Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - это углубление знаний по дисциплинам «Кооперативное движение» и «Теория и история потребительской кооперации».
Задачами курсовой работы являются изучение, изложение, обоснование выводов и предложений по следующим вопросам курсовой работы:
1. Правовые вопросы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов.
2. Организационное построение потребительской кооперации.
3. Экономические основы деятельности потребительской кооперации.
4. Пайщик - социальная основа потребительской кооперации
- получать кооперативные выплаты по итогам работы за год пропорционально участию в хозяйственной деятельности общества или паевому взносу в соответствии с решением общего собрания
- завещать, но наследству
паевой взнос и кооперативные
выплаты без передачи
- пользоваться услугами
общества, льготами, предусмотренными
для пайщиков законом и
- пользоваться объектами
социального назначения на
- быть принятым
в первоочередном порядке на
работу в общество, при прочих
равных условиях, в соответствии
с образованием, профессиональной
подготовкой и с учетом
- получать направления
на учебу в образовательные
учреждения потребительской
- получать информацию
от органов управления
- обращаться к общему собранию общества с жалобами на не правомерные действия органов управления и контроля общества;
- обжаловать в
судебном порядке решения
- добровольно выйти
из общества на основании
Общее собрание общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Феде рации.
Таким образом, пайщики,
вступив в потребительское
Наряду с правами
пайщики имеют ряд
- соблюдать устав общества, решения общего собрания общества, других органов управления и органов контроля, а также уставы союзов, членом которых является данное общество, решения органе управления и органов контроля этих союзов;
- выполнять обязательства
перед обществом по участию
в его хозяйственной
Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случаях невыполнения им без уважительных причин своих обязанностей, установленных Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации» (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставом общества, совершения действий, наносящих ущерб обществу.
Пайщик - основа кооперативной организации и хозяин в потребительском обществе, поэтому реализация социальной миссии направлена, в первую очередь, на пайщиков. А поскольку пайщики и их семьи - это почти все сельское население, то можно сделать вывод, что потребкооперация практически защищает интересы всего сельского населения.
Государство непосредственно организует деятельность целого комплекса институтов публичной власти через формирование правовых механизмов ее осуществления. Система потребительской кооперации выполняет серьезный социальный заказ, обеспечивая удовлетворение потребностей миллиона пайщиков в товарах и услугах.
В Послании Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию преодоление бедности в
стране рассматривается как
Развиваясь в соответствии
со своими демократическими основами,
потребительская кооперация представляет
собой инструмент самоорганизации
и духовно-нравственного
Социальная миссия
современной потребительской
Социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как:
· доставка и реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся в целом по району;
· ежедневная доставка хлеба в отдаленные населенные пункты;
· содержание планово-убыточных магазинов;
· доставка товаров
на дом по заявкам населения, в
первую очередь инвалидам и
· продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;
· помощь в обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах:;
· обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.);
· организация школьного питания;
· предоставление товарного кредита населению.
Коммерческая деятельность
кооперации формирует финансовую основу
для реализации ее социальной миссии.
Иначе говоря, при отсутствии дохода
социальная миссия невыполнима. А развитие
социальной сферы приводит к росту
финансово-экономического потенциала
самой кооперативной
Успешная реализация деятельности организаций предполагает наличие целостной программы экономического и социального развития каждого субъекта потребительской кооперации.
Развитие потребительской кооперации по пути социальной ориентации, накопленный практический опыт реализации социальной миссии обуславливают необходимость его обобщения и осмысления, а также требуют всестороннего научного анализа проблемы, связанной с необходимостью усиления социальной направленности деятельности в условиях конкуренции. Выполнение потребительской кооперацией социальной миссии по борьбе с бедностью находит активную поддержку селян и зависит, главным образом, от эффективности управления ее многоотраслевой деятельностью.
В основе динамичного и стабильного развития потребительской кооперации лежит удовлетворение интересов основных вовлеченных групп:
потребителей товаров и услуг - основы экономического развития,
работников потребительской кооперации - движущей силы системы потребительской кооперации,
пайщиков - социальной
основы потребительской кооперации.
Интересы потребителей
товаров и услуг
Интересы работников
потребительской кооперации - обеспечение
достойного уровня жизни, условий труда,
социального и пенсионного
Интересы пайщиков
- доступ к товарам и услугам
потребительской кооперации на льготных
условиях, целесообразность вложения
средств в развитие потребительской кооперации
Миссия потребительской
кооперации в России - участие в
развитии социальной инфраструктуры,
в первую очередь, на селе, обеспечение
стабильного развития потребительского
рынка страны за счет удовлетворения
потребностей и социальной защиты,
повышения занятости населения,
вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого
потребительской кооперацией, укрепление
безопасности России в сфере продовольственного
обеспечения Концепция развития
потребительской кооперации Российской
Федерации до 2015 года..
Работа с пайщиками
по сохранению и приумножению их численности
должна расцениваться как один из
основных резервов экономического развития
организаций потребительской
- восстановление
принципов и норм
- рост масштабов
за счет укрепления
- рост объемов
закупок сельскохозяйственной
- увеличение ресурсов
торговли за счет продукции
пайщиков, индивидуальной трудовой
деятельности, народных промыслов,
охоты, рыболовства,
- пополнение основных
и оборотных средств
Система взаимоотношений
с пайщиками должна отвечать следующим
требованиям:
1. Пайщики заинтересованы
в деятельности организаций
2. Налажен учет
пайщиков, в том числе их возможностей
по приобретению товаров и
услуг, сдаче
Стратегия развития
взаимоотношений с пайщиками
должна базироваться на дальнейшем укреплении
партнёрских отношений, взаимной экономической
заинтересованности. С одной стороны,
пайщику должен быть гарантирован сбыт
сельхозпродукции, кооперативные выплаты,
приобретение товаров и услуг на льготных
условиях, с другой стороны, потребительскому
обществу гарантирован свой покупатель,
потребитель услуг, инвестор и продавец
продукции сельских подворий. Стимулы
для пайщиков предусматриваются при реализации
программ развития торговой, заготовительной
и других видов деятельности (различные
скидки, дисконтные карты, увеличение
размера кооперативных выплат для наиболее
активных пайщиков и т.д.).
Кроме того, предоставляется
зелёная улица детям пайщиков:
если они идут учиться в кооперативные
учебные заведения, им обеспечена материальная
поддержка потребительских
Основной причиной
снижения численности пайщиков является
низкая информированность пайщиков
и населения о деятельности потребительской
кооперации.
В Законе указано, что
одной из задач потребительской
кооперации является «пропаганда кооперативных
идей, основанных на международных
принципах кооперации, доведение
их до каждого пайщика всех потребительских
обществ, в том числе через
средства массовой информации».
В целях информирования
пайщиков о деятельности потребительской
кооперации образована газета «Российская
кооперация», которая выходит с
декабря 1997 года. Газета «Российская
кооперация» - это газета для пайщиков,
она информирует их о работе кооперативов,
потребительской кооперации регионов
и страны в целом.