Органы финансового контроля, их задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Целью является изучение сущности финансового контроля, органов его осуществляющих и организация контроля в Республике Беларусь.
Следовательно, к задачам данной курсовой работы относятся:
Раскрытие сущности, сферы и принципов финансового контроля;
Определение видов, форм и методов его осуществления;
Изучение функций органов финансового контроля, прав и обязанностей работников, осуществляющих контроль;
Рассмотрение организации финансового контроля в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

attachment.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

- требовать от представителей  проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

- соблюдать охраняемую законодательными  актами тайну;

- принимать необходимые меры  по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;

- принимать необходимые меры  по возмещению вреда, причиненного  государству, иным лицам;

- передавать в порядке,  установленном законодательством,  материалы проверок в органы  уголовного преследования и суды;

- вносить предложения  о применении мер дисциплинарного  взыскания к лицам, действия (бездействие)  которых повлекли нарушения;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ГЛАВНЫЙ ОРГАН  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ – КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

В Беларуси важным органом  финансового контроля со стороны  представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность лежит на Президенте страны.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы действуют на основании Конституции Республики Беларусь, Закона "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах", иных законов, декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь и других актов законодательства Республики Беларусь, а также международных договорах Республики Беларусь.

 Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах республики.

В настоящее время  структура Комитета государственного контроля представлена следующим образом:

    • Председатель Комитета государственного контроля,
    • первый заместитель Председателя Комитета государственного контроля,
    • три заместителя Председателя, один из которых - директор Департамента финансовых расследований,
    • Департамент финансовых расследований,
    • главное управление бюджетно-финансового контроля,
    • главное управление контроля за деятельностью государственных органов,
    • главное управление контроля за банковской системой и рынком ценных бумаг,
    • главное управление контроля за работой отраслей сферы материального производства,
    • главное управление контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов,
    • главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы,
    • главное управление контроля за внешнеэкономической деятельностью,
    • главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг,
    • главное информационно-аналитическое управление,
    • главное экспертно-правовое управление,
    • управление координации деятельности контролирующих органов,
    • управление инспекционно-кадровой работы,
    • финансово-хозяйственное управление,
    • секретариат,
    • комитеты государственного контроля областей,
    • управления Департамента по областям и г. Минску,
    • межрайонные комитеты государственного контроля,
    • межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г. Минску.

В соответствии с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647, Комитет государственного контроля решает следующие задачи:

      1. защищает интересы государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечивает экономическую безопасность Республики Беларусь;
      2. проверяет выполнение поручений Президента Республики Беларусь, контролирует их исполнение;
      3. осуществляет государственный контроль за эффективным и рациональным использованием предприятиями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
      4. осуществляет государственный контроль за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, на которых лежит обязанность регулирования отношений государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
      5. проводит комплексные мероприятия по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;
      6. выявляет неиспользуемые резервы повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;
      7. предупреждает, выявляет и пресекает правонарушения в экономической сфере;
      8. принимает эффективные меры по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
      9. ведет в установленном порядке административного процесса;
      10. выполняет иные задачи в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь. [7]

В пределах своей компетенции Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за:

  1. исполнением республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
  2. использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;
  3. принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата;
  4. исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;
  5. соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности;
  6. использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
  7. законностью использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;
  8. соблюдением государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
  9. соблюдением государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка организации и проведения проверок;
  10. финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
  11. соблюдением законодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, в том числе по приемке, получению, сбору, отгрузке, реализации, расходованию, учету, инвентаризации, хранению, отпуску, перемещению (включая транспортировку), переработке редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;
  12. соблюдением установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;
  13. исполнением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь Национальным банком, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями;
  14. соблюдением законодательства о ценных бумагах;
  15. поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для государственных нужд;
  16. соблюдением организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, определяющего правила торговли, выполнения работ, оказания услуг, порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также регулирующего защиту потребительского рынка и прав потребителей;
  17. исполнением государственными органами, иными организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, в том числе за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций;
  18. соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;
  19. деятельностью организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;

Основными функциями Комитета государственного контроля являются:

1)сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях, проверка поступившей информации и выявление признаков, свидетельствующих о том, что финансовые операции связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, либо финансированием террористической деятельности;

2)координация плановых проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами, определение переченя методов и способов осуществления проверок органами Комитета;

3)принятие мер профилактики правонарушений в экономической сфере в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;

4) участие в установленном порядке в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями;

5)принятие нормативных правовых актов;

6)проведение в установленном порядке проверки отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, подготовка соответствующего заключения и внесение его на рассмотрение Президента Республики Беларусь;

7)рассмотрение в соответствии с законодательством обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также проведение личных приемов работниками Комитета граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц;

8)осуществление контроля по иным вопросам и выполнение других функций в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь. [7]

Таким образом, в Республике Беларусь государственный контроль обеспечивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В его компетенцию также входит контроль за расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание государственного аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности и т.д. К органам особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА 2010 ГОД

 

В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на каждое полугодие в Республике Беларусь формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.

Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности утвержден приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 № 94.

Проверки включаются в координационные планы в  зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или  низкой группе риска, а также на основании  решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке.

При отнесении проверяемых  субъектов к высокой группе риска  их проверки назначаются не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной  контролирующим (надзорным) органом  плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года.

При отнесении проверяемых  субъектов к средней группе риска их проверки назначаются не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет.

При отнесении проверяемых  субъектов к низкой группе риска  их проверки назначаются по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного  подразделения по вопросам, которые  не были проверены в ходе проведенной  в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения. [4]

В 2010 году органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь занимались:

-предупреждением и своевременным выявлением отрицательных явлений в экономической и социальной сферах;

-проведением масштабных мероприятий по контролю за расходованием государственных средств, а также за использованием государственной собственности, соблюдением земельного и имущественного законодательства;

-реализацией государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных и инвестиционных проектов;

-эффективной работой отраслей и предприятий реального сектора экономики и другими вопросами, влияющими на значение показателей экономической безопасности государства.

В 2010 году органами Комитета было осуществлено 6549 проверок (в 2009 году – 6657). Взыскано, восстановлено в бюджет денежных средств на сумму 460,5 млрд. руб., или почти в 2 раза больше чем в 2009 году, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на 562,07 млрд. руб. (+12,1%).

К административной ответственности  привлечено 9820 правонарушителей. От занимаемых должностей освобождено 382 работника.

Департаментом финансовых расследований Комитета проведено 3730 проверочных мероприятий. Возбуждено 1285 уголовных дел. Сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила 124,8 млрд. руб., из них возмещено 47,8 млрд. руб. или 38,3%. Наложен арест на имущество и денежные средства обвиняемых на сумму 81,8 млрд. руб. В связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (ст. 88-1 УК РБ) прекращено 57 уголовных дел, в бюджет поступило 6,6 млрд. руб.

Департаментом финансового  мониторинга в правоохранительные органы, министерства и комитеты республики, подразделения финансовой разведки иностранных государств направлено 4289 материалов, по которым возбуждено 599 уголовных дел. [21]

Положительным моментом в деятельности Комитета государственного контроля в 2010 году стало наблюдение за процессом проведения  централизованного тестирования в учреждениях образования, выявление фактов выплаты заработной платы «в конвертах», мониторинг общественного мнения о ситуации с производством и реализацией детской обуви. Особое внимание было уделено повышению эффективности работы с гражданами.

В январе 2011 г. проведена  коллегия Комитета, на которой подведены итоги работы за 2010 год и выработаны направления деятельности на 2011 год и ближайшую перспективу. Основная задача – обеспечить безусловное выполнение решений IV Всебелорусского народного собрания с учетом требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Главными направлениями  в работе Комитета в 2011 году, как это и предписано Конституцией Республики Беларусь, останутся контроль за выполнением поручений Главы государства, за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и государственной собственности, обеспечение экономической безопасности страны, профилактика и предупреждение правонарушений. [21]. В то же время подходы к проведению контрольно-аналитических мероприятий, формы и методы контроля будут усовершенствованы. Это будет выражаться в проведении мероприятий, связанных с:профилактикой правонарушений; снижением контрольной нагрузки на организации и предприятия; уходом от мелкотемья к исследованию масштабных проблем в экономике, нерешенность которых приводит к значительному ущербу для государства в виде упущенной выгоды, имиджевых потерь, влияющих в целом на экономическую безопасность страны;выявле нием системных нарушений законодательства и выработкой предложений по его совершенствованию; совершенствованием методологии финансового контроля, внедрением методов аудита эффективности на всех этапах разработки и реализацией в стране государственных, региональных и отраслевых программ, значимых инвестиционных и инновационных проектов.

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции