел в хозяйствующем субъекте. Ревизия предполагает сплошной охват проверяемых данных. Ревизия является важнейшим методом финансового контроля. [8, с.127].
По полноте охвата проверяемых вопросов ревизии могут быть:
- тематические (проводятся
по определенному кругу
- комплексные (охватывают
практически все аспекты
По характеру источников контроля ревизии могут быть:
- документальные (проверка
финансовой отчетности и
- фактические (например,
инвентаризация денежных
Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.
Надзор – представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления.
Мониторинг – в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования. [18, с.142]
Контролирующие (надзорные) органы при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим направлениям:
Основные функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль:
1) ревизия и проверка финансово-хозяйственной деятельности;
2) осуществление проверки документации, относящейся к проверяемой деятельности субъекта;
3). получение от субъектов хозяйствования, в частности от должностных лиц, необходимых сведений и объяснений по проверяемым вопросам;
4) изъятие документов, свидетельствующих о нарушениях субъектами хозяйствования существующего законодательства либо являющихся объектами таких нарушений;
5) опечатывание кассы, помещения, мест хранения документации, материальных ценностей, а также денежных средств, назначение их инвентаризации;
6) приостановка производства и реализации товаров, работ или оказание услуг, если дальнейшее продолжение указанной деятельности причиняет либо может причинить вред жизни, здоровью либо имуществу граждан;
7) отбор образцов товаров с целью определения качества;
8) осуществление контрольных покупок и оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов с покупателями;
9) приостановка в исключительных случаях отдельных операций по счетам субъектов хозяйствования. Каждый факт такой приостановки должен быть основан на достоверных данных о нарушениях законодательства;
10) требование от руководителя и других должностных лиц субъекта хозяйствования устранения выявленных нарушений законодательства и контроль соблюдения таких требований;
11) в случаях выявления при проведении ревизий и проверок фактов, дающих основание предполагать совершение преступлений, передавать материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством;
12) рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административного взыскания;
13) применение экономических санкций. [14, с.132]
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. №510 «О порядке организации и проведении проверок» контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:
- при предъявлении
служебных удостоверений и
- при проведении проверки
проверять у представителей
- в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий);
- истребовать посредством
направления письменных запросо
- истребовать в пределах
своей компетенции на
- привлекать экспертов, специалистов;
- получать доступ
в пределах своей компетенции
к базам и банкам данных
проверяемого субъекта с
- вызывать в контролирующий
(надзорный) орган
- при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
- на время проведения
внеплановой тематической
- изымать у проверяемого
субъекта в порядке,
- проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
- изымать в случаях
и порядке, установленных
- требовать письменные
и устные объяснения от
- в случаях, предусмотренных
законодательными актами, получать
в банках, небанковских кредитно-
- в случаях и порядке,
предусмотренных актами
- проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;
- проводить в порядке,
установленном Советом
- осуществлять иные
полномочия, предусмотренные
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:
- проводить проверку
в соответствии с предписанием
на ее проведение и
- предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
- внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения) (при их представлении);
- проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
- требовать у проверяемых
субъектов только те сведения
и документы, которые
- производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;
- соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
- при проведении проверки
- ознакомить представителей
- заблаговременно путем
Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции