Органы управления в потребительских обществах с кооперативными участками и их полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - это углубление знаний по дисциплинам «Кооперативное движение» и «Теория и история потребительской кооперации».


Задачами курсовой работы являются изучение, изложение, обоснование выводов и предложений по следующим вопросам курсовой работы:


1. Правовые вопросы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов.


2. Организационное построение потребительской кооперации.


3. Экономические основы деятельности потребительской кооперации.


4. Пайщик - социальная основа потребительской кооперации

Работа состоит из  1 файл

Органы управления в потребительских обществах с кооперативными участками и их полномочия.docx

— 50.36 Кб (Скачать документ)

1. Рекомендовано  Центросоюзу России, а также другим  существующим и создаваемым организациям  системы потребительской кооперации  сосредоточить свою деятельность  первоочередно на:

- развитии торгового  и бытового обслуживания проживающего  в сельской местности населения,  включая граждан, не являющихся  пайщиками потребительских обществ,  прежде всего, социально нуждающихся  лиц: пенсионеров, инвалидов, детей; 

- содействии развитию на селе производства изделий народного промысла с целью расширения торговли ими и обеспечения занятости сельского населения.

2. Рекомендовано  органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  совместно с органами местного  самоуправления:

- оказывать организациям  потребительской кооперации поддержку  в их деятельности по увеличению  объемов закупок сельскохозяйственных  продуктов и сырья, переработки  этой продукции, продажи населению  и поставок для государственных  нужд за счет максимального  восстановления сети приемозаготовительных  пунктов, складов, овощехранилищ,  торгово-закупочных предприятий,  магазинов, перерабатывающих предприятий  и эффективного использования  имеющихся производственных мощностей; 

- предусматривать  выделение средств региональных  лизинговых фондов для обеспечения  организаций потребительской кооперации  оборудованием для пищевых и  перерабатывающих предприятий, складским  и торговым оборудованием, автотранспортом; 

- осуществлять меры  по межрегиональному вовлечению  в оборот закупаемой в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных  хозяйствах граждан сельскохозяйственной  продукции, гарантированному сбыту  ее, обеспечению активного участия  организаций потребительской кооперации  в проводимых ярмарках и торгах, создании розничной торговой  сети по продаже сельскохозяйственных  продуктов в городах и промышленных  центрах;

- привлекать организации  потребительской кооперации к  участию в создании оптовых  продовольственных рынков, эффективно  используя для этих целей их  материально-техническую базу и  кадры; 

- содействовать открытию  магазинов "на дому" в отдаленных  малонаселенных деревнях и поселках  в целях бесперебойного снабжения  продуктами питания и товарами  повседневного спроса проживающего  в них населения; 

- содействовать выполнению  организациями потребительской  кооперации требований Закона  РФ"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" об активном участии пайщиков как хозяев потребительских обществ, в управлении ими и контроле за их деятельностью, а также обеспечению информирования пайщиков о работе потребительских обществ через средства массовой информации и кооперативную газету "Российская кооперация";

- содействовать реализации  принятых потребительскими обществами  и их союзами программ стабилизации  и развития потребительской кооперации  до 2002 года, предусматривающих практические  меры по расширению заготовительной,  производственной и торговой  деятельности.  

В феврале 2008 года была принята Концепция развития потребительской  кооперации Российской Федерации до 2015 года (далее - Концепция). Настоящая Концепция подготовлена с целью сформулировать основные направления деятельности организаций потребительской кооперации до 2015 года для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально-ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета в вопросах социального развития, участия в экономическом развитии Российской Федерации, обеспечении ее безопасности в сфере продовольственного обеспечения. 

В Концепции учитывается  анализ данных статистического наблюдения развития регионов России, в том  числе данных о потребительской  кооперации. Реализация Концепции предполагает системность и программный подход: каждое положение (группа положений) Концепции  должно быть реализовано в конкретной программе, проекте или совокупности проектов, основанных на анализе исходной ситуации и содержащих систему мер  и мероприятий для достижения целей и решения задач, определенных в Концепции.  

Таким образом, в  Концепции сформулированы основные направления деятельности организаций  потребительской кооперации для  обеспечения стабильного поступательного  развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном  рынке продовольственных и непродовольственных  товаров, повышения авторитета и  участия в решении социально-экономических  проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.  

2. Организационное  построение потребительской кооперации 
 

Современная потребительская  кооперация выступает как многоотраслевая  социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой, является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих  членов-пайщиков в товарах, услугах, а также обслуживание экономических  интересов объединившихся в ней  товаропроизводителей и достижение определенных выгод для ее участников Вахитов К.И. Организационные и уставные основы системы потребительской кооперации. История потребительской кооперации России: Учеб. пособие. - М., 2002.С.123-128..  

Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных  и социальных функций.  

Именно из социально-экономической  природы кооперации вытекают особенности  создания и развития организационных  форм потребительской кооперации. Организационная  форма - есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала - одно - организационно-правовая форма - узаконенная форма предприятия  как хозяйственного субъекта с правами  юридического лица, который, используя  закрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги.  

Второе -- управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры:  

а) внутри потребительского общества;  

б) в системе «потребительское общество -- союз»;  

в) в системе «союз - союз».  

Организационная форма  является тем конструктивным элементом  кооперативного производства, который  придает ему следующие характерные  моменты:  

- обеспечивает правовую  регламентацию хозяйственной деятельности  кооперативного предприятия;  

- включает данное  производство в систему единого  экономического пространства;  

- организационно  закрепляет управление технологическими  процессами и людьми;  

- определяет систему  внутренних и внешних финансовых  взаимоотношений участников производственного  процесса;  

- регламентирует  механизм взаимодействия профессионального  менеджмента и общественного  управления.  

В этой связи организационные  формы потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей социальную миссию и  организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что и  определяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночными  субъектами. 

Потребительская кооперация как некоммерческая организация, с  одной стороны фиксирует и  закрепляет сложившуюся в ней  систему экономических отношений  между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной  собственности и распределению  продуктов этой реализации между  членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок  отношений с внешней средой: с  государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации  и т. д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами.  

Современное российское законодательство характеризует потребительскую  кооперацию как систему потребительских  обществ и их союзов, созданных  в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.  

Следовательно, она  включает в себя следующие организационные  формы:  

- сельскохозяйственные  производственные кооперативы, занимающиеся  закупкой, переработкой и сбытом  сельхозпродукции;  

- специализированные  потребительские кооперативы, которые  для своих участников строят  дома, гаражи, подсобные хозяйства,  капитальное строительство, предоставляют  кредиты, оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие  услуги;  

- потребительские  общества, осуществляющие торговую, заготовительную, производственную  и другую деятельность, в том  числе и общественное питание;  

- потребительские  союзы (районный потребительский  союз, областной, республиканский,  краевой союзы, Центросоюз);  

- хозяйственные общества, товарищества на вере, медицинские,  образовательные и иные учреждения, а также потребительские общества, которые сами могут быть участниками  хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на  вере.  

Системный характер потребительской кооперации дает основание  выделить ее основные свойства, которые  и составляют содержание хозяйственной  и социальной функций организационных  форм потребительской кооперации. На сегодняшний день таковыми являются самоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность.  

Свойство самоорганизации - это главный способ образования  кооперативных формирований любого вида. В основе самоорганизации лежит  собственная инициатива и собственные  средства людей, которые они добровольно  объединяют между собой, чтобы решать свои насущные проблемы. Именно самоорганизация  позволяет мобилизовать и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы на территориальном, региональном и национальном уровне для скорейшего решения экономических и социальных задач пайщиков и некооперативного населения.  

Свойство системности  потребительской кооперации предусматривает, что ее организационные формы (потребительские  общества, их союзы) связаны друг с  другом определенным образом, в первую очередь, за счет сохранения вертикальных уровней власти и управления, каналов  коммуникаций и механизма принятия решений, что дает возможность проанализировать работу различных элементов структуры  потребительской кооперации, к примеру, в отношении производства товаров  и оказания услуг, совокупной рабочей  силы, реализации единой стратегии развития и т.д. 

Потребительское общество -- добровольное объединение граждан  и юридических лиц, созданное, как  правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения  его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов Ст.1. ФЗ "О потребительской кооперации в Российской Федерации",. 

В этом определении  отражены следующие черты потребительского общества: 

-- потребительское  общество -- коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства, 

-- начальный капитал  потребительского общества создается  путем объединения его членами  имущественных паевых взносов,  поэтому члены потребительского  общества называются пайщиками; 

-- потребительское  общество осуществляет совместную  торговую, заготовительную, производственную  и иную деятельность; 

Информация о работе Органы управления в потребительских обществах с кооперативными участками и их полномочия