Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью является изучение сущности финансового контроля, органов его осуществляющих и организация контроля в Республике Беларусь.
Следовательно, к задачам данной курсовой работы относятся:
Раскрытие сущности, сферы и принципов финансового контроля;
Определение видов, форм и методов его осуществления;
Изучение функций органов финансового контроля, прав и обязанностей работников, осуществляющих контроль;
Рассмотрение организации финансового контроля в Республике Беларусь.
- требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
- соблюдать охраняемую
- принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
- принимать необходимые меры
по возмещению вреда,
- передавать в порядке,
установленном
- вносить предложения
о применении мер
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.[6]
В Беларуси важным органом финансового контроля со стороны представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность лежит на Президенте страны.
Комитет государственного контроля и его территориальные органы действуют на основании Конституции Республики Беларусь, Закона "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах", иных законов, декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь и других актов законодательства Республики Беларусь, а также международных договорах Республики Беларусь.
Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах республики.
В настоящее время структура Комитета государственного контроля представлена следующим образом:
В соответствии с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647, Комитет государственного контроля решает следующие задачи:
В пределах своей компетенции Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за:
Основными функциями Комитета государственного контроля являются:
1)сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях, проверка поступившей информации и выявление признаков, свидетельствующих о том, что финансовые операции связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, либо финансированием террористической деятельности;
2)координация плановых проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами, определение переченя методов и способов осуществления проверок органами Комитета;
3)принятие мер профилактики правонарушений в экономической сфере в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
4) участие в установленном порядке в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями;
5)принятие нормативных правовых актов;
6)проведение в установленном порядке проверки отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, подготовка соответствующего заключения и внесение его на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
7)рассмотрение в соответствии с законодательством обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также проведение личных приемов работниками Комитета граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц;
8)осуществление контроля по иным вопросам и выполнение других функций в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь. [7]
Таким образом, в Республике Беларусь государственный контроль обеспечивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В его компетенцию также входит контроль за расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание государственного аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности и т.д. К органам особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь.
В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на каждое полугодие в Республике Беларусь формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.
Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности утвержден приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 № 94.
Проверки включаются
в координационные планы в
зависимости от отнесения проверяемого
субъекта к высокой, средней или
низкой группе риска, а также на основании
решения или поручения
При отнесении проверяемых субъектов к высокой группе риска их проверки назначаются не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года.
При отнесении проверяемых субъектов к средней группе риска их проверки назначаются не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет.
При отнесении проверяемых субъектов к низкой группе риска их проверки назначаются по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.
В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения. [4]
В 2010 году органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь занимались:
-предупреждением и своевременным выявлением отрицательных явлений в экономической и социальной сферах;
-проведением масштабных мероприятий по контролю за расходованием государственных средств, а также за использованием государственной собственности, соблюдением земельного и имущественного законодательства;
-реализацией государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных и инвестиционных проектов;
-эффективной работой отраслей и предприятий реального сектора экономики и другими вопросами, влияющими на значение показателей экономической безопасности государства.
В 2010 году органами Комитета было осуществлено 6549 проверок (в 2009 году – 6657). Взыскано, восстановлено в бюджет денежных средств на сумму 460,5 млрд. руб., или почти в 2 раза больше чем в 2009 году, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на 562,07 млрд. руб. (+12,1%).
К административной ответственности привлечено 9820 правонарушителей. От занимаемых должностей освобождено 382 работника.
Департаментом финансовых расследований Комитета проведено 3730 проверочных мероприятий. Возбуждено 1285 уголовных дел. Сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила 124,8 млрд. руб., из них возмещено 47,8 млрд. руб. или 38,3%. Наложен арест на имущество и денежные средства обвиняемых на сумму 81,8 млрд. руб. В связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (ст. 88-1 УК РБ) прекращено 57 уголовных дел, в бюджет поступило 6,6 млрд. руб.
Департаментом финансового
мониторинга в
Положительным моментом в деятельности Комитета государственного контроля в 2010 году стало наблюдение за процессом проведения централизованного тестирования в учреждениях образования, выявление фактов выплаты заработной платы «в конвертах», мониторинг общественного мнения о ситуации с производством и реализацией детской обуви. Особое внимание было уделено повышению эффективности работы с гражданами.
В январе 2011 г. проведена коллегия Комитета, на которой подведены итоги работы за 2010 год и выработаны направления деятельности на 2011 год и ближайшую перспективу. Основная задача – обеспечить безусловное выполнение решений IV Всебелорусского народного собрания с учетом требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Главными направлениями в работе Комитета в 2011 году, как это и предписано Конституцией Республики Беларусь, останутся контроль за выполнением поручений Главы государства, за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и государственной собственности, обеспечение экономической безопасности страны, профилактика и предупреждение правонарушений. [21]. В то же время подходы к проведению контрольно-аналитических мероприятий, формы и методы контроля будут усовершенствованы. Это будет выражаться в проведении мероприятий, связанных с:профилактикой правонарушений; снижением контрольной нагрузки на организации и предприятия; уходом от мелкотемья к исследованию масштабных проблем в экономике, нерешенность которых приводит к значительному ущербу для государства в виде упущенной выгоды, имиджевых потерь, влияющих в целом на экономическую безопасность страны;выявле нием системных нарушений законодательства и выработкой предложений по его совершенствованию; совершенствованием методологии финансового контроля, внедрением методов аудита эффективности на всех этапах разработки и реализацией в стране государственных, региональных и отраслевых программ, значимых инвестиционных и инновационных проектов.
Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции