Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью является изучение сущности финансового контроля, органов его осуществляющих и организация контроля в Республике Беларусь.
Следовательно, к задачам данной курсовой работы относятся:
Раскрытие сущности, сферы и принципов финансового контроля;
Определение видов, форм и методов его осуществления;
Изучение функций органов финансового контроля, прав и обязанностей работников, осуществляющих контроль;
Рассмотрение организации финансового контроля в Республике Беларусь.
Одной из важнейших сфер
деятельности по управлению народным
хозяйством, осуществляемом на любом
уровне, выступает контроль за состоянием
экономики, развитием социально-
Одним из звеньев системы контроля является финансовый контроль. Он способствует обеспечению реализации на практике одной из функций финансов – контрольной.
Финансовый контроль приобрел огромное значение в управлении финансами на любом уровне, обеспечивает стабильное и надежное функционирование существующей финансовой системы государства, способствует обеспечению успешной реализации государственной финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Сущность финансового контроля раскрывается в целях и задачах.
Целью финансового контроля является получение исчерпывающей информации о ходе процесса управления финансовыми ресурсами на микро- и макроуровне, о выявлении нарушений для принятия правильных управленческих решений.
Финансовый контроль, связанный с использованием стоимостных категорий имеет определенную сферу применения. Финансовому контролю подвергаются финансовые (стоимостные) показатели: прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, себестоимость и др.
Финансовый контроль может быть организован и проводится на основе определенных принципов.
К основным принципам финансового контроля относятся следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.
Особенностью любой формы контроля как элемента управления является его вторичность: контролю может быть подвергнуто только то, что уже имеется.
Классификация видов, форм и методов финансового контроля производится по признакам, которые характеризуют определенные связи между объектами данной классификации.
По субъекту контроля различают государственный и негосударственный контроль.
Государственный финансовый контроль – это совокупность операций и действий, которые осуществляются органами государственной власти, а также другими органами, путем использования специфических форм и методов его организации. Контроль осуществляется за правильностью и соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти правовых основ в области законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Негосударственный финансовый контроль включает такие виды контроля как аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Основные функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль:
1. ревизия и проверка
финансово-хозяйственной
2. осуществление проверки документации, относящейся к проверяемой деятельности субъекта;
3. получение от субъектов хозяйствования, в частности от должностных лиц, необходимых сведений и объяснений по проверяемым вопросам;
4. изъятие документов,
свидетельствующих о
5. опечатывание кассы, помещения, мест хранения документации, материальных ценностей, а также денежных средств, назначение их инвентаризации;
6. приостановка производства
и реализации товаров, работ
или оказание услуг, если
7. отбор образцов товаров с целью определения качества;
В Беларуси важным органом финансового контроля со стороны представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность лежит на Президенте страны.
В своей деятельности Комитет государственного контроля и его территориальные органы руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах", иными законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.
В 2010 году органами Комитета было осуществлено 6549 проверок (в 2009 году – 6657). Взыскано, восстановлено в бюджет денежных средств на сумму 460,5 млрд. руб., или почти в 2 раза больше чем в 2009 году, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на 562,07 млрд. руб. (+12,1%).
К административной ответственности привлечено 9820 правонарушителей. От занимаемых должностей освобождено 382 работника.
Департаментом финансовых расследований Комитета проведено 3730 проверочных мероприятий. Возбуждено 1285 уголовных дел. Сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила 124,8 млрд. руб., из них возмещено 47,8 млрд. руб. или 38,3%. Наложен арест на имущество и денежные средства обвиняемых на сумму 81,8 млрд. руб. В связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (ст. 88-1 УК РБ) прекращено 57 уголовных дел, в бюджет поступило 6,6 млрд. руб.
Главными направлениями в работе Комитета в 2011 году, как это и предписано Конституцией Республики Беларусь, останутся контроль за выполнением поручений Главы государства, за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и государственной собственности, обеспечение экономической безопасности страны, профилактика и предупреждение правонарушений.
4
Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции